Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа
На современном этапе интернационализации хозяйственной жизни, именуемом глобализацией мировой экономики, степень участия любой страны или группы стран в международных интеграционных процессах является тем фактором, который определит её будущую судьбу и заложит фундамент в их завтрашнее место в мире.
Для России естественным является интеграция со странами, входящими в СНГ, – нашими близкими соседями и стратегическими партнерами, отношения с которыми основываются на длительной общей истории в рамках одного государства и существовавшего единого экономического комплекса, составные части которого – союзные республики – были связаны между собой. Точно так же и для других членов СНГ сотрудничество с Россией и другими входящими в объединение странами является наиболее предпочтительным.
Постсоветское пространство
как геополитическая
Страны-участницы
На современном этапе
Для России естественным является интеграция
со странами, входящими в СНГ, –
нашими близкими соседями и стратегическими
партнерами, отношения с которыми
основываются на длительной общей истории
в рамках одного государства и
существовавшего единого
После распада СССР в декабре 1991 г. был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств, в которое вошли 12 бывших союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Армения и Азербайджан (не вошли лишь Литва, Латвия и Эстония). Имелось в виду, что СНГ позволит сохранить и углубить экономические связи между бывшими республиками СССР, сумеет построить демократические правовые государства, развить свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулировать спорные проблемы согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права, считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между этими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности1.
Укрепление и развитие интеграционных процессов во всех областях в рамках СНГ рассматривается каждой страной-участницец как базисная цель внешней, в том числе и внешнеэкономической, политики. При этом, исходя из собственных национальных интересов, каждая страна имеет в виду решение следующих задач.
Во-первых, выражение, сохранение и развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов2.
Во-вторых, развитие равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств3.
В-третьих, гарантия открытости границ, свободы передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества4.
В-четвертых, сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов; стремление к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем; уважение к стремлению друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.; сохранение и под объединенным командованием общего военно-стратегическое пространства, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением; гарантия необходимых условий размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил; провождение согласованной политики по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей5.
В–пятых, координация внешнеполитической деятельности; - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; - сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; - сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; - вопросы миграционной политики; - борьба с организованной преступностью6.
Объективные интересы других стран Содружества состоят также в экономическом сближении, а, точнее, в восстановлении тесных экономических связей с Россией, ибо даже такие крупные страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан, не говоря уже о странах с меньшими численностью населения и экономическим потенциалом, не могут развивать современные отрасли в расчете только на внутренние рынки. Им также необходимо более широкое экономическое пространство, и, конечно, Россия и другие страны – члены СНГ для них наиболее благоприятные партнёры, поскольку с ними сохраняются производственные связи предприятий, общие транспортные системы, единые стандарты и т.д.
Всплеск этнонационального начала в культурах стран постсоветского пространства обнажил целый ряд весьма болезненных проблем. Долгое время русская наука и культура служили как для украинцев, белорусов, так и для других наций и национальностей, населявших Российскую Империю и СССР, реальным проводником мирового социального опыта и освоения новейших научно технических достижений.
Советом глав государств
Содружества 8 мая 2010 года в Москве было
принято Решение объявить 2011 год
Годом историко-культурного
Культурное наследие – это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природным богатством это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
Принимая Устав Содружества
Независимых Государств, главы государств
– участников СНГ договорились,
что создают условия для
Проблема сохранения и охраны историко-культурного наследия всегда была актуальна. В последние десятилетия возросло понимание ее значения, сделано немало эффективных шагов для признания значимости проблем охраны, использования культурного наследия на национальных уровнях.
Подтверждается это и принятием в рамках СНГ ряда документов о сохранении историко-культурного наследия.
Первым таким документом было Соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения, принятое 14 февраля 1992 года главами государств в Минске. В нем подчеркивается, что государства-участники будут обеспечивать надлежащее сохранение находящегося на их территории культурного наследия национальных меньшинств и народов других стран Содружества и будут содействовать возвращению культурных и исторических ценностей странам их происхождения.
Правительства государств – участников СНГ, исходя из паритетности неотъемлемых прав личности на культурную самобытность, свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к культурным ценностям, 15 мая 1992 года принимают Соглашение о сотрудничестве в области культуры. Документом гарантируется доступность сложившихся собраний, коллекций и других культурных ценностей, образующих библиотечный, музейный и архивный фонды независимых государств, для граждан государств – участников Соглашения в равной степени и на тех условиях, как и для своих граждан.
Во исполнение вышеуказанного Соглашения о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения от 14 февраля 1992 года и в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года, Советом глав правительств Содружества 9 октября 1997 года утверждается Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей.
Развитие духовности каждого народа немыслимо без взаимопознания и взаимообогащения национальных культур. Вот почему, наряду с экономическим и политическим, огромное значение имеет культурное сотрудничество государств – участников СНГ. И это подтверждается принятием ряда соглашений и решений в области культуры, созданием советов в области культуры, гуманитарного сотрудничества стран Содружества.
Не отходило на второй
план и понимание важности проблемы
сохранения историко-культурного наследия.
Примером тому является подписание главами
государств – участников Содружества
5 октября 2007 года в Душанбе Соглашения
о сотрудничестве государств – участников
Содружества Независимых
На втором координационном
совещании руководителей
В числе ключевых проектов
в рамках Года историко-культурного
наследия был предложен проект под
названием “Культурные столицы
СНГ”. Также высказана просьба
к органам отраслевого
На третьем координационном
совещании органов СНГ
В феврале нынешнего года первый сертификат «Культурная столица Содружества 2011 года» был вручен белорусскому городу Гомелю. В конце марта такой же статус обрел российский Ульяновск.
В штаб-квартире СНГ в Минске в конце апреля 2011 года было проведено заседание экспертной группы по подготовке и реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», в котором участвовали представители и эксперты Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины, а также Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и Исполнительного комитета Содружества.
Эксперты доработали
и согласовали проекты
Если говорить о
Плане приоритетных мероприятий
в сфере гуманитарного
Информация о работе Постсоветское пространство как геополитическая реальность