Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа
Цель моей работы - показать значение для экономики России ее вступление в ВТО, а также проблемы адаптации отечественных предприятий, которые можно ожидать в связи с этим, и дать прогноз развития отечественной экономики на будущее в плане сотрудничества России и ВТО. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение целей и задач ВТО, её структуры.
- исследовать преимущества и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию.
- оценить возможные риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО.
- выявить возможные проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО, и способы их преодоления.
Введение……………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Россия и ВТО 4
1.1 Краткая история ВТО и её структура 4
1.2 Основные цели и принципы работы ВТО, её функции 6
1.3 Выгоды и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию 7
1.4 Угрозы и риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО 9
1.5 Проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО 14
1.6 Возможные способы адаптации и эффективного функционирования предприятий в условиях ВТО 18
Глава 2. Возможные проблемы и последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей промышленности и регионов 21
2.1 Угроза и последствия для различных отраслей промышленности в связи с вступлением России в ВТО 21
2.2 Некоторые аспекты влияния ВТО на регионы 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Это означает, что большая часть российских предприятий автоматически оказывается в менее выгодных условиях, чем западные компании. Поэтому главная задача правительства сейчас — убедить их в том, что нужно готовить специалистов, обновлять производство.
Сейчас наши экспортеры, когда сталкиваются с антидемпинговыми процедурами, вынуждены нанимать иностранные компании для защиты своих интересов. Они признают, что своими силами справиться с особенностями работы на внешних рынках не в состоянии. Поэтому очевидно, что будет потребность в квалифицированных юристах, финансистах, технических экспертах.
В условиях открытости рынков нашим предприятиям потребуется система мониторинга за случаями недобросовестной конкуренции, демпинга или противоречащих нормам ВТО государственных субсидий отдельным предприятиям и целым отраслям. Для создания и поддержания системы информации и противодействия будут необходимы соответствующие специалисты, а также организационное и техническое обеспечение.
Большой проблемой в современной экономике России является качество менеджмента. Очевидно, что потребуются специалисты-управленцы новой формации. Серьезный дефицит специалистов ощущается и в области стандартизации. Ведь после вступления в ВТО нашим предприятиям придется переходить к международным стандартам, по-новому сертифицировать свою продукцию. Самый очевидный пример — автомобильная промышленность. Наши автомобили не соответствуют европейским экологическим стандартам, что и дает западным производителям конкурентные преимущества.
В бюджете на финансирование подготовки таких специалистов средства не предусмотрены. Вряд ли целесообразно платить за обучение персонала частных предприятий из госбюджета. Расходы по переподготовке должны нести в первую очередь сами предприятия. В последние годы часть руководителей и собственников начинают понимать, что повышение квалификации персонала жизненно необходимо. Возрождается система курсов повышения квалификации. Предприятия уже платят за обучение. Кроме того, ряд специалистов готовы платить за свое образование сами.
Ещё один барьер – предварительная квалификация товаропроизводителей, практикуемая на мировых рынках. Широко распространенная практика такова. Крупные компании – заказчики создали системы предварительной квалификации производителей различной продукции и допускают к участию в тендерах и торгах лишь тех из них, кто включен в соответствующие реестры. Это избавляет покупателей от кропотливой работы по ведению каталогов поставщиков и проверке их способности к выполнению обязательств. Такая квалификация является общепринятой во многих секторах мирового рынка, например, в нефтегазовом комплексе, в строительстве, в машиностроении, на транспорте и пр. Если учесть, что крупные компании закупают через тендеры и торги большую часть продукции и услуг, а российские предприятия не аккредитованы в международных системах квалификации, то становится ясным масштаб проблемы для российских товаропроизводителей.
Российские товаропроизводители пока не готовы аккредитоваться в международных системах квалификации. Этому препятствуют разные причины и обстоятельства. К примеру для присоединения к Achilles и вхождения в ее реестр добросовестных поставщиков сроком на 1 год необходимо представить сведения более чем по 40 аспектам деятельности, а также:
- иметь
внедренные системы
- производить
поставки продукции от своего собственного
имени;
- быть свободным от кредиторской задолженности,
не состоять в судебных разбирательствах
по иным поводам, своевременно производить
оплату налогов, сборов, выполнять требования
по предоставлению властям и органам ежегодной
бухгалтерской отчетности в стандарте
МСФО;
- иметь возможность предложить к поставке в любое время в процессе квалификации продукцию;
- иметь удовлетворительную историю поставок и прочее.
В России каждая крупная компания пока предпочитает вести свою систему предварительной квалификации поставщиков. При этом предприятия-поставщики, добиваясь допуска к корпоративным тендерам, вынуждены вести хаотичную и громоздкую работу по подготовке и предоставлению покупателям тендерной документации, предоставлению данных, приёму делегаций и экспертов, демонстрации своих возможностей.
Для
российских предприятий необходимость
развития конкурентоспособности, независимо
от сроков и условий вступления России
в ВТО, безальтернативна. Поэтому это событие
следовало бы рассматривать скорее как
повод задуматься и принять своевременные
меры.
1.6
Возможные способы адаптации
и эффективного функционирования
предприятий в условиях
ВТО.
Сильная сторона российских производителей услуг – детальное знание общих хозяйственных условий и конкретных проблем бизнеса в России. Западные специалисты, привязанные к стандартным подходам и схемам, сталкиваясь с нетипичными российскими условиями и ситуациями, часто проигрывают российским производителям в способности принимать адекватные решения.
Но конкурировать с продукцией передовых стран нам сложно. А если и удается, то в основном за счет демпинговых цен, которые на 60 – 70% ниже мировых. Причем одной из причин недостаточной конкурентоспособности является отсутствие у предприятия- изготовителя сертификата на систему качества, признанного на внешнем рынке.
Присоединение России к ВТО, как уже отмечалось, открывает для нашей страны новые возможности в плане интеграции в мировую экономику и торговлю. Для реализации этих возможностей необходимо уже сейчас начать проведение целого ряда мероприятий и программ долгосрочного характера на государственном уровне:
- непосредственное участие предпринимателей в разработке позиции России по повестке дня многосторонних торговых переговоров на основе анализа конкурентоспособности российской экономики (товары, услуги, сельское хозяйство), включая перспективные планы (отраслевые и отдельных предприятий);
- совершенствование многосторонних правовых механизмов регулирования торговли с учетом структуры российской внешней торговли;
- совершенствование механизмов защиты внутреннего рынка России, а также интересов российских поставщиков товаров и услуг на внешние рынки, включая укрепление и преобразование соответствующих государственных структур и процедур;
- подготовка предпринимательских кадров для работы в условиях ВТО, владеющих инструментарием международной торговли;
- укрепление системы мониторинга внутреннего рынка для оперативного реагирования на изменения положения на рынке для отечественных операторов на поле ВТО в тесном сотрудничестве с госорганами.
Указанный перечень мероприятий должен способствовать интенсивному развитию российской экономики. Он предполагает приоритет наукоёмких отраслей, рост производительности труда, увеличение доли новой продукции, повышение роли компьютеризации, развития информационных связей, массовое
применение новых технологий, расширение сферы услуг, значительное повышение уровня знаний, особенно в сфере управления и др. Существующие на данный момент недостатки – это, прежде всего, высокий удельный вес убыточных организаций и физический износ основных фондов.
Среди
управленческих механизмов воздействия
можно назвать:
- законодательное ограничение тарифов
на услуги естественных монополий;
- прогрессивную шкалу таможенных пошлин;
- отмену импортных налогов и пошлин на
ввоз оборудования и комплектующих, не
имеющих аналогов в России;
- закупку госорганизациями только российских
товаров (например, транспорта);
- передачу долгов стран СНГ и развивающихся
стран российским предприятиям с дисконтом
и рассрочкой;
- инвестиционные налоговые кредиты на
приобретение компаний за рубежом.
Государственные меры поддержки могли
бы и, по-моему, должны помочь российским
предприятиям во время переходного периода.
В
отношении производств, функционирующих
в российских регионах, особенно важен
механизм производственной кооперации,
связывающей партнеров единым производственным
процессом по созданию совместного продукта.
Промышленная кооперация – это форма
длительных и устойчивых связей между
хозяйствующими субъектами, занятыми
совместным изготовлением определенной
продукции на основе специализации их
производства. Она придает сотрудничеству
гибкость, маневренность и позволяет быстро
включаться в процесс создания и производства
новых товаров. Кооперация тесно связана
со специализацией производства, и может
осуществляться в предметной, подетальной
и технологической форме. Различают международную
научно-техническую, производственную
и научно-производственную кооперацию.
Международная производственная кооперация
между отдельными хозяйствующими субъектами
разных стран чаще всего складывается
на основе систематического обмена материалами,
сырьем, оборудованием, средствами программного
обеспечения, специалистами. Весьма распространенной
практикой является соглашение о производстве
товаров одним предприятием из сырья или
полуфабрикатов, принадлежащих другому
предприятию. Экономически производственная
кооперация - самая эффективная ресурсосберегающая
стратегия, однако и самая управленчески
и организационно сложная.
Альтернативной формой реорганизации российских предприятий с целью их адаптации к условиям ВТО являются их слияния с зарубежными компаниями. Слияние – это создание новой компании путем объединения двух или нескольких компаний. При этом объединяющиеся компании теряют свою самостоятельность и обменивают свои акции на акции вновь создаваемой корпорации. Слияния можно классифицировать на три типа: горизонтальные – между корпорациями, принадлежащими к одной и той же отрасли; вертикальные – между предприятиями, находящимися в разных отраслях, но связанными по снабженческо-сбытовому принципу; и конгломеративные – объединение нескольких видов бизнеса, принадлежащих к разным отраслям.
Возникающая при слиянии новая международная корпорация может использовать ряд преимуществ, которые появляются в результате объединения ресурсов компаний. В первую очередь это легкость выхода на зарубежные рынки, что позволяет восполнить ограниченность внутреннего рынка за счет зарубежных стран. Также достигается существенное снижение издержек за счет большей концентрации и оптимизации бизнеса, использования новых лидирующих технологий и достижения синергии в совместной деятельности, что позволяет вкладывать больше средств в маркетинг. Важным конкурентным преимуществом является внедрение в новую корпорацию организационной структуры зарубежной компании, которая зачастую является более совершенной с точки зрения эффективности управления. Появляется возможность быстро перемещать производственные ресурсы внутри компании, зачастую обходя таможенные барьеры посредством трансфертных цен. Наконец, конкурентоспособности объединений способствует их возросшая устойчивость во время кризисов, обусловленная поддержкой партнера и оптимизацией оргструктуры. Налицо существенное усиление конкурентной позиции российской фирмы в случае ее интеграции с иностранными компаниями.
Также, по мнению представителей бизнеса, для адаптации и эффективного функционирования предприятий в условиях ВТО необходимо предпринять следующие меры:
1. Провести системное обучение руководителей всех уровней власти и хозяйствующих субъектов по
основам требований ВТО.
2. Разработать политику приоритетов в стране, которая стала бы базой для избирательной защиты производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке.
3. Ввести систему поощрения промышленного экспорта (в том числе финансовые и налоговые поощрения, гарантии).
4. Создать механизм временной господдержки предприятий, которые могут пострадать от возрастания импорта (использовать внебюджетный фонд или создать иной механизм гарантирования издержек предприятий).
5. Создать систему внешнеэкономической и правовой информационной поддержки (цены, условия поставки, механизмы разрешения споров и т. д.) для использования предпринимателями возможностей ВТО в международной конкуренции.
6. Оказать поддержку вузам в подготовке специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО для бизнеса и аппарата власти.
7. Перенести центр тяжести финансовой поддержки предприятий в направлении реализации инновационных проектов.
Итак,
можно сделать вывод о том, что суммарный
эффект от присоединения к ВТО может быть
положительным. Однако существуют отдельные
риски и проблемы, которыми вполне можно
управлять. Так для нивелирования большинства
из них возможно и целесообразно применять
специальные интеграционные механизмы.
Глава
2.
Возможные проблемы
и последствия присоединения
к ВТО для отдельных
отраслей промышленности
и регионов.
2.1
Угроза и последствия
для Российской промышленности
в связи с вступлением
России в ВТО на примере
некоторых отраслей:
-Сырьевая отрасль.
Российские компании-экспортеры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортерами. По имеющимся сведениям, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть – ликвидирована.