Перспективы России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - показать значение для экономики России ее вступление в ВТО, а также проблемы адаптации отечественных предприятий, которые можно ожидать в связи с этим, и дать прогноз развития отечественной экономики на будущее в плане сотрудничества России и ВТО. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение целей и задач ВТО, её структуры.

- исследовать преимущества и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию.

- оценить возможные риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО.

- выявить возможные проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО, и способы их преодоления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 2

Глава 1. Россия и ВТО 4

1.1 Краткая история ВТО и её структура 4

1.2 Основные цели и принципы работы ВТО, её функции 6

1.3 Выгоды и недостатки вступления России во Всемирную торговую организацию 7

1.4 Угрозы и риски для отечественной экономики при вступлении в ВТО 9

1.5 Проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО 14

1.6 Возможные способы адаптации и эффективного функционирования предприятий в условиях ВТО 18

Глава 2. Возможные проблемы и последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей промышленности и регионов 21

2.1 Угроза и последствия для различных отраслей промышленности в связи с вступлением России в ВТО 21

2.2 Некоторые аспекты влияния ВТО на регионы 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)

      Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года по итогам Московского саммита Россия - ЕС предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Уже к 2010 г. реальные отпускные цены на газ для промышленных потребителей будут удвоены. Удорожание энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков. Теоретически увеличение цены на природный газ может привести к повышению конкурентоспособности энергетического угля на внутреннем рынке за счет увеличения потребительского спроса и объемов добычи. Однако если цены на уголь будут расти быстрее регулируемых цен на газ, предусмотренное Энергетической стратегией России вытеснение газа углем из топливно-энергетического баланса может не произойти.

      -Машиностроение.

      Вступление  в ВТО может подорвать позиции российского машиностроения, нуждающегося в дорогостоящей и долговременной модернизации производства (износ основных фондов по отрасли превышает 80%). Рост цен на энергоносители и металл уже сейчас приводит к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию. Можно прогнозировать в среднесрочной перспективе прекращение национального производства в ряде подотраслей.

      Машиностроители рассчитывают на сохранение высоких импортных пошлин (10-15% для нефтегазового оборудования, 20% для авиалайнеров, 25% для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных тарифов) на переходный период, который должен составлять не меньше семи лет (примерный срок окупаемости инвестиций). Представляется, что переходный период не принесет необходимого ускорения автомобильной промышленности, предприятия которой смогут рассчитывать лишь на продажу производственных мощностей иностранным компаниям или организацию на их основе сборки сверхдешевых моделей. Сохранение заградительных пошлин на западную авиатехнику неизбежно подорвет рынок российских авиаперевозчиков.

      Выходом для автомобилестроителей, по мнению специалистов, могло бы стать укрупнение предприятий, концентрация на «мозаичном» производстве ограниченного числа конкурентоспособных комплектующих (в первую очередь, литья) для иностранных инвесторов. Авиастроение не устоит без государственной поддержки одного-двух вертикально-интегрированных холдингов, разрабатывающих один тип самолета, удовлетворяющего реальные нужды авиаперевозчиков. Альтернативой может быть производство комплектующих для зарубежных авиационных концернов.

      За  последние семь лет по России в машиностроении наблюдается устойчивый прирост объемов производства (около 20%). В то же время показатели структуры показывают, что свыше 80% обеспеченно заказом на военную продукцию. С начала 90-х в отечественном машиностроении наблюдался спад. Его причинами стали изношенность и отсталость материально-технической базы и станочного парка предприятий станкостроения и машиностроения, недостаток квалифицированного персонала и возможностей для его подготовки. В отрасли четко обозначилась тенденция к производству изделий малыми сериями, при которой обострился вопрос обеспечения загрузки производственных мощностей. При продвижении новых изделий, технологий и оборудования предприятий машиностроения и металлообработки также сталкиваются с такой проблемой, как острый дефицит инвестиций и капиталовложений в эту отрасль.

      - Металлургия.

      Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского металла приведет к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла. Одновременно с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импортных тарифов до нуля, что приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе, из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли. По разным оценкам консорциума «Русская сталь» прекратит свою деятельность почти треть из 1400 предприятий отрасли. В преддверии вступления в ВТО металлургическим предприятиям понадобится активизировать усилия по снижению издержек, выводу устаревших мощностей и непрофильных производств.

      С большей степенью вероятности увеличат свой экспортный потенциал компании, добывающие редкоземельные металлы, и предприятия цветной металлургии, продукция которых котируется на Лондонской бирже металлов. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной металлургии повысит рентабельность экспорта.

      - Химическая промышленность.

      Предприятия химической отрасли страдают от износа основных фондов.

      Снижение  импортных тарифов при вступлении в ВТО в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. Отметим, что обсуждаемый на переговорах начальный уровень связывания импортных тарифов в среднем по химической промышленности значительно превышает ныне действующие тарифы (10,22 и 8,48 соответственно). В то же время, преимущества, предоставляемые российским производителям тарифной защитой на переходный период, могут быть быстро исчерпаны из-за удорожания товаров и услуг естественных монополий.

      Если  деградация производственных мощностей будет преодолена, российские предприятия смогут упрочить свои позиции на жестко защищенном международном рынке минеральных удобрений, включая аммиачную селитру и хлористый калий.  

      2.2 Некоторые аспекты  влияния ВТО на  регионы. 

      Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства.

      Таким образом, присоединение России к  ВТО может привести к существенному  сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

      Во  многих регионах при активном участии губернаторов, представителей органов государственной власти, деловых и научных кругов созданы рабочие группы и комиссии по подготовке регионов к присоединению России к ВТО.

Основными задачами рабочих групп, как правило, являются:

      -участие в экспертизе действующего и разрабатываемого регионального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормами и принципами ВТО;

      -подготовка программных и аналитических документов по вопросам ожидаемых последствий для края от предстоящего присоединения России к ВТО;

      -подготовка рекомендаций для отраслей, предприятий и организаций всех форм собственности края, курирующих вопросы присоединения к ВТО.

      -выработка, согласование и проведение мероприятий по реализации региональной структурной политики и программ восстановления и развития областной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров отводится активной экономической политике. Но, подводя итог моей работе, стоит заметить, что членство России в ВТО не должно быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического  развития  страны, содействовать успешному продвижению реформ  и  более  глубокой  интеграции России в мировую экономику и торговлю.

      Россия  не может далее оставаться на доставшихся  ей по наследству от СССР позициях автаркии. Изоляционизм способствует дальнейшему укоренению в экономике России ресурсно-сырьевой направленности, все большему превращению ее в сырьевой придаток других высокоразвитых экономик и в крупного плательщика им интеллектуальной ренты, усилению отрыва от стран «золотого миллиарда» в благосостоянии общества.

      Присоединение России к ВТО означает снятие с  нее дискриминационных санкций, связанных с «нерыночным» статусом России. По подсчетам экспертов, сейчас в отношении российских экспортеров применяется свыше ста ограничительных мер, большая часть которых носит дискриминационный характер. Общий прямой ущерб от них измеряется несколькими миллиардами долларов в год.

      Для успешного функционирования российских предприятий в условиях ВТО необходимы меры защитного характера и переходный период, достаточный для создания и принятия недостающей законодательной базы, обучения специалистов и овладения ими профессиональных навыков для работы в условиях конкуренции, модернизации структуры отраслей и экономики в целом, научной, технологической, производственной базы российских предприятий. Переходный период необходим, в основном, неконкурентоспособным на данный момент отраслям и отдельным производствам для адаптации к рыночному спросу, для поиска своих ниш на рынках товаров и услуг, для всемерной оптимизации своей деятельности в условиях возрастающей открытости этих рынков, проявления различный факторов общих глобализационных процессов.

      Реальная  помощь в вопросах защиты интересов  отечественных промышленных предприятий  возможна, в основном, со стороны  государства. Здесь необходимо еще раз отметить – многие ранее действовавшие рычаги экономической политики, направленные на защиту внутреннего рынка, будут упразднены. Субсидировать отечественные предприятия, предоставлять им налоговые льготы, осуществлять избирательную таможенно-тарифную и нетарифную политику уже не удастся, но государство на уровне субъектов Федерации сможет существенно снизить возрастающие в результате вступления в ВТО трансакционные издержки национальных производителей.

      Торопливость  и безответственность в процедуре  вступления, ее непродуманность —  катастрофичны для ослабленной  экономики России, а потому недопустимы. Ведь в результате ускоренного вступления Россия может потерять ту часть своей промышленности, которая не успеет адаптироваться к новым условиям.

           Трудности, с которыми сталкивается России в этом направлении, очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности. Конечно, приходится уступать ради получения своего рода «пропуска» в международную торговую систему, но ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. О правильности же наших действий в отношении ВТО мы узнаем только через некоторое время, когда почувствуем все плюсы и минусы на себе, в полной мере. Хочется верить, что вступление в ВТО – оправданный шаг к развитию нашей страны. 

      Список  использованной литературы:

1) http://www.wto.org/

2) http://www.euronews.com/

3) Статья  Кузяева «Вступление России в  ВТО», 2006г.

4) Бендиков М.А., Фролов И.Э. «Некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО»

5) Газета «Ведомости» 15.06.2007 статья «Кому страшны конкуренты»

6) Газета  «Промышленные ведомости» март 2006 статья «Адаптация предприятий к рынку при вступлении России в ВТО»

7) Учебно-методический  комплекс по изучению спецкурса  «Экономико-правовые проблемы вступления России в ВТО» 2007г.

8) Статья Кочиной  М. «Управленческие механизмы адаптации российских компаний к условиям ВТО» 2006г.

Информация о работе Перспективы России в ВТО