Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Развитие интеграционных процессов в АТР в 2000-е годы, перспективы включения РФ». При выборе данной курсовой акцент был сделан на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и их сотрудничество с РФ. Это объясняется растущей ролью АТР в развитии мировой экономики, его значимостью в современной внешнеэкономической политике России и географической близостью стран АТР к российскому Дальнему Востоку, развитие которого в значительной мере определяется, и будет определяться углублением международного экономического сотрудничества с соседними странами. За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации мировой экономики, практика международной экономической интеграции обогатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, поскольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 4
1.1 Основная характеристика стран АТР 4
1.2 Уровни интеграционных процессов в АТР 9
2. АТЭС: Роль и влияние на развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона 18
2.1 Характеристика АТЭС, торговля и инвестиции 18
2.2 Проблемы и перспективы развития АТЭС (СВА) 22
3. Перспективы внешнеэкономического сотрудничества АСЕАН и АТЭС с Россией (торговля и инвестиции) 33
3.1 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АСЕАН. 33
3.2 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АТЭС 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Был, также затронут вопрос о членстве в АТЭС. Лидеры постановили продолжить рассматривать вопрос о членском составе АТЭС в будущем. В заключение участники констатировали, что за более чем двадцать лет своего существования АТЭС стал локомотивом прогресса в наиболее динамично развивающейся части мира. Экономический рост в регионе способствовал повышению благосостояния всех народов мира. Благодаря самоотверженным усилиям экономик-участниц Форум достиг больших успехов в претворении в жизнь идеалов, предначертанных его основателями. В развитие этих успехов лидеры подтверждают свою приверженность достижению еще более тесной региональной экономической интеграции и содействию энергичному, устойчивому и сбалансированному росту в регионе, включая такие действия, как принятие конкретных шагов по формированию АТЗСТ, а также решению новых задач XXI века через реализацию Стратегии развития. Они обязались принять необходимые конкретные шаги, чтобы обозначенные перспективы стали реальностью, что, по их убеждению, повысит благосостояние и благополучие всех людей, проживающих как в АТР, так и за его пределами. Главы государств и правительств поручили своим министрам и старшим должностным лицам активизировать в предстоящем году работу по усилению и углублению региональной экономической интеграции. В соответствии со сформулированным в декларации видением они также поручили им подготовить и осуществить конкретные инициативы в целях устранения барьеров в торгово-инвестиционной сфере и обеспечения высокого качества и устойчивости экономического роста в будущем [АТЭС-2010].
3. Перспективы
3.1 Торговое и инвестиционное
сотрудничество РФ со странами
АСЕАН
Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли в рамках сообщества для развитых стран к 2010 году, а для остальных - к 2020. Участие России в функционировании такой гигантской зоны является крайне выгодным и сулит большие прибыли.
В середине – конце 2000-х годов основными сферами взаимодействия России и государств ЮВА оставались ВТС, энергетика, в том числе атомная, высокие технологии невоенного назначения и туризм.
Наиболее успешными были контакты по линии ВТС. Расширились поставки российских вооружений в Индонезию, Малайзию, Вьетнам и Мьянму, активный интерес проявили Филиппины и Бруней. А во время визита В.В. Путина в Индонезию (ноябрь 2007 г.) лидеры государств подняли вопрос ни много, ни мало о фактическом перевооружении индонезийских ВС российской военной техникой. Не менее показателен и пример Вьетнама, летом 2010 г. заключившего с Россией контракт на поставку шести дизельных подводных лодок и строительство объектов береговой инфраструктуры, общая сумма которого составляет 3,2 млрд долларов. Отметим и расширение возможностей для складывания новых партнерств между Россией и странами Юго-Восточной Азии.
Еще
одним перспективным
Особо
подчеркнем, что в ближайшие несколько
лет энергетика с высокой долей
вероятности станет одним из центральных
направлений российско-
Наблюдался рост обменов по линии туризма, чему способствовало введение безвизового или упрощенного визового режима между Россией и большинством государств АСЕАН. В результате – с 2005 г. по 2009 г. общее число российских туристов, посетивших страны АСЕАН, возросло с 140 тыс. до 509 тыс. человек.
Наконец, оживилось и торговое сотрудничество – если в 2004 товарооборот России и десяти стран ЮВА был 4,4 млрд. долларов, то в 2007 г. он «подрос» до 6 млрд, а в 2009 г. составил 6,7 млрд долларов.
На таком фоне летом 2010 г. при МГИМО(у) был создан Центр Россия – АСЕАН, назначение которого – содействовать активизации деловых, научных, образовательных и прочих контактов между нашими народами. Появились и первые результаты деятельности Центра – его директор В.В Сумский лично руководил подготовкой специального выпуска журнала «Международная жизнь», посвященного анализу состояния и перспектив развития российско-асеановских отношений.
Таким
образом, успехи, казалось бы, налицо. Но
сильны и факторы, объективно препятствующие
наращиванию российско-
Политика и экономика: на фоне довольно динамичных контактов по межгосударственной, межпартийной и межведомственной линиям, экономическое сотрудничество явно буксует. Так, в 2009 г. доля России во внешней торговле АСЕАН и в качестве источника ЗПИ составила 0,4 % и 0,4% соответственно. Отметим и то, что у России и стран ЮВА отсутствуют устойчивые связи на уровне как крупных предприятий, так и среднего и малого бизнеса.
Уровень элит и уровень рядовых граждан: если во взаимодействии лиц и организаций, причастных к формированию внешнеполитического курса страны, контакты вышли на регулярную основу, то связи, прежде всего, культурно-гуманитарные, между рядовыми гражданами РФ и АСЕАН развиты довольно слабо. Отсюда – искаженные представления сторон друг о друге. Например, для многих индонезийцев Россия и СССР – одно и то же.
Приоритеты АСЕАН в взаимодействии с Россией и его реалии: наиболее показательный пример – взаимная торговля. Основа российского экспорта – сырьевые товары, а АСЕАН заинтересована в расширении его «наукоемкого» содержания. Однако возможность этого расширения будет зависеть от развития инновационной экономики в самой России, а на этом направлении ничего существенного не происходит, что недавно признал Д.А.Медведев.
ЮВА и АТР в приоритетах России: по мере продвижения к 2012 г. в приоритетах России возрастает роль форума АТЭС, который Москва рассматривает в качестве «двигателя» процессов азиатско-тихоокеанской интеграции. Вместе с тем, основная цель АТЭС – создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) – не только не вписывается, но и во многом противоречит приоритетам АСЕАН, главный из которых – формирование Экономического Сообщества стран ЮВА. Отметим и неопределенные последствия участия РФ в работе Саммита стран Восточной Азии для будущего российско-асеановских отношений.
Наконец, риторика и результаты: наиболее яркий пример – в принятой во время первого Саммита Россия – АСЕАН «Всеобъемлющей программе действий по продвижению сотрудничества между Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии и Россией на 2005-2015 гг.» был выделен ряд перспективных направлений, разработка которых выглядела многообещающей. Однако их реализация застопорилась, главным образом, по причине бюрократической инертности – чиновникам России и АСЕАН понадобилось почти два с половиной года, чтобы уточнить сроки этих проектов и назначить лиц, ответственных за их исполнение. Не менее показательным моментом служит и периодичность встреч на высшем уровне. Например, четвертое заседание старших должностных лиц АСЕАН и России по политическим вопросам состоялось в мае 2004 г., а пятое – лишь в феврале 2008.
России приходится экспортировать ограниченный круг промышленных товаров, в который входят черные и цветные металлы и металлопродукты, химические товары, включая удобрения, бумагу и целлюлозу, а также военные самолеты и некоторые другие виды вооружения по разовым контрактам. Вес машин и оборудования в отечественном экспорте в этот регион остается очень низким.
Сотрудничество России со странами АСЕАН и АТЭС наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям:
• экспорт в эти страны таких традиционных российских товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты;
• налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования;
• совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины.
Страны АСЕАН являются регионом тропического земледелия, продукция которого представляет значительный интерес для многих российских фирм. Кроме того, некоторые виды минерального сырья, производимого в регионе, могут с выгодой импортироваться в Россию. В настоящее время российские фирмы осуществляют закупки в странах Юго-Восточной Азии порознь, зачастую конкурируя между собой. Создание объединений российских фирм, работающих в этом регионе, в том или ином виде для координации их деятельности в странах АСЕАН могло бы повысить эффективность внешнеторговых операций и облегчить кредитное обеспечение со стороны банков.
Россия принимает активное участие в работе регионального форума АСЕАН и министерских встречах стран-членов. Россия и АСЕАН подписали совместную декларацию министров иностранных дел «Партнерство для мира, безопасности, процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе» 19 июня 2003 г. в Пномпене. В 2004 г. была подписана совместная декларация по борьбе с международным терроризмом. С сентября 2004 г. начались встречи представителей России и АСЕАН по борьбе с транснациональной преступностью.
В экономической сфере развитию отношений содействует деятельность рабочей группы по торговле и экономическому сотрудничеству, но степень успешности ее работы не высока в силу объективных причин, связанных, в первую очередь, с состоянием бизнеса и экономического регулирования в России. Определенные перспективы намечены в сотрудничестве в сфере науки и технологий, туризме, культуре и человеческих контактах.
Начиная с 1996 г., Россия имеет статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Кроме того, с этого же года она стала участницей Регионального форума АСЕАН (АРФ), который был образован в 1994 г. для консультаций по вопросам безопасности в АТР.
В ноябре 1997 г. постановлением правительства России образована Комиссия РФ по делам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Это межведомственный орган, обеспечивающий взаимодействие и координацию сотрудничества федеральных органов исполнительной власти с АСЕАН и осуществляющий связь между Правительством Российской Федерации и АСЕАН.
Экономические отношения России со странами АСЕАН в последнее время приобретают более прочную правовую базу. Так, 10 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре во время ежегодных мероприятий АСЕАН на высшем уровне состоялось совещание министров иностранных дел России и АСЕАН, в рамках которого министры подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития.
Россия является полноправным членом АСЕАН. Данный шаг правительство РФ сделало по вполне объективным причинам. После вступления России в АСЕНА был образован специальный фонд сотрудничества Россия – АСЕАН, целями которого являются:
-организация
финансового обеспечения
-координация
деятельности российских и
-оказание
содействия развитию
-привлечение
иностранных инвестиций и
-привлечение
российских инвесторов с целью
финансирования проектов в
Информация о работе Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе