Постсоветское пространство как геополитическая реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание

На современном этапе интернационализации хозяйственной жизни, именуемом глобализацией мировой экономики, степень участия любой страны или группы стран в международных интеграционных процессах является тем фактором, который определит её будущую судьбу и заложит фундамент в их завтрашнее место в мире.
Для России естественным является интеграция со странами, входящими в СНГ, – нашими близкими соседями и стратегическими партнерами, отношения с которыми основываются на длительной общей истории в рамках одного государства и существовавшего единого экономического комплекса, составные части которого – союзные республики – были связаны между собой. Точно так же и для других членов СНГ сотрудничество с Россией и другими входящими в объединение странами является наиболее предпочтительным.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 65.01 Кб (Скачать документ)
xt-align:justify">Не преодолен кризис неплатежей. К этим проблемам финансовый кризис 1998 г. добавил девальвацию ряда национальных валют, понижение кредитного рейтинга, бегство портфельных инвесторов (особенно из России и Украины), ослабление притока прямых иностранных инвестиций, утрату некоторых перспективных зарубежных рынков.

Неурегулированность вышеперечисленных проблем и полумеры в вопросах формирования рыночного хозяйства, в свою очередь, становятся одним из сдерживающих факторов развития и дальнейшего углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В этом контексте необходимость  завершения рыночных цивилизованных преобразований в Содружестве Независимых Государств становится первоочередной и весьма актуальной задачей.

До образования СНГ его участники  находились на таком уровне преференциального  экономического сотрудничества и степени  единства его регулирования, которые  были выше таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы, экономического и  валютного союза. Распад бывшего СССР и возникновение на его территории новых независимых государств, переход к формированию рыночной экономики обусловили коренные изменения прежних межреспубликанских связей, которые превратились в отношения международные и опирающиеся на рыночные принципы.

Конечной целью интеграции следует  признать совместное использование  и развитие конкурентных преимуществ  государств Содружества для обеспечения  их устойчивого развития и социально-экономической  безопасности при вхождении в  мировой рынок, при экономической  заинтересованности национальных предприятий  и компаний.

 

 

2.2 Перспективы развития  интеграции на территории СНГ

 

Развитие процессов интеграционного  развития на пространстве бывшего Советского Союза идет неоднозначно, а порой  и непредсказуемо. Спустя много лет  можно констатировать, что созданное  в декабре 1991 г. СНГ обозначило в принципе выбор республиками бывшего СССР интеграционного пути развития дальнейших отношений.

Факты таковы, что в ареале СНГ  сформировался феномен разноскоростной интеграции, в результате которой сложился ряд вышеотмеченных субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим, перед государствами-участниками Содружества сегодня стоит сложная двуединая задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ появления небольших группировок которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, усилить привлекательность продвинутых форм интеграции, выполнение данной задачи требует выработки принципиально новой стратегии развития взаимоотношений между странами СНГ.

Исходя из накопленного опыта интеграции учитывая инерционность интеграционных процессов, это развитие, как и  прежде, будет происходить посредством  заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения  всех проблемных вопросов в области  торгово-экономических отношений  сразу между всеми государствами  – членами Экономического союза СНГ. Характерной является практика заключения соглашений ОАО «ЗЭиМ» со своими зарубежными контрагентами. Каждой стране соответствует свой типовой договор. Здесь присутствует практика двусторонних соглашений о покупке российской продукции. Вместе с тем возможно и целесообразно задействование иной модели эволюции. Речь идет о переходе от разноскоростной интеграции к дифференцированной интеграции государств. Приоритет следует отдать укреплению торгово-экономического сотрудничества с наиболее важными для России партнёрами, исходя из критериев их хозяйственного потенциала и геополитического положения. Экономические интересы России в СНГ связаны, главным образом, с Белоруссией (2-е место в торговле в 2003 г.), Украиной (3-е место) и Казахстаном (6-е место), на долю которых приходится 90% внутрирегионального товарооборота РФ.

Системным недостатком интеграционной дипломатии России на постсоветском пространстве является постоянное «забегание вперёд» в плане декларируемых целей интеграционного сближения: не решив до конца задачи создания зоны свободной торговли, Россия и её партнеры уже переходят к формированию таможенного союза, а затем и общего рынка, отрываясь тем самым от реальных возможностей достижения баланса интересов и потребностей самих хозяйствующих субъектов. В связи с этим, на мой взгляд, было бы целесообразно чётко определить круг приоритетных интеграционных партнёров России для формирования на первом этапе эффективно функционирующей зоны свободной торговли между ними и последующего – по мере накопления благоприятных хозяйственных предпосылок – движения к более высоким стадиям интеграции.

Таким образом, сначала должны интегрироваться  взаимодополняемые государства, а затем к образованной ими зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединяться остальные страны, расширяя радиус её действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.

С созданием новых независимых  государств на постсоветском пространстве произошёл переход от командно-распределительной к рыночной экономике. Новые предпосылки и факторы международной интеграции предопределяют необходимость исходить из экономической заинтересованности. В сегодняшних мирохозяйственных процессах особая роль переходит на микроуровень интеграции, на уровень фирм, компаний, предприятий. Другими словами, если есть экономическая заинтересованность субъектов рынка, значит интеграционные процессы, подстегиваемые со стороны микроуровня фирм «набирают обороты», и интеграционный процесс получает динамичное развитие. Микроуровень определяет формирование структурообразующих интеграционных звеньев в определенных сферах, отраслях и секторах, определяющих субкомплексы региональных интеграционных связей: энергоносители – газ, нефть, системы их транспортировки, электроэнергетические системы, высокотехнологические производства.

Здесь следует задуматься об эффективности  внешнеторговых операций ОАО «ЗЭиМ» на территории СНГ. Для повышения эффективности осуществления внешнеэкономической деятельности возможно создание сети операторов, через которых бы осуществлялась внешняя торговля ОАО «ЗЭиМ», что значительно облегчило бы работу предприятия в этой сфере. Под операторами, однако, понимаются не представительства предприятия (хотя такой вариант также уместен и имеет право на существование, но связан с дополнительными капиталовложениями), а уже функционирующие фирмы, занимающиеся схожей деятельностью, т.е. приборостроением. Давая возможность данным предприятиям приобретать продукцию завода на льготных условиях и заводя с такими предприятиями партнёрские отношения, ОАО «ЗЭиМ» будет создавать дилерскую сеть своей продукции. Возможно также и приобретение определённой продукции этих компаний, как по взаимозачёту, так и за наличный расчёт. Данный вариант выгоден как для ОАО «ЗЭиМ», так и для потенциальных дилерских фирм. Такой опыт ведения внешнеэкономической деятельности уже имеется. В 2004 г. были установлены связи с казахским трестом «Автоматика», производящим приводную арматуру и объединяющим Балхашский завод по производству рафинированной меди – Балхашмедь и НПО «Джезказганцветмет». В настоящее время он осуществляет продажу продукции ОАО «ЗЭиМ» в Казахстане, наиболее перспективной стране СНГ для экспорта изделий предприятия.

Рыночная интеграция на микроуровне, развитие горизонтальных связей, создание совместных предприятий и транснациональных коммерческих и финансовых структур – в реальности главное для восстановления единого экономического пространства. Во всех государствах Содружества определенные надежды возлагаются на финансово-промышленные группы (ФПГ), в том числе транснациональные: способствуя развитию межгосударственной торговли и расширению сбыта продукции на всей территории СНГ путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов, они тем самым структурно организуют и «стягивают» постсоветское пространство.

Основные принципы новой стратегии  – прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодное соблюдение политического суверенитета государств.

Главный стратегический ориентир –  создание зоны свободной торговли (посредством  открытия национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда и  капитала) – свободной настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие.

Определение согласованных, максимально  универсальных и прозрачных целей  и средств экономической интеграции республик СНГ исходя из интересов  каждой из них и Содружества в  целом.

Совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию  на национальных рынках. Снятие необоснованных ограничений во взаимной торговле и  полная реализация общепринятого в  мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».

Координация и согласование совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в  ВТО.

Модернизация правовой базы экономического сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение  национальных таможенного, налогового, гражданского, иммиграционного законодательств. Модельные законы Межпарламентской ассамблеи должны стать средством гармонизации национальных законодательств.

Создание эффективного переговорно-консультативного механизма и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для  оперативного осуществления многостороннего  сотрудничества и учета позиций  государств СНГ.

Выработка общих научно-технических  приоритетов и стандартов, направлений  совместной разработки инновационных  и информационных технологий и мер  ускорения инвестиционного сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.

Формирование многосторонней платежной  системы, призванной: а) способствовать сокращению издержек осуществления  торговых операций между странами Содружества; б) обеспечивать использование соответствующих национальных валют.

От выбора интеграционной стратегии  будут зависеть эффективность взаимодействия стран СНГ и их мирохозяйственный  вес. В условиях глобализации и тотальной  конкуренции только совместными  усилиями можно выработать единую линию  противостояния угрозам внешнего мира.

Исторический опыт 1990-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран-членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран-членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и начинают всё больше проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

Оценивая действия факторов, обуславливающих  центростремительные тенденции, надо отметить два обстоятельства – первое состоит в том, что за последние  два-три года многим странам СНГ  удалось приостановить спад производства и добиться определённого подъёма; второе связано с наметившимся в  странах СНГ некоторым сближением характера и темпов экономических  преобразований, что находит своё выражение, в частности, в повышении  роли предпринимательских структур на национальных рынках.

Главное из этих направлений –  высокая степень взаимозависимости  экономик стран СНГ, потенциал которых  может быть эффективно использован  лишь в условиях совместной слаженной  работы. Сохраняются также технологическая  общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие транспортные коммуникации.

Важным направлением совершенствования  внешнеэкономической деятельности ОАО «ЗЭиМ» является изучение конъюнктуры рынков стран СНГ. Между конъюнктурой рынков и конкретной внешнеэкономической деятельностью существует непосредственная связь. Для того чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект, т.е. большую валютную выручку при экспорте, и быть заинтересованным в дальнейшем развитии отношений, надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера того или иного товара. С этой целью необходимо изучать общеэкономическое положение стран СНГ и ситуацию в отдельных отраслях экономики, а также на различных товарных рынках, исследовать и анализировать причины, под влиянием которых иногда происходят очень быстрые изменения в объеме производства, внешней торговли или ценах на тот или иной товар. Таков, примерно, комплекс вопросов, которые необходимо включать в конъюнктурное исследование при рассмотрении необходимости заключения внешнеторговых сделок с фирмами ближнего и дальнего зарубежья.

В целях развития экономической  интеграции ОАО «ЗЭиМ» с предприятиями стран СНГ отделу внешнеэкономической деятельности и экспортного контроля следует направлять свою деятельность не на получение сиюминутной прибыли, а ориентироваться на долгосрочную перспективу, быстро реагировать на текущие изменения во внешней среде по отношению к предприятию, которую составляют потребители и другие субъекты рынка.

В любом случае первоначально должны решаться три важнейшие задачи интегрирующихся  стран по последовательному формированию единого информационного, единого  правового, единого экономического пространств. Под первым понимается обеспечение необходимых условий  для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней  всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Во-первых, необходимы экономические сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях, во-вторых, координация и унификация правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. Тем самым будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами мирохозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм. Безусловно, единые информационное, правовое и экономическое пространства должны основываться на принципах добровольности, взаимопомощи, экономической взаимовыгодности, правовой гарантированности и ответственности за принятые обязательства. Исходная основа интеграционного развития – соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.

Информация о работе Постсоветское пространство как геополитическая реальность