Современное состояние и тенденции развития внешнеэкономичекой детяельности Российской Федерациисо странами Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:55, доклад

Описание

Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Работа состоит из  1 файл

докдад готовый.docx

— 144.68 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Основные направления  внешнеэкономической  политики России

    1. Этапы становления открытого типа в России

Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики  и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

В структурных  изменениях, которые происходят в  экономике России в настоящее  время, необходимо отметить углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топливно-сырьевого сектора (первичного и промежуточного продукта) в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.

Усилились диспропорции в отраслевой структуре, гипертрофировались топливно-энергетический комплекс, комплексы конструкционных  материалов и рыночной инфраструктуры. Одновременно заметно падение доли продукции АПК, производства промышленных товаров и услуг, машиностроения и строительства.

Продолжается  процесс изменений в стоимостной  структуре воспроизводства в  результате многократно ускорившихся процессов перераспределения, подстегнутых инфляцией и неравномерной гонкой цен. Снизились доли оплаты труда  и амортизации и неестественно (в условиях спада производства и падения его эффективности) увеличилась доля прибыли и налогов.

В условиях разбалансированности современной  российской экономики произошел  массовый перелив капитала из производственной сферы в сферу обращения с  последующим переводом значительной его части за рубеж. На основе перелива капитала из производственной сферы  в сферу обращения возник современный  банковский сектор, привлекающий дешевые  средства предприятий для последующего использования их в намного более  прибыльных спекулятивных операциях.

Концентрация  денежной массы в сфере обращения  капитала неизбежно отражается на ее приросте, что обусловлено высокой  эластичностью спроса на деньги в  сфере обращения в зависимости  от их эмиссии. Отсюда главный инструмент регулирования правительства —  сокращение эмиссии денег и уменьшение совокупного предложения денег  в реальном выражении.

Закономерный  результат такой макроэкономической политики — последовательное сокращение денежной массы в экономике.

Фактически  объем денежной массы, снизившись за последние годы в несколько раз  — до 10—12% ВВП по сравнению с 70—80% в странах с развитой рыночной экономикой, стал примерно соответствовать  потребностям сферы обращения в  оборотном капитале и населения  в наличных деньгах, при этом цель снижения инфляции оказалась достигнута.

    1. . Формы, методы реализации и регулирования внешнеэкономической деятельности

Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭД обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

Схема 1.

3. Государственное  регулирование внешней  торговли. Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Схема 2.

Тарифные  методы направлены на регулирование  внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная  пошлина - разновидность акцизного  налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через  государственную границу. Там пошлина  выполняет три основные функции:

  • фискальную - пополнение госбюджета;
  • протекционистскую - защита отечественных производителей;
  • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный  тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с внешним  рынком.

Нетарифные  барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН. Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры.

Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

  1. внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
  2. различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства
  3. декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Тарифные  и нетарифные методы регулирования  составляют основу протекционистской  политики государства.

    1. Роль Франции как потенциального стратегического партнера в системе внешнеэкономических связей России.

    2010 год  решением руководства двух стран  объявлен «перекрёстным годом»  Франции в России и России  во Франции. Это событие, которое  на первый взгляд кажется рутинным, на самом деле является знаменательным, этапным и, возможно, даже выходящим  за рамки только двухсторонних  отношений. Во-первых, беспрецедентен  как сам формат «перекрёстного  года» (такого ещё не было  в наших отношениях), так и его  содержание: намечено проведение  порядка 400 различных мероприятий,  охватывающих области культуры, науки, экономики, политики, спортивных  и гуманитарных обменов – словом, всего спектра отношений двух  стран. Во-вторых, масштабность этого  события демонстрирует особый  уровень отношений между нашими  странами. Он обусловлен без малого  трёхсотлетней историей официальных  дипломатических отношений, памятью  о военно-политическом союзе на  рубеже ХIХ – ХХ вв., совместной  борьбой с нацизмом во Второй мировой войне, уважением независимого статуса Франции на мировой арене в послевоенные десятилетия, связанного с политикой Шарля де Голля. Особая теплота наших отношений определяется прежде всего богатыми культурными и гуманитарными связями. Русский человек очарован «мягкой силой» Франции, её историей, архитектурой и живописью, литературой, самим французским образом жизни. В свою очередь, многие французы испытывают симпатии и неподдельный интерес к «огромной и холодно-снежной стране», загадочной «славянской душе» и русской культуре.

    Проведение  «перекрёстного года» имеет целью  придать новый импульс франко-российскому  партнёрству, вывести его на ещё  более высокий уровень, что, в  силу значимости и удельного веса наших стран, повлияет на состояние  как европейской, так и мировой  политики.

    Попытаемся  оценить нынешнее состояние франко-российских отношений, а также сделать прогноз  их возможного развития на среднесрочную  перспективу. 

    Панорама  сотрудничества в  торгово-экономической  и гуманитарной областях

    Отношения между Россией и Францией в  последние годы приобрели весьма ощутимую положительную динамику. Это  характерно для всех областей взаимодействия, но, пожалуй, наиболее наглядно проявилось в торгово-экономической сфере.

    Приведём  статистические данные. Характерной  чертой последних лет стал впечатляющий рост товарооборота между нашими странами: с 2003 по 2008 г. он увеличился в  три (!) раза, достигнув почти 21 млрд. евро. Правда, эта динамика была существенно  подорвана мировым финансовым кризисом: за первую половину 2009 г. французский  экспорт в денежном выражении  сократился на треть, а российский –  на 37% (в основном за счёт падения  цен на углеводородное сырьё, составляющее 92% французского импорта из России). Однако оборотным эффектом кризиса  стало то, что доля Франции в  российском импорте выросла с 3,8% до 4,6%, в результате она поднялась  с девятого на шестое место в списке крупнейших российских торговых партнёров.

    Хотя  Франция замыкает десятку важнейших  зарубежных инвесторов в российскую экономику, значительно уступая  Германии, Голландии, Италии, Кипру, ситуация в этой области меняется к лучшему. Французских инвесторов сейчас уже  не назовёшь, как раньше, «боязливыми», – они осуществляют значительные вложения в сферу финансов, перерабатывающую, автомобильную, агропищевую промышленность, розничную торговлю. Объём накопленных французских инвестиций в российской экономике на конец 2008 г. составил 6,1 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. – прямые инвестиции.

    Ряд известных французских компаний прочно закрепился на российском рынке, инвестировав значительные средства в  развитие, в том числе и производственных мощностей. Среди крупных проектов последних лет, определяющих вектор экономического сотрудничества двух стран, следует упомянуть деятельность концерна «Рено». Французские автомобилестроители создали совместно с московским правительством СП «Автофрамос», производящее популярные машины «Логан». В прошлом году руководство «Рено» приняло решение о стратегическом партнёрстве с АвтоВАЗом, став его главным акционером. Концерн только в ближайшие годы собирался поставить оборудование и технологии на сумму 250 млн. долл. Не менее известная компания «ПСА» («Пежо-Ситроен») планирует открыть сборочное производство в Калужской области. Несмотря на кризис и падение продаж автомобилей в России, пока эти планы остаются в силе.

    Пожалуй, наиболее впечатляющим и перспективным  является сотрудничество в области  энергетики. Компания «Тоталь» ведёт активное освоение Харьягинского нефтяного месторождения, а в июле 2008 г. она избрана в качестве стратегического партнёра Газпрома по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения (французы будут владеть 25% капитала созданного СП). Как знаменательное событие, далеко выходящее за чисто экономические рамки, можно расценить подписание в ноябре 2009 г. двух соглашений: об участии компании «ЕDF» («Электриситэ де Франс») в прокладке газопровода «SouthStream» (совместно с Газпромом и итальянской «ENI») по дну Чёрного моря, а компании «GDF-Suez» («Газ де Франс – Сюэз») – в российско-германском консорциуме по строительству «NordStream» по дну Балтики. При этом французы не отказываются и от участия в возможном строительстве «Набукко», считая, что диверсификация поставок газа увеличивает энергетическую безопасность Европы. Кстати, расхожее мнение о том, что на Россию приходится львиная доля французского импорта газа, не соответствует реальности – она не превышает 15% от общего объёма поставок.

Информация о работе Современное состояние и тенденции развития внешнеэкономичекой детяельности Российской Федерациисо странами Западной Европы