Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы «Развитие интеграционных процессов в АТР в 2000-е годы, перспективы включения РФ». При выборе данной курсовой акцент был сделан на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и их сотрудничество с РФ. Это объясняется растущей ролью АТР в развитии мировой экономики, его значимостью в современной внешнеэкономической политике России и географической близостью стран АТР к российскому Дальнему Востоку, развитие которого в значительной мере определяется, и будет определяться углублением международного экономического сотрудничества с соседними странами. За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации мировой экономики, практика международной экономической интеграции обогатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, поскольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 4
1.1 Основная характеристика стран АТР 4
1.2 Уровни интеграционных процессов в АТР 9
2. АТЭС: Роль и влияние на развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона 18
2.1 Характеристика АТЭС, торговля и инвестиции 18
2.2 Проблемы и перспективы развития АТЭС (СВА) 22
3. Перспективы внешнеэкономического сотрудничества АСЕАН и АТЭС с Россией (торговля и инвестиции) 33
3.1 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АСЕАН. 33
3.2 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АТЭС 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 76.30 Кб (Скачать документ)

     После завершения финансового кризиса 1997-1998 годов для стран Восточной  Азии политико-экономический фокус  сместился с торговых на финансовые потоки, что и стало приоритетом  в деятельности организации «АСЕАН+3». Однако этот серьезный фактор не нашел  реального отражения в деятельности АТЭС, а США предпочли другие механизмы  для устранения финансового кризиса  и реализации своих внешнеполитических целей в регионе.

     Признавая значимость отмеченных негативных тенденций, следует выделить два момента, которые, напротив, говорят об институциональной  жизнеспособности АТЭС. Во-первых, сохраняется  тенденция к заключению восточноазиатскими странами двусторонних соглашений не только со своими соседями, но и с  государствами из других регионов АТР (например, Северной и Южной Америки), а значит, АТЭС по-прежнему приносит пользу своим членам. Во-вторых, в  новых интеграционных структурах Восточной  Азии для США пока не находится  места, поэтому роль АТЭС как инструмента  поддержания диалога Вашингтона со странами АТР в перспективе  может возрасти.

     Вместе  с тем, представители многих, в  первую очередь, развивающихся стран  высказывают мнение, что по своей  природе АТЭС не предназначен для  выхода за пределы диалога по актуальным проблемам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества. Они  считают полезным сохранение АТЭС в  качестве межправительственной организации, призванной гармонизировать внешнеэкономическую  деятельность стран региона. Начиная  с Шанхайского саммита 2001 г., все  большую поддержку получает мнение о приоритетности для АТЭС программы  экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК)

     В перспективе можно ожидать сохранение разногласий по проблеме поддержания  баланса между основными приоритетами деятельности межправительственной организации - либерализацией торговли и инвестиций и программами ЭКОТЕК. На протяжении последних лет в ходе саммитов АТЭС страны-хозяева старались акцентировать  внимание участников не на проблемах  дальнейшей либерализации торговли, а на совместных инициативах, в частности, экологического характера, и новых  подходах к реализации программ ЭКОТЕК. Последние невелики по объему вложенных  средств, но способны играть ключевую роль в экономическом и техническом  «прорыве» развивающихся стран. Например, Австралия объявила ключевыми  приоритетами на 2007 г. относительно новую  для АТЭС проблематику глобальных климатических  изменений и «чистого развития». Одновременно в итоговой декларации 15-го юбилейного саммита АТЭС в Сиднее в сентябре 2007 г. был поддержан  Дохийский раунд ВТО, предусматривающий  либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией.

     В 2008 году организатором саммита выступила  Перу. Ее председательство в АТЭС проходило  под девизом «К решению новых  задач в интересах развития АТР». Главным приоритетом стало сокращение разрыва между развитыми и  развивающимися экономиками. Основное внимание уделялось социальным аспектам глобализации, обеспечению устойчивого  социально-экономического развития на всем пространстве АТР, в том числе  за счет повышения корпоративной  ответственности частного сектора. В этом контексте на саммите АТЭС, состоявшемся в Лиме 22-23 ноября 2008 г., обсуждались региональные вызовы в сфере экономики, безопасности личности, окружающей среды и пр. В итоговой декларации саммита ведущими направлениями деятельности АТЭС были признаны стимулирование региональной экономической интеграции, структурное изменение роли государства в инвестициях и торговле, обеспечение продовольственной безопасности, повышение социальной ответственности корпораций, борьба с коррупцией, терроризмом, совместное противостояние природным катаклизмам и глобальному потеплению.

     Помимо  итоговой декларации участники саммита  приняли специальное заявление  по проблемам глобальной экономики  и борьбы с мировым финансовым кризисом, в котором выразили уверенность  в том, что совместными усилиями государств кризис будет преодолен  к середине 2010 г. Тем не менее, замедление темпов экономического роста в странах  АТЭС в кризисных условиях было признано неизбежным. Участники саммита поддержали план действий по реформированию финансовых рынков, содержащийся в Вашингтонской  декларации лидеров «двадцатки»  от 15 ноября 2008 г., а также подчеркнули  ключевую роль МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и других финансовых институтов в предоставлении финансовой помощи государствам, наиболее пострадавшим от кризиса.

     Страны-участники  взяли на себя обязательство как  минимум в течение года воздерживаться от введения новых барьеров для инвестиций, торговли товарами и услугами, дополнительных ограничений экспорта, а также  от любых шагов, несовместимых с  правилами ВТО. Кроме того, саммит поддержал меры, направленные на успешное завершение Дохийского раунда ВТО, и  подтвердил приверженность перспективным  целям Богорской декларации по созданию в АТР зоны свободной торговли и инвестиций.

     В итоговой декларации саммита также  декларировано стремление участников к укреплению институциональной  структуры организации. В составе  Секретариата АТЭС учрежден отдел стратегического  планирования, одобрен прогресс в  решении вопроса о назначении исполнительного директора Секретариата АТЭС на фиксированный срок.

     Саммит 2009 г., состоявшийся в Сингапуре в  дни двадцатилетнего юбилея сотрудничества в рамках Форума, проходил на фоне мирового финансового кризиса. С учетом новых  тенденций и вызовов повестка дня АТЭС расширилась, углубилась и  приобрела более комплексный  характер. Участники форума признали, что, несмотря на предпринятые энергичные антикризисные меры, создавшие основу для экономического оздоровления, это оздоровление пока не базируется на прочном фундаменте.

     По  итогам саммита главы государств и правительств АТЭС приняли декларацию, а также совместное заявление, отражающее в краткой форме итоги саммита. Ниже приводится полный текст этого  заявления.

     Сбалансированный  рост. Для уверенного и устойчивого роста необходимы структурные реформы, направленные на постепенное устранение мировых дисбалансов и на повышение производственного потенциала наших экономик.

     Мы  будем обеспечивать совместимость  нашей фискальной, денежной, торговой и структурной политики с более  сбалансированной моделью роста, как  в пределах национальных границ, так  и в регионе в целом.

     Мы  будем улучшать условия для частного предпринимательства, инвестиций и  инноваций.

     Мы  будем развивать наши финансовые рынки в интересах более качественного  обслуживания реального сектора  экономики.

     В этих целях мы будем работать в  тесном контакте с международными финансовыми  институтами и многосторонними  банками развития.

     Всеобъемлющий рост. Для достижения всеобъемлющего роста мы должны расширить доступ к экономическим возможностям и обеспечить защиту наиболее уязвимых слоев населения от экономических потрясений. Всеобъемлющий рост укрепит консенсус в пользу свободной торговли и открытых рынков, что является ключом к долгосрочному процветанию.

     Мы  будем оказывать содействие малым  и средним предприятиям, в том  числе возглавляемым женщинами, в получении лучшего доступа  к глобальным рынкам и финансам.

     Мы  будем способствовать переподготовке трудовых ресурсов, повышению квалификации и внутренней мобильности рабочей  силы.

     Мы  будем инвестировать образование  как основу повышения индивидуальных возможностей для удовлетворительного  трудоустройства.

     Мы  разработаем систему социального  страхования, оказывающую краткосрочную  поддержку, но не создающую долгосрочной зависимости.

     Устойчивый  рост. Будущий рост должен быть совместим с глобальными усилиями по защите окружающей среды и противодействию изменению климата. В то же время усилия по противодействию изменению климата должны быть совместимы с нашими международными торговыми обязательствами.

     Мы  приветствуем Декларацию лидеров форума ведущих экономик по энергетике и  климату в Аквиле и Заявление  глав государств "Группы двадцати" по итогам Питтсбургского саммита и  вновь подтверждаем нашу приверженность борьбе с угрозой изменения климата  и работе по достижению далеко идущего  результата в Копенгагене в соответствии с целями, положениями и принципами Рамочной конвенции ООН об изменении  климата (РКИК).

     Мы  будем искать пути для сокращения торговых и инвестиционных барьеров в отношении экологических товаров  и услуг (ЭТУ) и воздерживаться от возведения новых препятствий для  торговли ЭТУ.

     Мы  сократим и в среднесрочной перспективе  прекратим субсидирование ископаемых видов топлива. При этом мы будем  предоставлять жизненно необходимые  энергетические услуги нуждающимся.

     Мы  будем обмениваться передовым опытом в области энергетической эффективности, применять более чистые и энергоэффективные  технологии, а также проводить  добровольные обзоры деятельности экономик АТЭС в этой сфере.

     Единый  Азиатско-Тихоокеанский регион в  XXI веке

     Мы  будем комплексно подходить к  построению модели экономической интеграции XXI века, в которой будут объединены либерализация торговли на границе, улучшение предпринимательского климата в пределах национальных границ и совершенствование каналов поставок через границы.

     Либерализация торговли на границе. Мы будем продолжать поиск конструкционных элементов для возможного создания в будущем Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли.

     Мы  запустили первопроходческую инициативу Австралии, Канады, Японии, Республики Корея, Новой Зеландии, Сингапура  и США по самостоятельной сертификации определения страны происхождения  товара, с тем, чтобы деловые круги  могли использовать преимущества соглашений о свободной торговле в регионе.

     Мы  будем продвигать инициативу АТЭС по услугам, договорившись о соответствующем  плане работы и принципах действий в интересах развития трансграничной торговли отдельными видами услуг

     Структурная реформа в пределах национальных границ. Ключевым компонентом наших усилий в области структурных реформ, направленных на сокращение регулятивных барьеров, является План работы по облегчению условий предпринимательства.

     Мы  будем стремиться к тому, чтобы  к 2015 году сократить в общей сложности  на 25 процентов стоимость, продолжительность  и число процедур, которые необходимо осуществить нашим предпринимателям для открытия бизнеса, получения  кредита, выполнения контракта, получения  необходимых разрешений и проведения трансграничной торговой операции.

     Мы  выполним задачу по сокращению трансакционных издержек на 5 процентов к 2010 году. За счет реализации второго Плана действий по облегчению условий торговли мы уже снизили их в 2006-2008 годах на 3,2 процента.

     Интегрированность сетей поставок через границы. В результате реализации инициативы АТЭС по совершенствованию транспортного обеспечения торговых операций в региональных логистических системах идентифицированы восемь "узких мест" и разработаны шаги по их устранению.

     Мы  изучим возможности для совершенствования  всего комплекса воздушных, морских  и наземных перевозок в целях  беспрепятственного перемещения товаров, услуг и деловых людей в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

     Саммит  АТЭС 2010 года состоялся 13-14 ноября в  японском портовом городе Иокогама. Он проходил под девизом «Перемены  и действия». Было сформулировано видение  путей дальнейшего развития и  интеграции экономик АТР в XXI веке, а также определены пути реализации этого видения.

     В итоговой «Декларации о достижениях  в реализации «Богорских целей» и  задачах на последующий период»  были подведены итоги пути, пройденного  АТЭС за 21 год существования. Отмечается ощутимый прогресс в продвижении  экономик АТР к обеспечению свободной  и открытой торгово-инвестиционной деятельности. Указывается, что экономика  АТР восстанавливается после  недавнего кризиса, но неопределенность сохраняется.

     В отношении дальнейшего развития АТЭС лидеры государств определили свое видение сообщества АТЭС. Это 1) экономически интегрированное сообщество: сообщество, способствующее укреплению и углублению региональной экономической интеграции; 2) сильное сообщество: сообщество с  более высоким качеством роста; 3) безопасное сообщество: сообщество, обеспечивающее более безопасную социально-экономическую  среду. Они также наметили пути для  достижения такого сообщества. Особая роль придается экономическому и  техническому сотрудничеству в интересах  продвижения к сообществу АТЭС.

Информация о работе Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе