культурного
наследия.
В рамках названного Плана
азербайджанское государственное
телеграфное агентство АзерТАдж
12 марта 2011 года дело старт конкурсу журналистов
государств – участников СНГ по теме сохранения
историко-культурного наследия: памятников
материальной и нематериальной культуры,
городищ, историко-культурных заповедников,
народно-прикладного творчества и т. д.
Основной целью мероприятия
было обсуждение вопросов межгосударственного
сотрудничества и согласованных
действий по развитию культурно-познавательного
туризма и сохранению историко-культурного
наследия на пространстве СНГ, а также
разработка и внедрение специализированных
на музейной тематике туристских маршрутов,
используя уникальный потенциал
развития, обеспечиваемый сферами туризма
и культурного наследия государств
– участников Содружества.
На пленарном заседании
рассматривались проблемы сохранения
и развития историко-культурного
наследия стран Содружества и
роль культурно-познавательного туризма
в устойчивом развитии государств СНГ,
воспитания молодежи на основе традиций
межкультурного молодежного сотрудничества
на пространстве Содружества.
Заместитель руководителя
Ростуризма Александр Радьков в
своей вступительной речи отметил
особую роль туризма как социально-культурного
фактора существования общества.
«Содружество Независимых Государств
– это уникальное в своем роде объединение
государств, которое строится во многом
на общем экономическом и культурно-познавательном
фундаменте», – заявил он, выразив уверенность
в необходимости наращивания туристического
обмена между странами СНГ. Для этого,
по его словам, имеются все необходимые
условия: языковая общность, социальная
и экономическая интегрированность, наличие
родственных связей, транспортная доступность,
отсутствие визовых преград. Особую роль
в этом процессе должен играть культурно-познавательный
туризм.
Вопросы совершенствования
правовой базы, системы образования,
научно-прикладных исследований в сфере
туризма и подготовки специалистов
в области культурно-познавательного
туризма обсуждались на третьем
«круглом столе». Представители регионов
Российской Федерации и стран
Содружества обсудили вопросы, связанные
с принятием нормативно-правовых
актов, регламентирующих вопросы культурно-познавательного
туризма, рассмотрели меры государственной
поддержки по формированию и продвижению
объектов культурно-познавательного
туризма, а также затронули целесообразность
введения образовательных стандартов
в этой сфере.
А 14–15 декабря 2010 года состоялось
выездное заседание Рабочей группы. Эксперты
приняли участие в ознакомительном туре
«Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
в Беларуси», посетили Замковый комплекс
в городском поселке «Мир», архитектурно-культурный
комплекс резиденции Радзивиллов в городе
Несвиже, Беловежскую пущу. Состоялась
презентация пунктов «Геодезической дуги
Струве». Участники заседания обсудили
возможность разработки совместных трансграничных
туристических маршрутов, обменялись
опытом работы в сфере культурно-познавательного
туризма, рекламно-информационными материалами.
Также было рекомендовано заинтересованным
министерствам, ведомствам и организациям
государств – участников СНГ при разработке
маршрутов культурно-познавательного
туризма использовать в практической
работе положительный опыт Республики
Беларусь, связанный с включением в туристические
маршруты посещения объектов, включенных
в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Члены Рабочей группы
поддержали предложение ее руководителя,
Председателя Российского национального
комитета всемирного культурного и
природного наследия Комиссии Российской
Федерации по делам ЮНЕСКО Игоря Маковецкого
о разработке проекта Положения о Центре
сохранения всемирного наследия государств
– участников СНГ.
Задачами Центра станут
популяризация объектов Всемирного
культурного наследия, разработка и
реализация совместных программ и проектов
в области учета оценки технического
состояния памятников культурного
наследия, объединение усилий в выработке
методических принципов сохранения
и реставрации других объектов, предложений
по активному их использованию для
развития туризма и международного
сотрудничества.
ЮНЕСКО способна оказать
всестороннюю помощь и профессиональные
консультации для совершенствования
управления и сохранения объектов Всемирного
наследия в условиях обострения глобальных
проблем, таких как изменение
климата, стихийная урбанизация
и усиливающийся пресс туризма.
В выступлениях специалистов
государств – участников СНГ и
международных экспертов, работающих
в области сохранения историко-культурного
и природного наследия подчеркивалось,
что государственная политика в
данном направлении должна базироваться
на сохранении в едином культурном
пространстве многообразия всей накопленной
предыдущими поколениями системы
ценностей, признании основополагающей
роли культуры в развитии и самореализации
личности, гуманизации общества, сохранении
национальной самобытности народов и
утверждении их достоинства. И немалая
роль в этом плане отведена национальным
органам и комиссиям ЮНЕСКО в государствах
– участниках СНГ.
Члены Комиссии особо
подчеркнули важность таких стоящих
перед ней задач, как продвижение
и укрепление позиций русского языка
в ЮНЕСКО, привлечение к программной
деятельности Организации гражданского
общества, повышение внимания к сохранности
российских объектов всемирного наследия,
сотрудничество со странами СНГ.
Сегодня ни у кого не
вызывает сомнения тот факт, что
культурные ценности – это важнейший
элемент общения, взаимопонимания
и взаимосближения народов. Они выступают
главным критерием поддержки духовности
и неразрывной связи поколений, объединяют
их в единую цепь исторического развития.
Каждый объект историко-культурного назначения,
каждое произведение искусства, памятники
культуры – все они являются звеном исторического
целого и в своем историческом и культурном
значении едины и неповторимы. Их утрату
возместить невозможно7.
В.Н. Харламова называет основными факторами,
определяющими заинтересованность стран
СНГ в сохранении и укреплении общего
экономического пространства, следующие:
1. В предыдущие десятилетия сложилась
глубокая взаимозависимость республик
бывшего СССР. Для экономических связей
в бывшем СССР была характерна высокая
степень интенсивности. В межреспубликанский
обмен было вовлечено более 20% валового
национального продукта (для сравнения:
в Европейском Союзе чуть больше 11%). Согласно
данным межотраслевого баланса, составленного
по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию
102 отраслей, а вывозила 104. За счет поставок
из бывших республик Россия удовлетворяла
свои потребности в продукции машиностроения
на 23%, в том числе для нефтегазового комплекса
до 80%, черной и цветной металлургии –
более чем на треть, химической и легкой
промышленности – примерно на одну четверть.
На 100% за счёт ввоза обеспечивались потребности
России в электровозах постоянного тока,
вагонах электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных
комбайнах, хлопке, многих видах другой
продукции и комплектующих изделий, производимых
предприятиями-монополистами из ближнего
зарубежья.
2. Необходимость сохранения присутствия
России на рынках стран ближнего зарубежья
диктуется не только обстоятельствами,
вытекающими из общего союзного прошлого,
но и определяющими будущее российской
экономики.
С распадом СССР за пределами России
оказались месторождения многих
цветных и редких металлов, на 50–100%
обеспечивавших соответствующие потребности
российской экономики, источники других
важнейших сырьевых и энергетических
ресурсов, значительная часть предприятий
машиностроения, металлургической и химической
промышленности, а также большинство пограничных
переходов, портов, трубопроводов и других
коммуникаций.
Заинтересованность российских производителей
в ёмком, исторически освоенном
рынке сбыта их готовой продукции
обусловлена также её недостаточной
конкурентоспособностью на мировом
рынке и, кроме того, дефицитом
инвестиционных ресурсов.
3. Активного экономического сотрудничества
со странами ближнего зарубежья требуют
и интересы многочисленной (около 26 млн.
человек) русскоязычной диаспоры. Большинство
русскоязычного населения занято на ориентированных
на Россию предприятиях бывшего общесоюзного
значения, в наибольшей степени пострадавших
от разрыва хозяйственных связей.
4. В настоящее время развиваются динамичные
новые субрегиональные интеграционные
процессы по границам России, происходит
налаживание альтернативных хозяйственных
связей стран СНГ с третьими странами;
освоение национальных рынков стран СНГ
транснациональными корпорациями (особенно
в области разработки полезных ископаемых).
При этом зачастую сотрудничество с западными
фирмами направлено на снижение зависимости
от поставок продукции из России.
Как следствие этого, перспективы
и результаты экономических преобразований
в России, её место в мировой
экономике в большой степени
определяются тем, насколько успешными
будут усилия по сохранению и упрочению
позиций на рынках ближнего зарубежья,
превращению связей с ними из дополнительного
фактора риска в одну из движущих
сил выхода из кризисной ситуации.
Острота проблемы обусловлена тем,
что процессы замещения импорта
и переориентации национальных экономик
на третьи страны в самое ближайшее
время могут приобрести необратимый
характер.
5. Вместе с тем для новых независимых государств
– бывших республик СССР ёмкий российский
рынок является не только привлекательным,
но иногда и безальтернативным для экспорта
и импорта многих видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, энергоносителей,
сырья и материалов. [8]
Итак, улучшение экономических
отношений, совершенствование производственных
и научно-технических связей с
бывшими советскими республиками является
абсолютно необходимым условием
оздоровления российской экономики
в ближайшей перспективе, сохранения
позиций на растущем рынке СНГ, а,
в конечном счете – достижения
полноправного членства России в
мировом сообществе. В политическом
плане в интересах настоящего и будущего
России необходимо всемерно содействовать
формированию на постсоветском пространстве
дружественного окружения политически
стабильными и экономически сильными
и благополучными государствами.
В развитии взаимного экономического
сотрудничества заинтересована не только
Россия, но и другие страны Содружества.
Для бывших советских республик
Россия все еще остается наиболее привлекательным
экономическим партнером. С одной стороны,
все еще сохранилась сильная хозяйственная
зависимость стран СНГ от российской экономики,
которая когда-то сложилась в едином народнохозяйственном
комплексе СССР, с другой стороны, этот
настрой определяется тем общеизвестным
фактором, что из всех бывших республик
СССР только Россия полностью обеспечена
минеральными ресурсами. Узбекистан и
Туркменистан только на 85% способны удовлетворить
свои потребности в энергии, а Украина,
Киргизия и Таджикистан – на 50%. Еще хуже
обеспечены энергией собственного производства
другие республики: Молдавия – на 1%, Армения
– на 4%, Белоруссия – на 10%. [36, C.18]
Интеграционные тенденции на постсоветском
пространстве порождаются следующими
основными факторами:
- разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
- желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
- технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Несмотря на это, тенденции к
размежеванию в первый год функционирования
Содружества явно преобладали. Шел
обвальный разрыв традиционных хозяйственных
связей; воздвигались административные
и экономические барьеры, тарифные и нетарифные
ограничения на пути товарных потоков;
массовым стало невыполнение обязательств,
принятых на государственном и низовом
уровнях.
За время существования Содружества
в органах СНГ было принято
около тысячи совместных решений в самых
разных областях сотрудничества. Экономическая
интеграция выражается в образовании
межгосударственных объединений из стран-членов
СНГ. Динамика развития представляется
следующим образом:
- Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины (сентябрь 1993 г.);
- Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами – членами СНГ (апрель 1994 г.);
- Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан (январь 1995 г.);
- Договор о Союзе Белоруссии и России (апрель 1997 г.);
- Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (декабрь 1999 г.);
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, призванного заменить Таможенный союз (октябрь 2000 г.);
- Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республики Беларусь, республики Казахстан, Российской федерации и Украины (сентябрь 2003 г.).