Перспективы России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - показать значение для экономики России ее вступление в ВТО, а также проблемы адаптации отечественных предприятий, которые можно ожидать в связи с этим, и дать прогноз развития отечественной экономики на будущее в плане сотрудничества России и ВТО. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение целей и задач ВТО, её структуры.

- исследовать преимущества и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию.

- оценить возможные риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО.

- выявить возможные проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО, и способы их преодоления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 2

Глава 1. Россия и ВТО 4

1.1 Краткая история ВТО и её структура 4

1.2 Основные цели и принципы работы ВТО, её функции 6

1.3 Выгоды и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию 7

1.4 Угрозы и риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО 9

1.5 Проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО 14

1.6 Возможные способы адаптации и эффективного функционирования предприятий в условиях ВТО 18

Глава 2. Возможные проблемы и последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей промышленности и регионов 21

2.1 Угроза и последствия для различных отраслей промышленности в связи с вступлением России в ВТО 21

2.2 Некоторые аспекты влияния ВТО на регионы 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)

      Не  менее важным является то, что Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. А также в качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления. Что в итоге поможет обеспечить для нашей страны создание благоприятных условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.

      Я считаю очень важным плюсом вступления в ВТО то, что это должно существенно повлиять на ослабление дискриминации России на международных рынках в связи с признанием статуса рыночной экономики, распространением принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Статистика показывает также, что сегодня ежегодный ущерб России от антидемпинговых процедур в отношении российских производителей в связи с тем, что Россия не является членом ВТО, по оценкам Минэкономразвития, озвученным Германом Грефом, составляет свыше $4 миллиардов. По его словам, на 2007 год против России применялось более 120 антидемпинговых процедур, в то время как пять лет назад их насчитывалось менее 30. Таким образом, с каждым годом отсрочки вступления России в ВТО этот поток будет только нарастать.

      Ещё один плюс - создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.

      Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства.

      Возможно улучшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.

      Также возможным плюсом вступления России в ВТО и как следствие принятия её условий может являться снижение уровня коррупции в силу появления прозрачности во всех секторах экономики.

      Немаловажны и выгоды для отечественного потребителя: это появление качественной и доступной продукции иностранных производителей на российских рынках.

      Стимулом вступления во Всемирную Торговую Организацию является также улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

      Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

      Велика  угроза разорения малого и среднего предпринимательства. Эти компании просто не выдержат напора конкуренции опытных и сильных зарубежных товаропроизводителей.

      В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

      В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест... Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

      Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям:

      - С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

      - С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 20% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

      Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. Мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности. 

      1.4. Угрозы и риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО. 

      Учитывая, что решение о вступлении России в ВТО принято окончательно, обсуждение этого вопроса сегодня в основном происходит вокруг темы последствий этого вступления.

      Особенности положения, в котором находится сегодня Россия и с учетом которого должна вырабатываться ее политика, состоят в следующем:

      - Россия единовременно решает задачу повышения уровня экономического развития и задачу интеграции в систему мирохозяйственных связей;

      - исторически сложившиеся хозяйственные связи с бывшими советскими республиками требуют развития экономической интеграции в рамках СНГ;

      - предлагаемая ВТО система достаточно жестко определяет рамки внешней и внутренней политики своих членов, а также стран, собирающихся вступить в эту организацию;

      - экономика России нуждается в интенсивной структурной перестройке, которая способствовала бы повышению ее технологического уровня и созданию конкурентоспособных производств.

      Прискорбно, что в нашей импортной политике ныне правит не разумный протекционизм, а фиск, то есть государство лишь косвенно защищает отечественного производителя, ставя во главу угла таможенные доходы своего бюджета. Поэтому, во-первых, главным инструментом такой защиты оказывается таможенный тариф, то есть самое не гибкое её орудие, тогда как другие страны мира применяют здесь в основном меры оперативной нетарифной защиты. Во-вторых, ставки наших таможенных пошлин до сих пор автоматически росли там, где рос импорт, а во главу угла была положена их собираемость, а не нужды промышленной политики страны (Россия лишь восемь раз применяло против растущего импорта специальные защитные меры, три раза – антидемпинговые процедуры; для сравнения: в Индии 412 антидемпинговых и 15 специальных защитных мер за 10 лет, в США 411).

      В части торговли услугами Россия оставила для свободной конкуренции 30 секторов услуг из 125, еще в 39 она вправе не допускать на свой рынок иностранных провайдеров. В особом положении в ВТО окажется наш агробизнес, здесь мы уступаем основным мировым сельхозэкспортерам в разы.

      В то время как богатые страны, “прикрываясь” принципами свободной торговли защищают национальный бизнес и пытаются ограничить конкуренцию со стороны новых членов ВТО. Так, например, недавно принятое королевство Тонго, Армения и Украина вынуждены были пойти на крайне невыгодные условия. В частности, королевство Тонга не сможет устанавливать размер ввозных пошлины выше 20 процентов от стоимости продукта. Для сравнения, пошлины США на импорт говядины достигают 350 процентов, а ввозные пошлины ЕС на сахар составляют 300 процентов. Впрочем, по этому показателю Тонга находится на предпоследнем месте - последнее занимает Армения.

      Хотя при этом, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и «естественный» более высокий уровень конкурентоспособности развитых иностранных компаний за счет использования современных производственных и управленческих технологий.

      По сути, страны с развитой рыночной экономикой с помощью ВТО осуществляют мировую экспансию, захватывая наиболее перспективные растущие иностранные рынки и превращая развивающиеся страны в свои сырьевые придатки. Можно говорить о том, что ВТО становится одним из инструментов пресловутого «золотого миллиарда».

      Возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли:

  • Аграрный сектор: В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор.
  • Металлургия: высокая энергоемкость производства.
  • Обрабатывающая промышленность
  • Текстильная
  • Химическая промышленность
  • Машиностроение
  • Автостроительная промышленность
  • Авиастроительная промышленность
  • Электронная промышленность
  • Легкая промышленность
  • Транспорт
  • Фармацевтическая промышленность
  • Розничная торговля
  • Пищевая промышленность
  • Общественное питание

      Также большому риску при вступлении России в ВТО подвергнется её финансовый рынок. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов наших. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Западные банки легко смогут поглотить нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их «капиталоемкости». Страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.

      Существует либерализационное давление на Россию со стороны менее развитых стран. В частности, от нас требуют либерализовать импорт «услуг труда», что может привести к заселению российской территории выходцами из трудоизбыточных стран. Учитывая острейшую демографическую ситуацию в Китае и других соседних азиатских странах, свобода иммиграции в Россию совершенно неприемлема с позиций поддержания национальной безопасности.

      Реальной угрозой также является то, что при резком усилении конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.

      Рассмотрим товарную структуру экспорта Российской Федерации:

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
(в фактически действовавших ценах)

  1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
  Миллиардов долларов США
Экспорт - всего 78,2 103 107 134 182 241 301 352
в том числе:                
продовольственные товары и 
  сельскохозяйственное сырье 
  (кроме текстильного)
1,4 1,6 2,8 3,4 3,3 4,5 5,5 9,1
минеральные продукты 33,3 55,5 58,9 76,6 105 156 199 228
продукция химической 
  промышленности, каучук
7,8 7,4 7,4 9,2 12,0 14,4 16,8 20,8
кожевенное сырье, пуш- 
  нина и изделия из них
0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 0,3
продукция лесной и 
  целлюлозно-бумажной 
  промышленности
4,4 4,5 4,9 5,6 7,0 8,3 9,5 12,3
текстиль, текстильные 
  изделия и обувь
1,2 0,8 0,9 0,9 1,1 1,0 1,0 0,9
металлы, драгоценные камни 
  и изделия из них
20,9 22,4 19,9 23,7 36,7 40,6 48,9 56,9
машины, оборудование и 
  транспортные средства
8,0 9,1 10,1 12,0 14,1 13,5 17,4 19,7
прочие 1,0 1,6 1,6 1,9 2,1 2,5 3,1 4,4

Информация о работе Перспективы России в ВТО