Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:33, реферат
Специфическим видом политических отношений выступают международные отношения. Их можно определить как совокупность экономических, политических, культурных, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами, объединениями, организациями и движениями, действующими на мировой арене.
Содержание международных отношений определяется преимущественно взаимодействием государств и их коалиций в лице полномочных институтов власти, участвующих в разработке и реализации межгосударственной политики.
Введение 3
Глава 1. Характер современного мира. Проблема глобализации в
контексте мировой политики 6
Глава 2. Общемировые проблемы и пути их решения в рамках
международной политики 14
Глава 3. Характер и влияние новых акторов международной политики 22
Заключение 29
Список литературы 33
В процессе реализации НТР создается система производительных сил, способная к безграничному развитию. В новой системе практически отсутствуют лимитирующие факторы, которые в индустриальной структуре ограничивали в разной степени вовлечение дополнительных природных ресурсов в воспроизводственный процесс. В силу этого крайне обостряется ресурсная проблема в границах всемирного хозяйства и становится необходимостью формирование ресурсо-энерго-
На первое место в своей аргументации С. Хантингтон ставит факт как бы самоочевидный: различия между цивилизациями не просто реальны, они «наиболее существенны». Складываясь столетиями, они по сути своей «более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами»; «их сложнее, чем любые другие... разрешить или свести к компромиссу»[24]. Но можно ли в таком случае утверждать, что «столкновение цивилизаций» становится осевым аспектом исторического процесса только в наши дни? Эта проблема не получает удовлетворительного решения в рассуждениях С. Хантингтона.
«Цивилизационная парадигма» невыводима из истории Нового и Новейшего времени, а апелляции к событиям древних и средних веков малоубедительны. Очевидно, в своей доказательной части она может опереться только на новые исторические реальности конца XX века, не имеющие аналогов в прошлом. Важнейшая из них - уникальность современного этапа мировой политики, определяемая не только окончанием «холодной войны», но в более широком плане - завершением «западной фазы» международного развития, длившейся несколько столетий. Как верно замечает С. Хантингтон, на фоне беспрецедентной глобализации международных отношений «в их центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями»[25], которые после распада колониальной системы «уже не выступают как объекты истории..., а наряду с Западом начинают сами двигать и творить историю»[26]. Но почему же в этой подлинно новой ситуации источником конфликтности будет выступать культура? В связи с этим С. Хантингтон указывает на повсеместное размывание прежних ценностей в незападном мире. По его мнению, «образовавшиеся ... лакуны по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений»[27]. Подчеркивая, что этот процесс свойствен если не всем, то многим культурам («подобные движения сложились не только в исламе, но и в западном христианстве, иудаизме, буддизме, индуизме»), он делает вывод, что суть происходящего - не что иное, как возврат незападных цивилизаций к «собственным корням» («индуизация Индии», «реисламизация Ближнего Востока» и т. д.). Эта мысль представляется ключевой для понимания всей «цивилизационной» концепции.
Прогнозируя «столкновение цивилизаций», С. Хантингтон озабочен перспективой будущего конфликта «между Западом и остальным миром». Его причину он видит в уникальности западной цивилизации, неосновательности ее претензий на универсальность, которая «находится в прямом противоречии с партикуляризмом большинства азиатских культур, делающих упор на различия, отделяющие одних людей от других»[28]. Более того, «на глубинном уровне западные представления и идеи» (такие, как свобода, демократия, конституционализм, права человека, рыночная экономика и другие) «фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям».
Глава 3. Характер и влияние новых акторов международной политики
Сегодня много ведется дискуссий о политических тенденциях мирового развития, в том числе, и российскими исследователями[29]. Среди наиболее значимых тенденций следует выделить две:
глобализацию современного мира;
увеличение количества и роли неправительственных и межправительственных акторов на мировой арене.
Обе тенденции взаимосвязаны и взаимообусловлены, но все же действуют относительно самостоятельно. Остальные тенденции во многом являются производными от этих двух. Так, демократизация как внутриполитической жизни, так и международной сферы стала возможной, с одной стороны, в силу глобализации в области информационных технологий и средств связи[30], с другой – в связи с увеличением роли неправительственных участников в процессе принятия и реализации политических решений.
«Открыв» межгосударственные границы, глобализация проложила путь негосударственным акторам на мировой арене – транснациональным корпорациям, внутригосударственным регионам, различного рода неправительственным организациям (правозащитным, экологическим, профессиональным и другим движениям).
В то же время деятельность негосударственных институтов не была обусловлена только процессом глобализации. Межгосударственные организации получили широкое развитие после окончания второй мировой войны. Сначала предполагалось, что они явятся своеобразными «проводниками» политики государств в различных сферах, например, в торговле (ГАТТ), или регионе (например, НАТО, Варшавский договор и т.д.). Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации все больше начинают играть самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние, как на международные отношения в целом, так и на своих создателей.
В свою очередь, многие негосударственные акторы, прежде всего, связанные с информационными технологиями, экономикой, сами оказались заинтересованными в дальнейшем и скорейшем развитии процессов глобализации. Это инициировало новвй виток глобализации с новыми проблемами, противоречиями и размыванием государственных суверенитетов.
В результате все чаще стали говорить о кризисе Вестфальской системы мира.
Классическое политическое устройство мира, сложившееся после подписания Вестфальских договоров в 1648 г., основывалось на институте государства в качестве своей основной структурной единицы. В течение долгого времени выстраивалась система внутри- и межгосударственных отношений с присущими ей механизмами и аппаратом управления, политическими и правовыми нормами. Тогда же стали возникать и науки, занимающиеся анализом политических отношений: на уровне анализа государства - политология; на уровне взаимодействия государств - теория международных отношений. А сама модель политического мироустройства получила название Вестфальской, или государственно-центристской. Эта система мира впитала в себя то, что создавалось на протяжении всей истории. Например, Дж.Б. Эльстайн видит корни разделения на внешнюю и внутреннюю политику в Древней Греции, где проходила четкая граница между миром полиса и «миром вне полиса». В результате «между внутренним и внешним существовал резкий разрыв. Справедливость была определяющим моментом взаимоотношений между гражданами внутри полиса. Когда же речь шла о взаимоотношениях между афинянами и «другими», в игру вступала сила»[31]
Вестфальская система не оставалась неизменной на протяжении периода, длившегося более, чем три с половиной столетия. В течение этого времени претерпевало эволюцию то, что составляло основу системы - принцип национального суверенитета. В.М. Сергеев обращает внимание на замечание Г. Никольсона, который еще в начале ХХ в. писал, что после первой мировой войны «изменилось содержание суверенитета (понятие суверенной власти)»[32].
Внутри Вестфальской политической системы сформировались и начали активно действовать структуры, которые сегодня превратились в новые транснациональные акторы[33], такие как межправительственные организации, транснациональные корпорации, международные неправительственные организации, религиозные организации и движения, внутриполитические регионы, международные преступные и террористические организации. Называть многие из них новыми можно лишь условно, поскольку первые межправительственные организации появляются в ХIХ столетии в Европе, в частности, для развития сотрудничества в экономической сфере. Так, после победы над Наполеоном создается Постоянная комиссия по судоходству по Рейну, затем появляются и другие, в том числе Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз и т.п. К ХIХ в. относится и возникновение международных неправительственных организаций. Что касается крупного бизнеса, который действовал на транснациональном пространстве, то истоки формирования бизнес-корпораций можно проследить в еще более ранее время - достаточно вспомнить Восточно-Индийскую Компанию, имевшую штаб-квартиру в Лондоне, но действовавшую, главным образом, в Индии.
Действительно же новым стало то, что во второй половине ХХ в. эти транснациональные акторы начали действовать в иных количественных и качественных масштабах. Это привело к изменению структуры Вестфальской политической системы мира, а затем и к ее существенной трансформации, если не к переходу к принципиально новым политическим отношениям на мировой арене.
В настоящее время наблюдается явное количественное превосходство новых транснациональных акторов над государствами. Если государств в современном мире насчитывается в пределах двух сотен, то межправительственных организаций порядка 250, а неправительственных организаций - более 27 тыс[34]. Активно действующих неправительственных организаций на международном уровне - порядка 6 тыс.[35] Что касается транснациональных корпораций, то на конец 1990-х годов ХХ в., по данным ООН, их насчитывалось более 53 тыс. При этом объем продаж ряда корпораций превосходил ВНП некоторых государств. Мощь ТНК в значительной степени усиливается финансовой деятельностью транснациональных банков (ТНБ), которые в силу своей специфики отличаются особой мобильностью.
Все транснациональные акторы в литературе нередко подразделяются на государственных, (традиционных), и негосударственных участников. Межправительственные организации, образованные государствами на основе международных договоров, согласно Резолюции 288(х) Экономического и социального совета ООН от 27 февраля 1950 г. не относятся к неправительственным участникам. Тем не менее по вопросу, следует ли их относить к данной категории, до сих пор ведутся дискуссии. Аргументы противников такого отнесения сводятся к следующему:
ряд межправительственных организаций допускают участие в качестве членов территории, которые не являются суверенными государствами (к таким организациям относятся, например, Международный телекоммуникационный союз (ITU), Всемирная метеорологическая организация);
некоторые межправительственные организации имеют структуры, совместные с неправительственными организациями;
межправительственные организации образуются на основе решений исполнительной власти государства, другие ветви власти в этом процессе не участвуют[36].
Эти аргументы следует дополнить еще и тем, что интересы межправительственных организаций вовсе не тождественны интересам образующих их государств. По мере развития межправительственные организации часто начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. В результате наблюдаются случаи выхода отдельных государств из межправительственных организаций (МПО).
Наряду с МПО появляются и акторы, называемые «гибридными образованиями»[37], которые также действуют на транснациональном пространстве. «Гибридные образования», представляющие собой соединение государственных и негосударственных структур, функционируют в различных областях, прежде всего в бизнесе, где транснациональная компания имеет смешанный капитал (государственный и частный), во внешней среде в значительной мере представляющий интересы того или иного государства. Близким к «гибридным образованиям» оказывается и взаимодействие межправительственных- и неправительственных организаций, которое широко практикуется в ООН, ЕС и других международных форумах.
На качественные изменения в политической структуре мира обратили внимание еще в 70-х годах ХХ в. Р. Кохэн и Дж. Най[38]. Суть их наблюдений заключается в том, что государства, оставаясь ведущими акторами на мировой политической арене, стали вступать в сложные отношения не только между собой, как было ранее, но и с другими транснациональными игроками. При этом сферы деятельности всех акторов международного взаимодействия оказались удивительным образом переплетены. Если ранее, например, внутригосударственные регионы стремились влиять лишь на внутриполитические процессы своей страны, а межправительственные организации - на те вопросы, которые ограничивались внешнеполитической и внешнеэкономической сферами, то теперь дело обстоит иначе. Международные организации и институты все активнее вмешиваются во внутриполитические проблемы, такие как урегулирование внутригосударственных конфликтов (в частности НАТО, ОБСЕ, ООН), соблюдение прав человека, определение финансовой политики государств и т.п., а внутригосударственные регионы стремятся действовать во внешней сфере, иногда наравне с государствами.
В результате активности новых транснациональных акторов государствам приходится «делиться» значительной частью своих функций и полномочий, с одной стороны, с надгосударственными образованиями (международными организациями и институтами), а с другой - с крепнущими транснациональными акторами (внутригосударственными регионами, ТНК и т.п.). Происходит перераспределение управленческих функций от государства к другим участникам международного взаимодействия.
Р. Кохэн и Дж. Най предлагают различать термины «транснациональное взаимодействие» (transnational interaction) и «транснациональные отношения» (transnational relations)[39]. В первом случае предполагается такое взаимодействие на мировой арене, при котором хотя бы один участник не является государством или межправительственной организацией. Транснациональные же отношения включают в себя деятельность всех акторов - правительственных, межправительственных и неправительственных.
Информация о работе Современная система международных отношений: проблемы и противоречия