Современная система международных отношений: проблемы и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:33, реферат

Описание

Специфическим видом политических отношений выступают международные отношения. Их можно определить как совокупность экономических, политических, культурных, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами, объединениями, организациями и движениями, действующими на мировой арене.
Содержание международных отношений определяется преимущественно взаимодействием государств и их коалиций в лице полномочных институтов власти, участвующих в разработке и реализации межгосударственной политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характер современного мира. Проблема глобализации в
контексте мировой политики 6
Глава 2. Общемировые проблемы и пути их решения в рамках
международной политики 14
Глава 3. Характер и влияние новых акторов международной политики 22
Заключение 29
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Реферат .doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)


17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Современная система международных отношений: проблемы и противоречия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение               3

Глава 1. Характер современного мира. Проблема глобализации в

контексте мировой политики               6

Глава 2. Общемировые проблемы и пути их решения в рамках

международной политики               14

Глава 3. Характер и влияние новых акторов международной политики              22

Заключение               29

Список литературы               33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Специфическим видом политических отношений выступают международные отношения. Их можно определить как совокупность экономических, политических, культурных, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами, объединениями, организациями и движениями, действующими на мировой арене.

Содержание международных отношений определяется преимущественно взаимодействием государств и их коалиций в лице полномочных институтов власти, участвующих в разработке и реализации межгосударственной политики.

Во второй половине ХХ столетия (и особенно интенсивно – в его конце) на мировой арене наряду с государствами все более активно действуют, так называемые нетрадиционные участники (акторы) международных отношений – транснациональные корпорации, неправительственные организации, различного рода движения, СМИ, внутриполитические регионы, межгосударственные организации и т.п. Они крайне разнородны, их влияние неоднозначно и, порой, трудно «просчитываемо», поскольку имеет множество «побочных эффектов», но тем не менее, эти участники оказывают существенное влияние на политические тенденции мирового развития.

Другим важнейшим фактором, корректирующим состояние и содержание международных отношений, является глобализация, понимаемая, прежде всего, как процесс размывания межгосударственных границ вследствие развития информационных и коммуникативных технологий, экономических связей и отношений. В этой связи в международных отношениях начала ХХI века все значимее становится экономическая и информационная компонента.

Обе тенденции - глобализации и усиление деятельности негосударственных участников – повлекли за собой и другие направления в развитии мира – такие, как его интеграция, демократизация и т.д. Прозрачность межгосударственных границ и активность негосударственных акторов позволяют значительно большему количеству людей участвовать в процессе принятия политических решений, образовывать союзы и объединения.

Изменения, уже произошедшие в мире, вследствие действия указанных тенденций, слишком значительны, что, несомненно, повлияло на традиционные проблемы международных отношений. Так, в области безопасности угроза одного государства или группы государств в отношении другого или других государств уходит на второй план, уступая место проблемам терроризма, сепаратизма, национализма и т.п. То же можно сказать и о конфликтах, которые из межгосударственных стали внутригосударственными и требуют иных походов к их анализу и урегулированию. Глобализация в экономической сфере, интеграционные процессы, прежде всего в Европе, и одновременная ее регионализация – все эта новые вызовы для государственного суверенитета, что также требует своего осмысления.

Названные проблемы, разумеется, интенсивно обсуждаются в современной науке. В большей степени в США и Западной Европе, в меньшей – в отечественной науке, где в целом все же доминирует государственно-центристская модель мира, т.е. та, в соответствии с которой строились классические международные отношения.

Международные исследования в настоящее время не ограничиваются анализом только межгосударственного взаимодействия. В этом одно из отличий научного направления мировой политики, принимающей во внимание влияние и роль негосударственных акторов, от классических исследований международных отношений, где не только главным, но и фактически единственным объектом анализа оставались государства.

Сегодня наблюдается явное сближение исследований по мировой политике и международным отношениям. Это не означает, что проблемы классических исследований по международным отношениям - внешняя политика отдельных государств, двухсторонние и многосторонние межгосударственные отношения - не являются более актуальными. Речь лишь идет о том, что традиционные исследования должны быть «вписаны» в более широкий контекст мирового развития.

Актуальность темы: Активная трансформация современного мира, формирование и развитие новых, требующих теоретико-методологического объяснения институтов, механизмов и явлений международной жизни, вызывает необходимость постоянного обращения к истории и опыту международных отношений, и на этой основе – выработки новых и корректировки существующих моделей международного взаимодействия.

Настоящий реферат посвящен анализу современной системы международных отношений, их проблемам и противоречиям.

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1. Характер современного мира. Проблема глобализации в контексте мировой политики

 

Начало нынешнего столетия оказалось ознаменовано возобновлением с еще большей остротой дискуссии о характере современного мира.

Конец ХХ столетия совпал с кардинальными политическими изменениями на мировой арене, которые проявляются практически во всем. Это и новая волна демократизации конца 1980-х – начала 1990-х годов, и дезинтеграция, проходящая весьма болезненно через конфликты и кризисы, которые поразили даже относительно спокойную после второй мировой войны Европу. Наряду с дезинтеграцией с очевидностью прослеживается дальнейшее развитие интеграционных процессов, прежде всего, в Западной Европе. Определенно ощущается самостоятельная деятельность внутригосударственных регионов, которые все чаще заявляют о себе, причем не только при решении экономических, социальных проблем, но и политических. Это и активность одних международных организаций, в частности НАТО в Косовском конфликте, при очевидно недостаточном влиянии других, прежде всего ООН, при решении этой же проблемы. Это и новые аспекты и вызовы проблемы безопасности, в том числе, обострение вопросов, связанных с терроризмом. Причем, особую озабоченность данная проблема вызывает в связи с возможным доступом террористических организаций к оружию массового поражения. Это и финансовые кризисы 1997-1998 г., разразившиеся в Азии, Латинской Америке и, наконец, в России. Очевидно, перечисление событий, которые «потрясли мир» на стыке тысячелетий, без труда может быть продолжено.

При этом рушится то, что веками, казалось незыблемым, прежде всего, принцип государственного суверенитета. Государства вынуждены считаться, с одной стороны, с международными организациями и институтами, с другой – со своими же внутригосударственными регионами. Парадоксально, но если ранее внутригосударственные регионы стремились оказывать влияние лишь на внутриполитические процессы, а международные организации – на те вопросы, которые ограничивались внешнеполитической сферой (что казалось бы логичным), то теперь это не так. Международные организации и институты все активнее вмешиваются во внутриполитические вопросы, такие как урегулирование конфликтов, соблюдение прав человека, определение финансовой политики государств и т. п., а внутригосударственные регионы стремятся к внешнеполитической деятельности, порой наравне с центральными властями.

Международные отношения конца ХХ – начала ХХI в. характеризуются влиянием такого значимого фактора, как глобализация.

Глобализация, как объективный процесс во многом определяющий контуры будущего мироустройства, активно осмысляется сегодня представителями гуманитарной науки[1]. Если за 1980-1984 гг. в мире вышло всего 13 книг по глобализации, то в 1992-1995 гг. - уже 81 книга, а только в одном 1996 г. - 211 книг[2]. Это осмысление дало и продолжает давать различные картины будущего миропорядка.

Существуют разные подходы в определении того, что понимать под глобализацией, какие аспекты она охватывает, насколько глобализация является универсальной и всеохватывающей тенденцией мирового политического развития. Тем не менее, пожалуй, большинство авторов соглашаются в том, что современная глобализация связана с качественно новым этапом в развитии средств связи и информации. Как заметил политический комментатор «Нью Йорк Таймс» Т.Л. Фридман, если основной вопрос эпохи холодной войны заключался в количестве боеголовок, которыми располагала каждая сторона, то главное в постбиполярном мире стала быстрота действия компьютеров[3]. Ряд исследователей - П. Дж. Катзенстейн, Р.О. Кохэн и Ст. Д. Краснер, видят в процессе все большей транспарентности границ суть самой глобализации[4]. Эту точку зрения разделяют и многие другие авторы.

Как следствие прозрачности межгосударственных границ, оказались «перевернутыми» прежние представления о безопасности[5], о конфликтах и их урегулировании[6], о соотношении внешней и внутренней политики, о дипломатии и о других базовых проблемах политического развития стран, регионов и мира в целом.

Наиболее известные теории, объясняющие феномен современного мира, связаны с концепцией «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «столкновения фундаментализмов» Тарика Али. Появляющиеся модели глобализации часто оказываются биполярными и делят субъектов миропорядка (государства, цивилизации, культуры) на два лагеря, противопоставляя один другому. Такая оппозиция может проводиться по разным основаниям: цивилизационным (конфликт цивилизаций), военно-политическим (страны изгои, террористы против антитеррористической коалиции), экономическим (прогрессивный модернистский постиндустриальный проект против отсталого традиционного, фундаменталистского), отношению к роли государства (этатизм против либертатизма), этнокультурным основаниям (мультикультурализм, культурный плюрализм против ирредентизма), религиозно-ценностным основаниям (исламский фундаментализм против американского империализма и колониализма «постхристианского Запада») и т.д.

Единого определения феномена глобализации до сих пор не существует, поэтому, например, профессор Парижского института политических исследований Б. Бади пытается «выделить три измерения этого понятия, важных с точки зрения науки о международных отношениях:

      глобализация - это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий;

      глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все универсализировать;

      глобализация - это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых акторов общепланетарной сцены - глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур (сетей), которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с самими государствами - традиционными действующими лицами международных отношений»[7].

Можно выделить несколько глобальных тенденций, сосуществующих сегодня в мире, и непосредственно влияющих на специфику современных международных конфликтов.

Во-первых, в качестве одной из таких тенденций можно назвать размывание границ между внутренней и внешней политикой. С усилением взаимозависимости, а также с возникновением новых проблем, решение которых не может быть найдено в рамках отдельных государств, сегодня все чаще звучит вывод о «прогрессирующей проницаемости границ между внутренней и внешней политикой»[8], или об интернационализации политики.

Сегодня в значительной степени стираются границы между внутренними и международными конфликтами. В качестве причин этого М.М. Лебедева называет в частности тот факт, что «конфликт в современном мире нередко возникнув как внутренний, становится международным в результате, например, своего расширения. К нему подключаются другие участники, и он выходит за рамки национальных границ. Но даже если до этого дело не доходит, внутренний конфликт, как правило, воздействует на соседние страны, в том числе вследствие перехода границ беженцами»[9].

Кроме того, некоторые внутренние конфликты превращаются в международные в результате присутствия в стране конфликта иностранных войск, а нередко и их прямой интервенции.

Еще один вариант трансформации внутреннего конфликта в международный – «дезинтеграция страны». Примером может служить конфликт в Нагорном Карабахе, который возник еще в рамках СССР. После распада Советского Союза и образования независимых стран – Армении и Азербайджана – конфликт в Нагорном Карабахе превратился в межгосударственный»[10].

К тому же в последние годы в процесс урегулирования внутренних конфликтов все больше вовлекаются посредники из третьих стран и представители международных организаций, что также придает внутренним конфликтам международный оттенок.

Информация о работе Современная система международных отношений: проблемы и противоречия