Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:34, контрольная работа
По приблизительным оценкам, в 80-е годы услуги составляли примерно 64% мирового ВНП. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией мировой экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.
Услуги – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Содержание
Стр.
1. Мировой рынок услуг и его особенности
3
1.1 Международные сделки в сфере услуг
3
1.2 Услуги международного транспорта
6
1.3 Международные поездки
8
1.4 Государственное регулирование торговли услугами
9
2. Мировой валютный рынок
11
2.1 Структура мирового финансового рынка
11
2.2 Мировой рынок валют (денежный рынок)
15
2.3 Конверсионные операции на мировом валютном рынке
17
2.3.1 Сущность валютных операций спот
18
2.3.2 Сущность форвардных операций
19
2.3.3 Фьючерсные контракты и валютные опционы
21
Список литературы
2
Операция | Включает | Исключает |
Пассажироперевозки | Услуги, связанные с перевозкой нерезидентов (экспорт/кредит) перевозчиками резидентами и резидентов перевозчиками нерезидентами (импорт/дебет) | Перевозки нерезидентов транспортными компаниями-резидентами внутри своей страны |
Грузоперевозки | Все услуги по доставке экспортного (кредит) или импортного (дебет) товара, после того как товар был погружен на борт перевозчика, до доставки его в пункт назначения; услуги по погрузке/разгрузке, если они предоставляются перевозчиком | Погрузку/разгрузку, если они осуществляются не перевозчиком (включаются в торговый баланс) |
Аренда перевозчика с экипажем | Услуги по сдаче в аренду резидентом нерезиденту (экспорт/кредит) и нерезидентом резиденту (импорт/дебет) судов, самолетов, автомобилей с экипажами на ограниченный промежуток времени для перевозки товаров или пассажиров | Аренду перевозчика без экипажа (включается в прочие бизнес-услуги) |
Обеспечивающие и вспомогательные услуги | Услуги, предоставляемые в портах: обработка грузов, хранение, упаковка/распаковка, навигация, буксировка, техобслуживание и помывка транспортного оборудования, комиссионные и агентские платежи | Товары, купленные в порту перевозчиком-нерезидентом, ремонт транспортного оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (услуги по строительству) |
Схема 1.3 – Классификация международных транспортных услуг
Транспортные издержки – все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.
Таким образом, влияние транспортных издержек на мировую торговлю аналогично влиянию возрастающих издержек производства, а именно:
- они приводят к снижению объемов торговли, уровня специализации стран и размеров выигрыша от торговли;
- они препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между торгующими странами в соответствии с теоремой Хекшера – Олина – Самуэльсона;
- они обусловливают сдвиги в территориальном разделении труда – в размещении предприятий и отраслей;
- распределение транспортных издержек между торгующими странами зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам.
Расчеты транспортных издержек оказывают непосредственное влияние на принятие решений о территориальном размещении производств.
С точки зрения территориального разделения труда выделяют:
- Отрасли, ориентированные на ресурсы – в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого он производится (горнорудная, алюминиевая и химическая промышленность).
- Отрасли, ориентированные на рынок – отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готовой продукции выше, чем на перевозку сырья, из которого она производится (обрабатывающие отрасли; автомобилестроение, производство прохладительных напитков) [6].
- Свободно ориентированные отрасли – территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам ресурсов, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие очень дорогие, но легкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю от их цены (электронные компоненты, драгоценности).
1.3 Международные поездки
Самая крупная часть мирового экспорта услуг – международные поездки, которые являются для некоторых стран мира крупнейшей статьей валютных доходов. Международные поездки представляют собой специфическую форму мировой экономики, обычно называемую в системе национальных счетов международным туризмом. Их специфика заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобретает товары и услуги. Тем самым, международные поездки с точки зрения мировой экономики представляют собой не только вид услуги, сколько набор услуг, приобретаемый путешественниками за рубежом.
Международные поездки – товары и услуги, приобретаемые путешественниками за рубежом, если они находятся там менее года и считаются нерезидентами.
Путешественник – это человек, находящийся менее года в стране, в которой он не является резидентом, если он не является сотрудником правительственного учреждения (посольства, военной базы) другой страны или членом его семьи и не работает на резидента.
Международные поездки как форму мировой торговли услугами важно отличать от мировой миграции рабочей силы как формы международного передвижения фактора производства. Путешественники, направляющиеся в зарубежную поездку, интересны для мировой торговли только тем, что, находясь за рубежом, они произведут некоторые расходы на предоставленные им услуги транспорта, гостиниц, лечебных учреждений [7]. Классификация международных поездок представлена более подробно на схеме 1.4.
| Включают | Исключают |
Деловые поездки | Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по делу: экипажей судов и самолетов, сотрудников правительственных органов, международных организаций, частных фирм, сезонных рабочих | Расходы, покупки и продажи, совершенные путешественником от лица и за счет посылающей организации |
Личные поездки | Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по личным делам (туризм): отдых, занятие спортом, посещение родственников, обучение, лечение, отправление религиозных нужд | Перевозку путешественников за границу и обратно (включается в услуги пассажирского международного транспорта) |
Схема 1.4 – Классификация международных поездок
1.4 Государственное регулирование мировой торговли услугами
Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами.
Меры регулирования доступа на рынок представляют собой инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке.
Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:
- Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов ч внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплено за национальными транспортными компаниями.
- Введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям или ограничение на количество иностранных фильмов, которые могут быть показаны по национальным телевизионным каналам за определенное время.
- Ограничение на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен.
- Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера, как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии.
- Ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.
Национальный режим – это режим экономических отношений между государствами. При котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами – членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала. В целях регулирования мировой торговли услугами некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами.
Изъятие из национального режима – инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными:
- Предоставление ценовых преимуществ местным производителям. Например, во многих странах правительства предоставляют прямые ценовые субсидии из бюджета местным производителям услуг – туристическим, транспортным, страховым компаниям.
- Предоставление иностранным производителям менее благоприятных условий, чем местным. Например, иностранные авиаперевозчики могут не получить доступа к национальной системе резервирования авиабилетов и лучшим аэропортам страны. Размеры обязательного резервирования или налогов на операции иностранных банков могут быть выше, чем для местных [4].
Усилия по либерализации мировой торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций (ГАТТ/ВТО), в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.
2 Мировой валютный рынок (вопрос № 48)
Совокупность деловых операций в определенной сфере финансов или в определенном месте, где происходит обмен капиталами, называется рынком ссудных капиталов, или финансовым рынком.
Рынок можно представить как место встречи спроса и предложения. Рынок может иметь осязаемый, зримый образ (например, продуктовый рынок); и напротив, под рынком может пониматься некоторая виртуальная реальность (например, рынок евродолларов). Идет ли речь о реальном или виртуальном рынке, он представляет собой важнейший институт любой товарной экономики. Следует, однако, отметить, что в зависимости от экономической системы или экономического режима, функции финансового рынка могут меняться. В условиях свободной конкуренции рынок – это место, где происходит обмен и формируется цена на финансовые активы, а в экономике с плановым ценообразованием функции финансового рынка сужаются – это лишь место осуществления обменных операций [1]. Многие экономисты считают, что по – настоящему о рынке можно говорить лишь тогда, когда место встречи спроса и предложения одновременно выступает местом ценообразования. Однако это отнюдь не обозначает, что даже в капиталистических странах с наиболее свободными условиями торговли финансовый рынок выполняет функцию ценообразования самостоятельно. Всегда имеет место регулирование рынка, хотя осуществляется оно неодинаковыми способами. В некоторых случаях подобное регулирование ограничивается изданием регламентирующих правил, имеющих целью стимулировать конкуренцию и запретить ее ограничение (межбанковский финансовый рынок). В других случаях регулирование рынков состоит в детальной организации его функционирования (валютные биржи). Регулирование финансового рынка предусматривает такое вмешательство государства, в результате которого функционирование рынка ограничивается строго определенными рамками или происходит под жестким государственным контролем (в этой связи следует упомянуть введение регламентации деятельности валютного рынка, рынка капиталов и прямое вмешательство в их функционирование).