Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа
Международный казахско-турецкий университет им. А.Ясави создан Указом Президента РК Н.А.Назарбаева за № 329 от 6 июня 1991 года, а также впослествии подписания 31 октября 1992 года в городе Анкаре соглашения между правительствами Республики Казахстан и Турецкой Республики «О создании Междунаролного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави». Таким образом, МКТУ им. Х.А.Ясави функционирует на рынке образовательных услуг Казахстана с 1991 года и стал первым высшим учебным заведением тюркоязычных государств, получившим статус международного.
Введение .................................................................................................................5
Стандарт 1. Миссия, цели и задачи ...................................................................8
Стандарт 2. Планирование и эффективность ...............................................13
Стандарт 3. Руководство и менеджмент.........................................................18
Стандарт 4. Образовательные программы....................................................22
Стандарт 5. Профессорско-преподавательский состав и эффективность
преподавания.................................................................................40
Стандарт 6. Студенты.........................................................................................56
Стандарт 7. Научно-исследовательская работа............................................75
Стандарт 8. Финансы........................................................................................104
Стандарт 9. Ресурсы: материально-технические, библиотечные
и информационные…................................................................109
Заключение ........................................................................................................116
Инновационная деятельность МКТУ им. А.Х.Ясави осуществляется в различных направлениях. Новизна результатов полученных при проведении научных работ сотрудниками МКТУ подтверждены получением более 30 авторских свидетельств и патентов на изобретения (см. Приложения №№ 7.13-7.15). В частности, в 2008-2010 гг. преподаватели и сотрудники университета получили ряд инновационных патентов в области естественных наук и промышленных технологий, в том числе, следующие:
Ряд инновационных патентов учеными Университета получены также в области хирургии и биологии.
В МКТУ им. А.Х.Ясави достаточно высоки показатели полученных патентов и изобретений (см. табл. 7.7).
Вместе
с тем, следует отметить, что при развитии
связей МКТУ им. А.Х.Ясави с производством
не отлажена еще и обратная связь. Потенциальные
работодатели слабо участвуют в формировании
научных направлений и школ в Университете,
в результате чего научная деятельность
недостаточно связана с запросами рынка.
Таблица 7.7 - Общие показатели полученных патентов, лицензий и изобретений в расчете на 100 человек
2007-2008 уч.год | 2008-2009 уч. год | 2009-2010 уч. год | |
Количество
полученных за один год (в расчете
на 100 чел. ППС):
- изобретений - патентов и лицензий - международных и государственных премий |
5 4 - |
6 13 - |
15 - - |
Эффективность научно-исследовательской работы МКТИ им. Х.А.Ясави оценивается следующими критериями:
• процент участия ППС в НИР;
• среднегодовой выработкой НИР;
• количеством внедренных тем;
• экономической эффективностью от внедрения НИР;
• количеством полученных авторских свидетельств и патентов;
• использование результатов НИР в учебном процессе.
Данные критерии используются с применением системы количественных и качественных показателей НИР. Так, учитывается процент участи ППС в НИР и среднегодовая выработка НИР при сравнении с достигнутыми ранее показателями (Приложение № 7.1). Другим важным показателем является количеством внедренных тем (Приложения №№ 7.2; 7.7-7.11).
Данные о количестве полученных авторских свидетельств и патентов в динамике за последние годы, представленные в приложениях №№ 7.13-7.15, также в табл. 7, где представлены общие показатели полученных патентов, лицензий и изобретений в расчете на 100 человек. Представленные данные свидетельствуют о позитивной динамике в росте эффективности НИР в МКТУ им. Х.А.Ясави в последние годы. Вместе с тем, в университете пока еще не имеется полная статистика о внедрении научных разработок в производство с оценкой их экономической эффективности. Это не позволяет полноценно оценить экономическую эффективность от внедрения НИР.
Кроме того, критерием оценки успешности НИР определяется не только финансовой выгодой от реализации научных разработок на рынке, но и получением академических преимуществ в виде использования результатов НИР в учебном процессе и развития новых форм сотрудничества, как с другими вузами, так и с предприятиями реального сектора экономики.
Важным аспектом совершенствования существующих критериев и механизмов оценки эффективности НИР должен стать и учет того, что в современных условиях с каждым годом проведение НИР обходится все дороже и на них расходуются значительные суммы. В связи с этим, важным направлением эффективности научных исследований должно стать более экономное проведение НИР без снижения их результативности. Важным аспектом совершенствования существующих критериев и механизмов оценки эффективности НИР должно стать внедрение функции маркетинга в научно-исследовательский процесс, что потребует преодоления ряда организационных проблем. Организационные сложности связаны в первую очередь с тем, что в структуре научной организации, в частности, технического университета, не предусмотрены специальные подразделения, выполняющие маркетинговые функции, а в бюджете НИР отсутствует соответствующая статья расходов.
Совершенствование
механизма оценки эффективности НИР в
МКТУ им. Х.А.Ясави предполагает также
использование и применение социологические
методов, а также методов психологической
диагностики, что пока еще является недостаточным.
Все это позволит добиваться прозрачности
процессов оценки и доступности информации
о НИР коллективу университета. Так, проведенный
в МКТУ им. Х.А.Ясави в минувшем году социологический
опрос дал следующие результаты. Активно
стремятся заниматься наукой 78,6 % преподавателей
(см. рис. 7.9). Равнодушно относятся к научной
работе только 2,7%, занимаются по требованию
администрации 11,9%, и не определились с
выбором 7,1% преподавателей университета.
Рисунок
7.9 – Результаты социологического
опроса по отношению
к НИР как составной
части деятельности
преподавателя
Проведенный опрос также показал, что для большинства преподавателей университета (83,3%), если бы они имели возможность выбирать среди профессиональных функций преподавателя, выбрали бы для себя необходимость вести научные исследования. Не имеют желания заниматься наукой 7,1%, не определили своего мнения 9,6%. Приведенные результаты опроса свидетельствуют о достаточно уровне эффективности научно-исследовательской работы.
В
целом же, представленные в данном разделе
отчета материалы позволяют выявить определенные
научные достижения университета за отчетный
период, вскрыть резервы и определить
перспективы развития научной деятельности
МКТУ им. Х.А.Ясави.
Cтандарт 8. Финансы
В современных условиях целевое освоение высших учебных заведений объемы и своевременность поступлений финансовых средств вузов из бюджета и других источников возможно лишь при тщательном планировании доходных и расходных статей содержания образовательных организаций. Согласно статье 3 Cоглашения от 31 октября 1992 года между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики о создании Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави, финансирование содержания, технического оснащения, а также выделение капитальных вложений на строительство нового комплекса университета и другие расходы Казахстан и Турция осуществляют на паритетных началах. Расходы на содержание университета осуществляются из нижеследующих источников:
Требования к процессу формирования и использования бюджета университета подробно описаны в схеме документаций СМК. Бюджет университета строится с точки зрения адекватности финансового обеспечения реализуемых образовательных и профессиональных программ. В качестве эффективной меры по предотвращению финансовых затруднений служит планирование целенаправленного использования запланированных поступлений финансовых средств вуза.
Как видно, из данных, представленных в Приложении № 8.1, в структуре бюджета планируется рост затрат на содержание и обслуживание учебных помещений и прилегающей территории (коммунальные, арендные платежи, уборка, озеленение, охрана) с 6,4 % в 2006-2007 году, до 7,0 % в 2010-2011 году.
На расходы по администрированию программ подготовки (учебно-вспомогательные материалы, канцтовары, расходные материалы, тиражирование, бланочную документацию) планируется рост с 0,3 % в 2006-2007 году, до 0,4 % в 2010-2011 году.
Расходы на Интернет- коммуникации остаются на одном уровне.
Расходы на повышение квалификации ППС, АУП: планируется рост с 0,04 % в 2006-2007 году, до 0,05 % в 2010-2011 году.
Расходы по набору (реклама, приемная компания): планируется рост с 0,02 % в 2006-2007 году, до 0,05 % в 2010-2011 году.
Расходы на качественное обновление, расширение материальной, научной, учебно-лабораторной базы (учебные помещения, мебель, компьютерная техника, лабораторное оборудование, библиотечные и информационные ресурсы, программное обеспечение) планируется рост с 10,4 % в 2006-2007 году, до 10,8 % в 2010-2011 году.
Расходы на качественное обновление, расширение, функционирование инфраструктуры (общежития, медицинские центры и центры досуга, типография, зона отдыха и т.п.): планируется рост с 4,4 % в 2006-2007 году, до 4,5 % в 2010-2011 году.
Формирование бюджета университета предназначено на исполнение миссии и целям университета, направляемого на обновление, расширение и поддержание материально-технической базы, на увеличение фонда заработной платы и т.д. Финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели, являются – государственные и коммерческие. Бюджет университета направлен на обновление, расширение и поддержание материально-технической базы и увеличение фонда заработной платы и т.д.
Инвестиции
из бюджета Турецкой Республики и средства
по капитальным вложениям с бюджета Республики
Казахстан позволили в 1,5 раза расширить
и укрепить активы университета, что наглядно
видно из нижеприведенной таблицы 8.1.
Таблица 8.1 – Основные средства и нематериальные активы МКТУ им. Х.А.Ясави
01.01.2005г. | 01.01.2006г. | 01.01.2007г. | 01.01.2008г. | 01.01.2009 г | 01.01.2010 г. | |
Основные средства, тыс.тенге | 8360825,6 |
5396334,0 |
5286020,7 |
7283935,7 |
10307610,1 |
11667918,4 |
Нематериальные
активы,
тыс.тенге |
2325,3 |
3609,6 |
3643,9 |
4524,6 |
6163,2 |
7440,8 |
Университет обеспечен собственными финансовыми средствами и не имеет заемных ресурсов, просроченных дебиторских либо кредиторских задолженностей, в том числе по заработной плате. Объем финансовых средств, направляемых на развитие материальной, учебно-научно-лабораторной, информационной базы и объектов инфраструктуры приведен в приложении № 8.2. Доход от оказания платных образовательных услуг расходуется на подготовку специалистов на коммерческой основе. Расходы ведутся на зарплату, на приобретение материалов и оборудования, на покрытие коммунальных затрат.
Ценообразования осуществляется в разрезе форм обучения (дневная, заочная) и из расчета конкурентоспособности стоимости образовательных услуг. Основу цены за обучение на платной основе составляют расчет средних расходов на обучение одного студента. Средняя стоимость обучения студента приведена в приложении 8.3, из данных которого видно, что рост средней стоимости обучения по различным специальностям составил: