Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:24, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы путем анализа концепций международной безопасности оценить их взаимосвязь и степень взаимовлияния, выявить сходства и различия. Соотнося заявленные цели и достигнутые результаты, оценить степень их адекватности и гибкости. Определить перспективы, возможности и пределы сотрудничества ведущих государств мира по выстраиванию стабильного и безопасного миропорядка в постбиполярном мире.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
-    рассмотреть понятие безопасности, его суть, восприятие, связь с другими категориями и возникающие при этом закономерности;
- выявить особенности формирования подходов к обеспечению международной безопасности в современном мире;
- охарактеризовать и проанализировать новые параметры и угрозы международной безопасности.
Таким образом, даже если вывод о демократическом мире действительно верен (хотя его теоретические основания и эмпирические коннотации все еще нуждаются в дальнейшем исследовании), опыт стран, находящихся в стадии перехода к демократии, говорит о том, что такой переход чреват конфликтами. «Следовательно, – пишут Дж. Снайдер и С. Ван Эвера, – американская политика распространения демократии фактически может скорее способствовать распространению вооруженных конфликтов в мире, нежели наоборот. …Вместо бездумного распространения демократии в глобальном масштабе Соединенным Штатам следует определять условия, при которых мирный переход к демократии наиболее осуществим, и содействовать обеспечению таких условий в демократизирующихся государствах» [36].
1. 4. Постмодернистские теории безопасности
В последние десятилетия XX в. традиционные подходы к определению безопасности и проблемам ее обеспечения в теории международных отношений стали подвергаться критике в рамках постмодернистского направления. С. Вебер, С. Делби, Д. Кемпбел, Р. Уолкер и другие исследователи постмодернистского направления переосмысливают концепции международной безопасности, говоря о расширении источников угроз, невозможности отделить проблемы безопасности от проблем окружающей среды и прав человека. С точки зрения критических теорий международных отношений «безопасность не может быть локализована в одном месте, не важно идет ли речь о государстве или международной организации; безопасность необходимо создавать во множестве мест и на множестве уровней» [16]. Многогранность угроз безопасности на разных уровнях – от индивидуального (личности) до всеобъемлющего (общество) – требует, по мнению постмодернистов, плюрализма концепций безопасности. Системы региональной безопасности, режимы нераспространения, различные организационные формы обеспечения безопасности, в том числе и коллективный подход играют важную роль. Хотя сегодня идея коллективной безопасности является синонимом блоковой системы, предполагая в качестве участников только государства.
Постмодернистская трактовка 
проблем безопасности основана на критическом 
отношении постмодернистов к 
роли национальных государств в современной 
мировой политике. Политическая власть 
объединила людей на определенной территории, 
где и формировалось 
В конце XX в., по мнению постмодернистов, 
роль территориального фактора в 
политике резко уменьшилась. Современные 
информационные технологии, развитие 
транспорта позволяют преодолеть территориальную 
разобщенность и устранить 
Постмодернисты полагают, что на смену территориальным общностям идут общности сетевые, существующие и действующие на основе общих интересов и ценностей и не зависящие от территориальной принадлежности их участников. Такие факторы, как принадлежность к той или иной религии, экономические интересы или политическая солидарность, могут перевесить гражданско-политическую лояльность по отношению к государству. Более того, постмодернисты отмечают, что государство не только не способно обеспечить безопасность в традиционном ее понимании, но и само становится источником угроз для общества и для личности. Как отмечает российский исследователь Д. Балуев, личностная безопасность хотя и не может полностью заменить традиционное видение безопасности, но должна стать одним из основных элементов концепций безопасности [1].
Личностная безопасность включает как количественные, например определенный материальный уровень, так и качественные моменты – человеческое достоинство, контроль над собственной жизнью, возможность принимать участие в жизни общества.
Постмодернисты считают, что всеобщая безопасность будет обеспечена только тогда, когда в качестве ее субъектов будут рассматриваться просто люди как отдельные индивиды, а не граждане какого-либо государства и, тем более, не сами эти государства. Выразителями такого взгляда на безопасность стали, по мнению известных постмодернистов Р. Уокера и Р. Фалька, новые социальные движения, участники которых озабочены проблемами сохранения мира, культурных различий, экологии, бедности, защиты гражданских прав человека, а не военно-политической безопасностью тех государств, в которых они сами живут и чьими гражданами являются [11, 19].
В постмодернистском потоке исследований международных отношений и проблем безопасности существует и феминистское направление, в рамках которого добавляется гендерная составляющая [7]. Мужское восприятие мира через категории силы и агрессии видит и феномен безопасности прежде всего в военно-политической плоскости. Не отрицая этого угла зрения, представители феминистского направления считают, что «истинная безопасность должна сопровождаться преодолением иерархии общественных отношений и участием всех людей в обеспечении собственной безопасности» [15]. Согласно исследованиям сторонников феминистского направления, в государствах, активно укрепляющих свою военную мощь, содержащих большую армию и ведущих военные действия, выше уровень насилия и внутри государства. Также в семьях военных по статистике показатели насилия выше, чем в обычных семьях [6].
Постмодернистские концепции 
подтолкнули представителей и других 
школ и направлений в теории международных 
отношений к переходу от традиционного 
одностороннего восприятия феномена безопасности 
к пониманию его как сложного 
и многоуровневого. В качестве объекта 
безопасности современная теория и 
практика международных отношений 
рассматривает различные сферы 
общественной жизни. Формируется новое 
определение международной 
«Понятие безопасности, – констатировалось в документах Конференции ООН по проблемам окружающей среды и устойчивого развития в Рио-де-Жанейро в 1992 г., – развивается. Оно все меньше и меньше касается военной сферы и, по существу, сливается с задачами налаживания устойчивого общепланетарного развития» [3].
Наряду с традиционными 
военными и военно-политическими 
видами безопасности сегодня выделяют 
такие виды безопасности, которые 
квалифицируются как «новые», «альтернативные», 
«мягкие». К ним относятся: экономическая 
безопасность, экологическая безопасность, 
энергетическая безопасность, информационная 
безопасность, продовольственная 
Ученые постмодернистского 
направления выражают мнение, что 
в современном мире обсуждение вопросов 
безопасности должны выйти за пределы 
компетенции только профессиональных 
военных и политиков. Традиционные 
способы обеспечения 
Таким образом, постмодернистские концепции внесли существенный вклад в переосмысление феномена безопасности. Предложенные в рамках постмодернистского дискурса подходы активно используются и сегодня, в том числе и учеными, не разделяющими теоретико-методологических принципов постмодернизма.
2. Новые параметры 
и угрозы международной 
2. 1. Новые параметры международной безопасности
В начале XXI в. пришло отчетливое 
осознание того, что в сфере 
международной безопасности происходят 
сдвиги глубинного, «тектонического» 
характера, а ее обеспечение требует 
нового стратегического мышления, новой 
материально-технической базы, новых 
военно-политических инструментов и 
международной организационно-
Сегодняшнее состояние международной 
безопасности чаще всего определяют 
как «безопасность после 
Меняющаяся внешняя среда международной безопасности
1. Одним из основных 
процессов сегодняшней мировой 
политики и международных 
Из этого следует  существенное 
возрастание степени 
2. Другим важным новым феноменом является демократизация мира. «Третья волна» демократизации, начавшаяся в середине 1970-х годов и приобретшая особенно высокую динамику после окончания холодной войны, качественно изменила соотношение сил между демократией и авторитаризмом.
Если исходить из того, что буржуазные демократии не воюют или крайне редко воюют друг с другом, то расширение глобальной зоны демократии означает расширение зоны мира между теми государствами, которые в нее входят. Кроме того, в условиях глобальной взаимосвязанности и изменения «соотношения сил» в пользу демократии большинство авторитарных государств предпочитает строить отношения с демократиями на принципах «мирного сосуществования». Как показывает практика последних десятилетий, зона военной конфликтности ограничивается тем сектором, где сталкиваются некоторые демократические государства (в основном США и их активные союзники) с отдельными радикальными авторитарными режимами (например, Ираком при Хусейне, Югославией при Милошевиче, КНДР, Ираном). При этом, как правило, демократическое сообщество и даже часть авторитарного мира признают, что такие режимы представляют угрозу для международной безопасности, но часто расходятся по вопросу относительно оправданности и целесообразности применения вооруженной силы против них.
Помимо этого демократическое сообщество оказалось расколотым по вопросу о допустимости и желательности принудительного экспорта демократии путем смены правящих режимов в авторитарных странах. Авторитарные режимы выступают против этого принципиально, потому что такая практика может в будущем коснуться каждого из них. Большая часть демократического сообщества и транзитных режимов видят в этом нарушение одного из основополагающих принципов международного права – свободы выбора того или иного политического режима. Многие считают насаждение демократии извне без соответствующих внутренних предпосылок непродуктивным. Существуют и серьезные подозрения относительно того, что государства-экспортеры демократии могут прикрывать благородными намерениями свои корыстные интересы по распространению контроля и влияния – как политического, так и экономического.
Информация о работе Новые концепции международной безопасности