Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Развитие интеграционных процессов в АТР в 2000-е годы, перспективы включения РФ». При выборе данной курсовой акцент был сделан на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и их сотрудничество с РФ. Это объясняется растущей ролью АТР в развитии мировой экономики, его значимостью в современной внешнеэкономической политике России и географической близостью стран АТР к российскому Дальнему Востоку, развитие которого в значительной мере определяется, и будет определяться углублением международного экономического сотрудничества с соседними странами. За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации мировой экономики, практика международной экономической интеграции обогатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, поскольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 4
1.1 Основная характеристика стран АТР 4
1.2 Уровни интеграционных процессов в АТР 9
2. АТЭС: Роль и влияние на развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона 18
2.1 Характеристика АТЭС, торговля и инвестиции 18
2.2 Проблемы и перспективы развития АТЭС (СВА) 22
3. Перспективы внешнеэкономического сотрудничества АСЕАН и АТЭС с Россией (торговля и инвестиции) 33
3.1 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АСЕАН. 33
3.2 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АТЭС 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Что же касается Северной Америки, то в данном случае ритм экономической интеграции целиком и полностью задается США. Основное взаимодействие внутри этой части региона происходит посредством Североамериканской ассоциации свободной торговли. Соглашение между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Если проанализировать суть этого соглашения, а также последствия его принятия, становится, очевидно, что его целью было достигнуть создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. И можно сказать, что данная цель была достигнута, хотя наибольшую выгоду от этого, так или иначе, получили США. Но если в Северной Америке экономическая ситуация относительно ясная - ведь США является мировым лидером в области экономики, то в азиатском регионе их влияние несколько ослабевает, и поэтому ситуация требует более тщательного рассмотрения.
Азиатский регион испытывает влияние множества интеграционных объединений, в частности:
– Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС);
–
Тихоокеанский Экономический
– Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);
– Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД);
– Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС);
– Ассоциация Региональных Администраций Стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА);
– Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
– Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);
–
Евразийское Экономическое
– Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС);
– Азиатский Банк Развития (АзБР);
Итак,
каждая из этих организаций имеет
определенное влияние в Азиатско-
Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1965 году. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики - Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд долл. США, объемы оказываемой технической помощи - около 180 млн долл. США.
Стратегической целью функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению социального статуса женщин и защите окружающей среды, но сегодня эти цели служат реализации программы по сокращению бедности. Прочие цели, такие как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени содействуют достижению основной стратегической цели. В задачу банка входит стимулирование экономического роста и участие в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов АзБР, как коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г.
В 1973 г. Банк создал Азиатский Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи.
Азиатский
Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку
устойчивого социального и
Сегодня АзБР концентрируется не на реализации проекта или развитии отдельного сектора экономики, а на развитии страны в целом. Новые региональные отделения АзБР способствуют интеграционному развитию через выполнение программ, составленных согласно потребностям участвующей страны. Каждое отделение ведет определенную группу граничащих друг с другом стран, что позволяет АзБР более точно концентрироваться на отдельных странах и оказывать поддержку субрегиональному сотрудничеству во всех случаях, когда это возможно. Выбор географических регионов для включения в создаваемые региональные отделения был основан на выполнении следующих требований: географическая близость; сходность культур, экономических систем и социального строя; стадия развития; пригодность к внедрению программы; границы субрегионального сотрудничества и связи с существующими субрегиональными группами; и минимальное изменение существующих условий для реализации программ АзБР.
Региональные проекты:
– Субрегион Большой Меконг (СБМ);
–
Южно-Азиатское
– Треугольник роста «Индонезия - Малайзия - Таиланд» (ТР - ИМТ);
– Область Роста Восточной части АСЕАН «Бруней - Индонезия - Малайзия - Филиппины» (ОРВА - БИМФ);
–
Центрально-Азиатское
Следующее интеграционное объединение - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникла на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с Соглашением об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 год) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 год). В 2000 году к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан. Население стран-членов ШОС составляет 1,5 млрд человек, а территория занимает 3/5 Евразийского континента. Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС. Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь, и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.
В
Организации ведется активная работа
по налаживанию практического
ШОС
- не военный блок и не замкнутый
альянс, а открытая организация, ориентированная
на широкое международное
Создание
Шанхайской организации сотрудничества
убедительно свидетельствует, что
в центре континента Евразии появляется
новое динамичное объединение, охватывающее
около пятой части населения
планеты и включающее в себя такие
глобальные величины, как Россия и
Китай, которые вошли в новый
век стратегическими
Учредителями ВАС стали 16 стран - 10 членов АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Соединенные Штаты Америки отказались присоединиться к Саммиту, поскольку не стали подписывать договор о дружбе и сотрудничестве, по которому страны-участницы Саммита обязуются не применять силы в регионе. Россия и Австралия поставили свои подписи под этим договором.
Деятельность Саммита нацелена на решение следующих проблем:
– стимулирование стратегического диалога и продвижение сотрудничества в решении вопросов политики и безопасности, для того, чтобы увериться в том, что страны-члены могут жить в мире друг с другом и остальным миром на принципах справедливости, демократии и гармонии;
– продвижение развития, финансовой стабильности, энергетической безопасности, экономической интеграции и роста, искоренения бедности и сокращение разрыва в развитии между странами Восточной Азии, посредством передачи технологий и развития инфраструктуры, создания новых мощностей, качественного управления и гуманитарной помощи, развития финансовых связей, расширения и либерализации торговли и инвестиций и т.д.;
–
продвижение более глубокого
межкультурного понимания, увеличение
количества непосредственных контактов
и усиление сотрудничества в области
повышения уровня жизни и благополучия
жителей региона с целью
Что касается торговых интересов стран АТР, то сегодня «лакомым куском» для всех стран региона, за редким исключением, остается рынок США. На него нацелены экспортные производственные мощности всех государств. Однако в последнее время значительная и растущая часть торговли стран АТР замыкается на Азию, где крупнейшим потребителем готовой и сырьевой продукции традиционно является Япония.
Но ее в последние годы в качестве «главы» азиатского рынка стал теснить Китай. Сегодня в его сторону устремлены взоры не только стран АТР, но и всех производителей мира.
Сегодня идеи интеграции в Восточной Азии активно проталкиваются «пристяжными» из Юго-Восточной Азии, всерьез обеспокоенными китайской конкуренцией. В интеграции они видят один из способов собственного выживания. В свою очередь, «коренная» Япония относится к интеграции довольно осторожно, хотя эта идея была впервые озвучена в 1959 г. именно в японском парламенте. В Токио еще не сложился консенсус по данному вопросу, и в условиях нынешнего состояния японской экономики Страна восходящего солнца не считает возможным взвалить на себя бремя основной тягловой силы интеграции, хотя готова рассматривать эти вопросы с учетом собственных интересов. Сегодня ее интересы, по сравнению с 60-ми годами, несколько изменились. На первом месте стоит не столько вопрос о гарантиях поступления в страну сырья и энергоресурсов, сколько вопрос о рынках и выгодных сферах размещения капитала.
С учетом опыта европейской интеграции, происходящие в АТР процессы позволяют, предположить, что на каком-то этапе развития может возникнуть общая для региона валюта. Сегодня это предположение выглядит малообоснованным по следующим причинам. Во-первых, доллар сохраняет свои позиции в качестве основной региональной валюты. Причин этому много. США, особенно их западное побережье, являются неотъемлемым участником процессов в АТР. Страны региона получают значительные выгоды от торговли с Соединенными Штатами. Американские предприятия расположены во многих странах региона, включая Китай. Долларами оплачивается военное и политическое присутствие Вашингтона в АТР. Доллар также удобен потому, что он применим в расчетах с любой частью света. Это снижает издержки при проведении трансакций.
Информация о работе Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе