Перспективы России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - показать значение для экономики России ее вступление в ВТО, а также проблемы адаптации отечественных предприятий, которые можно ожидать в связи с этим, и дать прогноз развития отечественной экономики на будущее в плане сотрудничества России и ВТО. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение целей и задач ВТО, её структуры.

- исследовать преимущества и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию.

- оценить возможные риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО.

- выявить возможные проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО, и способы их преодоления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 2

Глава 1. Россия и ВТО 4

1.1 Краткая история ВТО и её структура 4

1.2 Основные цели и принципы работы ВТО, её функции 6

1.3 Выгоды и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию 7

1.4 Угрозы и риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО 9

1.5 Проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО 14

1.6 Возможные способы адаптации и эффективного функционирования предприятий в условиях ВТО 18

Глава 2. Возможные проблемы и последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей промышленности и регионов 21

2.1 Угроза и последствия для различных отраслей промышленности в связи с вступлением России в ВТО 21

2.2 Некоторые аспекты влияния ВТО на регионы 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)

(по данным Федеральной службы государственной статистики из сборника 2008 года). Мы прекрасно видим, что 65% принадлежит минеральным продуктам, и 16% металлам, драгоценным камням, что подтверждает что Россия остаётся страной преимущественно сырьевой специализации. Рассмотрим структуру импорта в нашу страну также: 
 

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
(в фактически действовавших ценах)

  1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
  Миллиардов долларов США
Импорт - всего 46,7 33,9 46,2 57,3 75,6 98,7 138 200
в том числе:                
продовольственные товары и 
  сельскохозяйственное сырье 
  (кроме текстильного)
13,2 7,4 10,4 12,0 13,9 17,4 21,6 27,6
минеральные продукты 3,0 2,1 1,7 2,2 3,0 3,0 3,3 4,7
продукция химической  
  промышленности, каучук
5,1 6,1 7,7 9,6 12,0 16,3 21,8 27,5
кожевенное сырье, пушнина и 
  изделия из них
0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,7
продукция лесной и 
  целлюлозно-бумажной 
  промышленности
1,1 1,3 1,9 2,4 2,9 3,3 4,0 5,3
текстиль, текстильные  
  изделия и обувь
2,6 2,0 2,4 2,8 3,3 3,6 5,5 8,6
металлы, драгоценные  
  камни и изделия из них
4,0 2,8 3,0 4,2 6,0 7,7 10,6 16,4
машины, оборудование и   транспортные средства 15,7 10,6 16,8 21,4 31,1 43,4 65,7 102
прочие 1,9 1,4 2,0 2,5 3,2 3,7 4,8 7,1

(по данным Федеральной службы государственной статистики из сборника 2008 года) Импорт преимущественно состоит из: 51% машины, оборудование и транспортные средства; 14% продукция химической промышленности, каучук; 14% продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. То есть это готовая продукция. Можно предполагать, что после вступления в ВТО России, это «распределение» экспорта и импорта ещё более обострится.

      

      Удельный  вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в январе-апреле 2009г. составил 31,2%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 48,5% (в январе-апреле 2008г., соответственно, 35,5% и 51,2%).

Сравнительные данные о добыче нефти1) в Российской Федерации и ведущих странах-экспортерах нефти: 
 

(тыс. баррелей в день)

  2009г.
апрель март февраль
Россия 9532 9727 8742
Страны  ОПЕК - всего2) 28079 27995 28130
из них: 
Ирак
2332 2338 2287
Саудовская Аравия 7899 7893 7915

_________________ 
1) Без газового конденсата. 
2) По данным публикации ОПЕК "Market indicatоrs as at end:April-2009".

В апреле 2009г. средняя  фактическая экспортная цена на нефть составила 322,4 доллара США за 1 тонну (108,1% к марту 2009г.). Средняя цена мирового рынка на нефть "Юралс" составляла 356,3 доллара США за 1 тонну (108,1% к марту 2009г.). Это данные Федеральной службы государственной статистики и они прекрасно отображают лидерство России в добыче нефти на данный период, эту важную статью российского дохода не обойдут стороной, когда будут рассматривать вступление России в ВТО. И можно с уверенностью ожидать что конкурент Саудовская Аравия (которая является членом ВТО с сентября 2005 года) будет выдвигать выгодные ей условия в этой сфере.

      Рост инвестиционной привлекательности России и его формальное признание в виде повышения инвестиционного рейтинга повлечет за собой приход в Россию новых игроков из числа крупнейших транснациональных корпораций и их активные действия по захвату открывающихся российских рынков. Основная причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены, при выходе на новые рынки) - использование современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Для сравнения: если на развитых рынках вся продукция качественная по умолчанию и Бренд – показатель признания потребителей, то у нас Бренд – это в первую очередь показатель качества. 
 
 
 
 

      1.5. Проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО. 

      Цель  моей работы – выявить возможные проблемы, которые могут возникнуть у российских компаний при вступлении России во всемирную торговую организацию, и их адаптации к её условиям.

      Для отечественных производителей вступление в ВТО определенные выгоды: 1) высококачественные комплектующие по более низкой цене;

2) правовая защищенность на внешних рынках; 3) принятие прогрессивных положений законодательной базы ВТО; 4) расширение рынков сбыта; 5) приход инвестиций. Но на данный момент, по большинству направлений российский предприниматель не может конкурировать с зарубежным производителем даже на внутреннем рынке, причем включая приоритетные отрасли.

      Предполагается, с одной стороны, что присоединение будет способствовать укреплению в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг и, как следствие, создаст необходимые условия для интенсивного роста производительности труда. Тем самым будет дан импульс в решении кардинальных проблем реструктуризации промышленности и технологического развития, столь мучительных для российской экономики уже многие десятилетия. В конечном счете, предпринимаемые усилия направлены на повышение уровня благосостояния общества.

      Вместе  с тем, с другой стороны, социально-экономические последствия присоединения России к ВТО не являются равновыгодными для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики. Для значительной части российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО означает неизбежность выбора: или модернизация производства или его свертывание. Если предприятие хочет работать, оно обязано научиться выпускать конкурентную продукцию.

      Для преобразований нужны время, средства, желание и умение, а также — на определенный переходный период — государственные меры защиты внутреннего рынка и тех производителей, которые не подготовлены к резким переменам на этом рынке.

      Необходимо отметить, что роль каждой страны в ВТО при формальном всеобщем равенстве на самом деле не так равнозначна. ВТО — это не экономическая ООН, как это иногда пытаются представить, где каждая страна имеет один голос, а Россия и право вето в Совете безопасности. В ВТО каждая страна обладает влиянием в соответствии с ее экономической мощью. Экономический потенциал имеет решающее значение в отстаивании своих национальных интересов. Именно поэтому при вступлении в ВТО страны-кандидаты стремятся заручиться поддержкой в первую очередь США и стран ЕС. Фактически деятельность ВТО, если ее рассматривать с политико-экономической позиции, построена так, что экономически наиболее развитые страны обладают возможностями диктата в отстаивании своих национальных интересов. ВТО, в отличие от многих влиятельных международных организаций, той же ООН, не имеет Устава, подписав который можно было бы стать членом этой организации. Страна-кандидат, подав заявку о присоединении к соглашениям ВТО, должна вести двусторонние переговоры с теми ее членами, которые желают заранее урегулировать свои торговые отношения с новичком. И только после согласования всех позиций со всеми заинтересованными странами решается вопрос о принятии претендента в ряды ВТО. Для России это будет непросто.

      Нужно заранее подготовиться к тому, что в результате открытия внутреннего рынка могут быть окончательно утрачены целые ведущие, системообразующие отрасли, определяющие экономическую и оборонную мощь страны, продукция которых окажется недостаточно конкурентоспособной. Сейчас эта конкурентоспособность поддерживается, в основном, существенно меньшими (в два и более раз), чем принято в странах-членах ВТО, энерготарифами и зарплатой (если сравнивать с США, то российские энерготарифы ниже в 5—7 раз, уровень зарплаты производственного персонала — на порядок меньше). К числу таких отраслей уже сейчас можно отнести автомобильную, авиационную, станкостроительную, радиоэлектронную, сельскохозяйственную, фармацевтическую, ряд других отраслей, главным образом машиностроительных.

      Следует отметить еще один аспект проблемы: вступив в ВТО, Россия откроет свой внутренний рынок для зарубежных компаний, которые придут к нам не только за природными ресурсами, но и за и научно-техническими достижениями. Первые результаты начинающейся зарубежной патентной экспансии российская экономика уже ощутила — у гордости отечественной авиации вертолета Ка-50 «Черная акула» возникли серьезные проблемы с производством и экспортом, поскольку юридические права на соосный винт и способ его управления оформлены соответствующими патентами на иностранную компанию. Обладая подобным патентом, можно наложить правовое вето на продажу вертолёта. Это лишь один из многих примеров. Для того чтобы сохранить и в последующем развивать свой конкурентный статус, российским

предприятиям  необходимо кардинально изменить свои подходы к управлению Интеллектуальной собственностью. Приоритетным становится проведение анализа и корректировки стратегии предприятия с учетом нового инструмента повышения конкурентоспособности, основанного на исключительном праве на

результаты  интеллектуальной деятельности. Это необходимое условие эффективной мотивации изобретательской деятельности внутри предприятия.

      Обладание и грамотное управление сбалансированным пакетом объектов интеллектуальной собственности как раз и дает преимущество на рынке. Это связано, в первую очередь, с открывающейся перспективой при помощи неденежного имущества увеличивать уставный капитал предприятий и фирм, интегрироваться с российскими и зарубежными партнерами путем создания совместных предприятий, продажи лицензий, уступки прав или вклада в уставный капитал, получать доход, не занимаясь напрямую производством (лицензионная торговля), ограничивать возможности конкурентов. Наш неосвоенный и ничем пока не защищенный совокупный «патентный портфель» при умелом управлении может приносить большие прибыли. При существующем в России на настоящий момент положении дел в области управления интеллектуальной собственностью, когда инновационные разработки часто не востребованы, когда не хватает специалистов, способных оценить эти разработки, защитить их и запустить в хозяйственный оборот, иностранным компаниям будет довольно легко установить контроль над приглянувшимся российским предприятием. Для этого им будет вполне достаточно оформить права на объекты интеллектуальной собственности предприятия, на применяемые технологии, на оборудование, на продукцию и тем самым, установив контроль над его активами, использовать их в своих интересах.

      Общие экономические условия с вступлением страны в ВТО будут меняться, причем быстро. Для зарубежных компаний рыночная среда является привычной, и они умеют работать в ее условиях, большинству наших этому нужно учиться.

      Согласно исследованию, проведенному одной из социологических служб, лишь около 6% руководителей крупных и средних предприятий достаточно хорошо представляют себе правила деятельности ВТО. Только в 15% предприятий есть специалисты, которые обладают компетенцией в своей области менеджмента или права на общепринятом в международной торговле уровне, в остальных таких специалистов нет.

      Как считают в правительстве, лишь 30% предприятий готовы обучать специалистов, понимая, что работа в условиях жесткой конкуренции потребует владения новыми знаниями и технологиями. И лишь 4% производственных предприятий выделяют средства для обучения своих сотрудников24.

Информация о работе Перспективы России в ВТО