Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Развитие интеграционных процессов в АТР в 2000-е годы, перспективы включения РФ». При выборе данной курсовой акцент был сделан на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и их сотрудничество с РФ. Это объясняется растущей ролью АТР в развитии мировой экономики, его значимостью в современной внешнеэкономической политике России и географической близостью стран АТР к российскому Дальнему Востоку, развитие которого в значительной мере определяется, и будет определяться углублением международного экономического сотрудничества с соседними странами. За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации мировой экономики, практика международной экономической интеграции обогатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, поскольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 4
1.1 Основная характеристика стран АТР 4
1.2 Уровни интеграционных процессов в АТР 9
2. АТЭС: Роль и влияние на развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона 18
2.1 Характеристика АТЭС, торговля и инвестиции 18
2.2 Проблемы и перспективы развития АТЭС (СВА) 22
3. Перспективы внешнеэкономического сотрудничества АСЕАН и АТЭС с Россией (торговля и инвестиции) 33
3.1 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АСЕАН. 33
3.2 Торговое и инвестиционное сотрудничество РФ со странами АТЭС 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Во-вторых,
в Восточной Азии активно ведет
себя европейский капитал. В частности,
он вводит в Китай многие производства.
Тем самым создается основа для
применения европейской валюты в
Азии. Но сегодня она используется
лишь в ограниченной части расчетов,
которая обслуживает связи
В-третьих,
в регионе сильны позиции иены.
Но она слишком тесно связана
с долларом, а сфера ее применения
в регионе главным образом
задана обслуживанием интересов
японского государства и
Также
следует отметить политику стран-членов
АТР, связанную с изменением валютных
курсов. Наиболее интересные изменения
в структуре международных отношений
и процессах интеграции произошли в период
мирового финансового кризиса. [11]
2.1 Характеристика
АТЭС, торговля и инвестиции
Идея
создания Тихоокеанского Экономического
сообщества в интересах взаимовыгодного
сотрудничества стран АТР витала в воздухе
с начала 60-х годов. Появлению межправительственного
форума «Азиатско-
Странами-основателями АТЭС выступили Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины и Япония
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли этих государств состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Впоследствии к организации присоединились 9 стран: КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Быстрое становление АТЭС свидетельствовало о том, что его деятельность соответствует процессам глобализации, тенденциям регионализма и отвечает потребностям развития государств-участниц. Всего за четыре года эта межправительственная организация прошла путь от конференции на уровне министров до ежегодных саммитов с участием лидеров ведущих государств АТР. Первый такой саммит, прошедший в 1993 году в Сиэтле, был инициирован президентом США Б. Клинтоном. Россия стала членом АТЭС в 1998 году.
В
настоящее время на 21 участника
Форума АТЭС приходится 55% мирового ВВП
(18 триллионов долларов), 54% объема мировой
торговли (5,2 триллионов долларов) и
более 40% населения земного шара
(более 2,5 миллиарда человек). Несмотря
на консультативный статус, эта межправительственная
организация разрабатывает
В своей работе АТЭС руководствуется двумя основными принципами: «открытого регионализма» и «согласованных односторонних мер». Суть первого принципа заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО и отказом от протекционизма в отношении государств, не являющихся членами этой организации. Последние на основе взаимности получают возможность пользоваться всеми преимуществами такого сотрудничества. Второй принцип позволяет участникам выбирать приемлемые для них темпы торговой и финансовой либерализации. В результате скорость движения межправительственной организации по пути интернационализации определяется возможностями и потребностями наиболее отсталых, с этой точки зрения, стран-участниц, и для достижения поставленных целей не требуется высокий уровень институционализации. Поэтому Секретариат АТЭС не велик и не имеет полномочий, которые позволяли бы ему добиваться выполнения членами организации решений, принимаемых на основе консенсуса.
Порядок
принятия решений в АТЭС был утвержден
с учетом опыта Ассоциации государств
Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - одной
из наиболее успешных межправительственных
организаций с более чем
Поведенческие нормы «пути АСЕАН» проистекают из двух индонезийских принципов: диалога - «мушаварах» и консенсуса - «муфвкат». А. Ачарья характеризует «путь АСЕАН» как «процесс региональных взаимодействий и сотрудничества, базирующийся на постепенности, неформальности, консенсуса, личных политических связей, неконфронтационной манере ведения переговоров, большей значимости процесса по сравнению с результатом». Такой формат общения, практически исключающий для местных элит возможность «потери лица» в процессе диалога, сильно контрастирует с западной моделью, для которой характерны жесткое соперничество и четкая юридическая основа. Основополагающим для «пути АСЕАН» является принцип невмешательства во внутренние дела членов организации, основанный на безусловном признании незыблемости государственного суверенитета.
По своей структуре АТЭС - это объединение форумов, работающих по определенным правилам. Решения высшего органа не носят строго обязательного характера. Высший орган состоит из двух «палат»: встречи министров (иностранных дел и торговли) и неформального саммита лидеров (глав государств и правительств). Председателем Форума в течение года является страна, на территории которой проводится саммит. Она берет на себя расходы по организации саммита и определяет тематику работы АТЭС на срок своего председательства (один год). По результатам саммита принимаются декларации, в которых подводятся итоги работы организации за прошедший год и формулируются позиции участников относительно событий региональной или мировой экономики и стратегия Форума.
Встреча старших должностных лиц - орган, призванный координировать работу по реализации решений, принятых лидерами и министрами; он же является связующим звеном между высшим органом и форумами, имеющими статус структурных подразделений АТЭС. Важный элемент структуры - Деловой консультативный совет, представляющий собой автономный бизнес-форум, в который входят по три представителя от каждого государства.
Органы АТЭС называются форумами. К ним относятся 3 комитета (по торговле и инвестициям, экономический, по бюджету и управлению) и 11 рабочих групп (по энергетике, рыболовству, развитию малых и средних предприятий, транспорту, туризму, развитию людских ресурсов, промышленной науке и технологиям, сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям и информации, развитию торговли, техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства).
Секретариат
АТЭС располагается в Сингапуре
и состоит из исполнительного
директора, функции которого выполняет
представитель
2.2 Проблемы и перспективы
развития АТЭС (СВА)
Пик деятельности АТЭС пришелся на 1994 - 1995 годы, когда были поставлены задачи и объявлен план действий по формированию в регионе свободной торговли и инвестиций. В соответствии с Богорской декларацией (1994 г.) создание зоны свободной торговли было намечено для промышленно развитых стран на 2010 год, для развивающихся - на 2020 год. В 1995 году была принята Осакская программа действий, которая закрепила принципы деятельности межправительственной организации и определила три базовых направления экономического сотрудничества в АТР: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество.
Тем
не менее, перспективы формирования
полномасштабной интеграционной группировки
на базе АТЭС представляются неопределенными
- во многом из-за несовпадения приоритетов
англо-саксонских и развивающихся
азиатских государств. Так, США заинтересованы
в быстрой и полной либерализации
торговых и финансовых потоков и
в открытии рынков восточноазиатских
стран, на долю которых приходится большая
часть дефицита их внешнеторгового
баланса. Вот почему Вашингтон настаивает
на повышении уровня институционализации
АТЭС и введении принципа обязательности
принимаемых решений. В этом американцев
поддерживают Канада, Австралия, Новая
Зеландия и ряд других государств.
В свою очередь, страны АСЕАН, Япония
и Южная Корея* отстаивают добровольный
характер этого процесса. Приоритетами
для АТЭС развивающиеся страны Восточной
Азии считают не либерализацию торговли
и капитала, а содействие торговле
и экономическое и научно-
Что касается Пекина, то он активно участвует в деятельности как СТЭС, так и АТЭС. КНР выступила организатором проведения ежегодного совещания СТЭС в Пекине (1990 г.) и саммита АТЭС в Шанхае (2001 г.), в которых принимали участие качестве членов этой организации представители Тайваня и Гонконга. В целом, Китай вносит существенный вклад в работу АТЭС, в первую очередь по таким направлениям, как развитие экономического и технического сотрудничества, малого и среднего бизнеса и пр.
На
саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия)
в 1998 году, в разгар азиатского финансового
кризиса, прозвучали предложения придать
экономической и финансовой интеграции
в рамках АТЭС более обязывающий
характер. Но по мере преодоления кризиса
они не получили дальнейшего развития,
в частности, из-за позиции Японии,
которая воспрепятствовала
В
условиях азиатского финансового кризиса
опора на принцип «открытого регионализма»
также не помогла пострадавшим странам.
АТЭС на смог, с одной стороны, смягчить
последствия негативного
В
целом, очевидный с конца 1990-х
годов спад деятельности АТЭС постепенно
ведет к деконструкции «
В
то же время, именно разнообразие участников
и широкий подход к членству обеспечили
АТЭС уникальную роль в АТР: ежегодные
саммиты собирают вместе лидеров
ведущих мировых и региональных
держав - США, Японии, Китая, России, а
также стран Юго-Восточной
В
конце 1990-х годов серьезные
Информация о работе Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе