Новые концепции международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:24, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы путем анализа концепций международной безопасности оценить их взаимосвязь и степень взаимовлияния, выявить сходства и различия. Соотнося заявленные цели и достигнутые результаты, оценить степень их адекватности и гибкости. Определить перспективы, возможности и пределы сотрудничества ведущих государств мира по выстраиванию стабильного и безопасного миропорядка в постбиполярном мире.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- рассмотреть понятие безопасности, его суть, восприятие, связь с другими категориями и возникающие при этом закономерности;
- выявить особенности формирования подходов к обеспечению международной безопасности в современном мире;
- охарактеризовать и проанализировать новые параметры и угрозы международной безопасности.

Работа состоит из  1 файл

Новые концепции международной безопасности.docx

— 90.39 Кб (Скачать документ)

Новое измерение приобретает  угроза внутренних вооруженных конфликтов. Переход от холодной войны к современному состоянию международной безопасности сопровождался затуханием ряда конфликтов, которые ранее подпитывались  центральным противостоянием между  Вашингтоном и Москвой. Другие конфликты, освободившиеся от внешних стимулов, тем не менее сохранили свою внутреннюю локальную динамику. Начал формироваться  широкий международный консенсус  относительно недопустимости самого явления  внутренних вооруженных конфликтов в принципе. Это объясняется рядом  причин. При всей опасности других угроз внутренние вооруженные конфликты  являются причинами самых крупных  человеческих жертв в глобальном масштабе. В последнее время они  все в большей степени сращиваются  с другими ведущими угрозами, в  первую очередь, с международным терроризмом, а также с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной торговлей оружием, международной организованной преступностью. Зоны внутренних вооруженных конфликтов, как правило, являются самыми обездоленными в экономическом плане районами земного шара. Боевые действия в них служат главным, а в большинстве случаев единственным препятствием для оказания гуманитарной помощи. Нарушения прав гражданского населения, в частности этнические чистки, становятся массовым явлением. Почти повсеместно внутренние вооруженные конфликты прямо или косвенно втягивают в свою орбиту соседние государства, разного рода иностранных добровольцев.

 

2. 3. Международное вооруженное вмешательство

 

Сегодня феномен международного вооруженного вмешательства становится одной из центральных проблем, определяющих противоречивость и сложность формирования новой системы международной  безопасности. Речь идет об угрозе применения или о применении вооруженной  силы одним государством или коалицией  государств против других государств или негосударственных действующих  лиц на их территории для достижения определенных военных и политических целей.

Такое вмешательство может  осуществляться с санкции Совета Безопасности ООН или в обход  этого органа. Международное вооруженное  вмешательство имеет две стороны: оно может быть средством противодействия  угрозам международной безопасности и одной из таких угроз. За последние  полтора десятилетия международное  вооруженное вмешательство превратилось в самый оперативный способ применения вооруженного насилия в международных  отношениях. Диапазон его очень широк  – от весьма ограниченного применения элементов вооруженного принуждения  международными миротворческими силами до крупномасштабных военных операций, почти не отличающихся от классических войн прошлого.

После десятилетий холодной войны, когда решение о вооруженном  вмешательстве принималось отдельно каждым из противостоящих блоков, с  ее окончанием появилась возможность  коллективного и согласованного всеми основными государствами  использования предусмотренного Уставом  ООН права на международное вооруженное  вмешательство против угроз международной  безопасности. И действительно, в  первой половине 1990-х годов такой  механизм принятия решений и осуществления  международных вооруженных вмешательств работал довольно успешно. Начало этому  положило решение Совета Безопасности ООН о международном вооруженном  вмешательстве в Ираке для  отражения агрессии Багдада против Кувейта в 1991 г. За этим последовал ряд  решений этого органа о желательности, и даже необходимости применения такого вмешательства с целью  противодействия ряду иных угроз  международной безопасности. В отдельных  случаях (например, в связи с событиями  в Сомали и Руанде) речь шла о  стремлении противодействовать внутреннему  хаосу и межплеменному геноциду. В других ситуациях (например, в связи  с переворотом на Гаити) Совет  Безопасности ООН принимал решение  о международном вооруженном  вторжении как средстве давления на хунту для возвращения власти свергнутому законному президенту страны. Наметилось существенное расширение тех причин, по которым мировое  сообщество демонстрировало готовность дать санкцию на международное вооруженное  вторжение.

Единогласие постоянных членов Совета Безопасности ООН относительно целесообразности международного вооруженного вмешательства стало распадаться уже во второй половине 1990-х годов. Китай и до этого довольно настороженно относился к этой идее, как правило, воздерживаясь при голосованиях по санкционированию конкретных операций по вмешательству. Постепенно и РФ, до той поры поддерживавшая такие решения, начала проявлять озабоченности в этой связи. Признаки таких изменений проявились уже при обсуждении вопроса о целесообразности применения внешней вооруженной силы для того, чтобы положить конец внутреннему конфликту в Боснии и Герцеговине. Открытый разрыв между постоянными членами Совета Безопасности ООН (России и Китая, с одной стороны, и США, Великобритании, Франции – с другой) возник в период конфликта вокруг Косово в 1998 – 1999 гг. Это объясняется попыткой западных стран узаконить использование международного вооруженного вмешательства для разрешения внутренней гуманитарной проблемы, а также уже очевидными к тому времени противоречиями между РФ и НАТО, в частности по вопросам расширения этого блока.

Единодушие постоянных членов Совета Безопасности ООН относительно вмешательства временно восстановилось в связи с террористическими  актами в США и решением американцев  нанести удар по базам «Аль-Каиды» и режиму «талибов» в Афганистане. Но достигнутый консенсус снова  распался в связи с решением Вашингтона и Лондона о смене политического  режима в Ираке. На этот раз лагерь оппонентов проведению такой операции существенно расширился за счет присоединения  к Москве и Пекину Парижа, Берлина  и ряда правительств других европейских  и арабских государств.

Следует заметить, что в  узко военном плане все крупные  операции по международному вооруженному вмешательству оказались весьма эффективными. Однако последовавшие  за военными победами периоды политической консолидации таких завоеваний, к примеру в Ираке и в Афганистане, принесли во многом противоречивые результаты. Кроме того, такие решения локальных проблем, когда они осуществлялись в обход Совета Безопасности ООН, привели к усилению противоречий между ведущими державами мира и серьезному подрыву авторитета и эффективности ООН. Вооруженное вмешательство и в обозримом будущем останется одной из самых противоречивых проблем международной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под международной безопасностью  в теории международных отношений  понимается состояние международных  отношений, обеспечивающих стабильность мирового сообщества. Другими словами, международная безопасность – это состояние международных отношений, при котором их субъектам не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на суверенное существование и независимое развитие. В соответствии с Уставом ООН, в настоящее время главная ответственность за поддержание международного мира возложена на Совет Безопасности. Именно ему принадлежит исключительное право применять санкции против агрессора.

Идея международной безопасности, ее практическая реализация обусловлены  историческими условиями, экономическими, политическими, социальными и другими  факторами. Возникнув с образованием такого института, как государство, проблема международной безопасности исторически всегда была органически  связана с решением вопросов войны  и мира. Многочисленные войны вынуждали  государства заботиться о своей  безопасности, выступавшей в качестве их способности различными средствами (самостоятельно либо в составе коалиции государств) обеспечить защиту от внешней  угрозы своему существованию и развитию.

В каждую эпоху международная  безопасность зависит от господствующего  способа производства, характера  и тенденций развития международных  отношений и связей. На ее обеспечение  оказывают прямое и опосредованное влияние уровень развития цивилизации, материальной и духовной культуры: состояние производства, военного дела, науки и техники, международной  торговли, информации, связи и транспорта; развитие процессов интернационализации  хозяйства и общественной жизни, географической среды; характер глобальных проблем и др.

Эти факторы придают большое  конкретно-историческое своеобразие  содержанию международной безопасности, ее видам, формам, путям формирования, способам осуществления, международно-правовым и другим механизмам реализации, эффективности  используемых гарантий и пр. Вместе с тем они не являются фатально предопределенными. Большую роль играет сознательная деятельность людей, классов, партий, общественных движений и международных  организаций.

В прошлом традиционными  средствами обеспечения международной  безопасности считались: объединение  государств в двусторонние и многосторонние военно-политические союзы, пакты, блоки, группировки и пр.; создание крупных  оборонительных систем (линий) и сооружений; обладание государствами максимально  возможным количеством современного оружия и военной техники, оснащение  ими вооруженных сил, способных  решить поставленные перед ними военно-политические и стратегические задачи. Соответственно этому разрабатывались концепции  международной безопасности, военные  доктрины, на основе которых развертывалась подготовка государств, их армий и  флотов к действиям в условиях войны. Такая историческая практика, сложившаяся в обстановке военного соперничества и непрекращающихся войн между государствами, оказалась неспособной обеспечить надежную международную безопасность.

До середины XX в. в международных  отношениях отсутствовали универсальные  международные организации и  устойчивые региональные соглашения и  институты, целью которых было бы обеспечение безопасности. Военные  и военно-политические союзы государств служили не столько средством  региональной и национальной безопасности входивших в эти союзы стран, сколько орудием подготовки новых  войн и наиболее выгодного использования  их результатов. В новейшее время  глубокие антагонистические противоречия между враждующими военно-политическими  группировками государств породили многочисленные вооруженные конфликты, интервенции, колониальные войны и  привели к двум мировым войнам. Созданная в 1919 г. Лига Наций не смогла обеспечить, согласно ее Уставу, международный «мир и безопасность».

В настоящее время, как  представляется современным политологам  и политикам, сложилась новая  расстановка политических и социальных сил в мире, обусловливающая необходимость  и возможность обеспечения международной  безопасности в интересах всего человечества.

В условиях взаимозависимого мира, как для отдельных государств, так и для целых регионов, очень сложно найти приемлемый баланс между безопасностью и свободой, между стабильностью и открытием новых возможностей для развития, открытостью миру и сохранением своих цивилизационных, культурных, национальных устоев. Процессы взаимозависимости стирают грань между внутренними и внешними, государственными и общественными интересами. В результате перед каждым из них возникает целый спектр дилемм, связывающих безопасность с условиями, необходимыми для развития. Дилемма безопасности возникает, когда «государство, стремящееся к повышению своей безопасности посредством наращивания вооружений, непреднамеренно приводит в действие цепь событий, которые в конечном итоге снижают его безопасность» [14].

Вероятным сценарием обеспечения  справедливой международной безопасности может стать постепенное, эволюционное устранение неравенства и сближение  уровней безопасности членов мирового сообщества при сохранении приемлемого  уровня международной безопасности. Это возможно при отказе от любых  претензий на исключительное место  в системе коллективной безопасности, преодолении политики «двойных стандартов» и выработке мер, направленных на создание атмосферы доверия между всеми членами мирового сообщества.

Система безопасности включает в себя военную, политическую, экономическую, гуманитарную и экологическую сферы. Каждая из этих сфер относительно самостоятельна, имеет свои  особенности и проблемы, от решения которых зависит степень  прочности международной безопасности.

В социально-экономической  сфере обеспечению такой безопасности способствуют: общая заинтересованность народов в безопасном развитии достигшего огромных размеров мирового хозяйства  и широких мирохозяйственных связей; растущая интернационализация социальной и экономической жизни; наличие осложняющихся глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь в безопасном мире, с позиций общечеловеческих интересов и потребностей, удовлетворение которых невозможно без прекращения гонки вооружений, разоружения и упрочения мира.

В политической сфере в  пользу международной безопасности действуют такие мощные факторы, как относительная целостность  современного мира, растущая взаимозависимость  государств, миролюбивая политика большинства  стран мирового содружества; деятельность международных, региональных и национальных демократических движений и организаций; прекращение холодной войны между  Востоком и Западом, налаживание  между ними нормальных, цивилизованных отношений во всех областях.

В военной сфере произошли  изменения, не имевшие места в  прошлом: как отмечалось выше, стало  ясно, что в ядерной войне невозможно достичь политических целей. Ядерная  война перестала быть рациональным средством политики. К наиболее актуальным проблемам в военной сфере  в новых условиях относятся нераспространение, сокращение и ликвидация  ядерного оружия, отказ от ядерной войны, демилитаризация  космоса, сокращение обычных вооружений и военных бюджетов.

В гуманитарной сфере необходимость  и возможность создания международной  системы безопасности обусловлены  крупными позитивными переменами в  общественном сознании: упрочением современного политического мышления с присущей ему трактовкой приоритета общечеловеческих интересов выживания над всеми  другими интересами и целями; ростом антимилитаристских взглядов значительных масс населения, их убежденностью в  недопустимости ядерной войны; широким  развитием гуманитарной сферы, сближающей народы и стимулирующей их совместные действия в защиту мира и укрепления безопасности.

Информация о работе Новые концепции международной безопасности