Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:55, доклад
Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
Глава 1. Основные направления внешнеэкономической политики России
Важными
направлениями экономических
В структурных изменениях, которые происходят в экономике России в настоящее время, необходимо отметить углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топливно-сырьевого сектора (первичного и промежуточного продукта) в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.
Усилились диспропорции в отраслевой структуре, гипертрофировались топливно-энергетический комплекс, комплексы конструкционных материалов и рыночной инфраструктуры. Одновременно заметно падение доли продукции АПК, производства промышленных товаров и услуг, машиностроения и строительства.
Продолжается
процесс изменений в
В условиях
разбалансированности современной
российской экономики произошел
массовый перелив капитала из производственной
сферы в сферу обращения с
последующим переводом
Концентрация денежной массы в сфере обращения капитала неизбежно отражается на ее приросте, что обусловлено высокой эластичностью спроса на деньги в сфере обращения в зависимости от их эмиссии. Отсюда главный инструмент регулирования правительства — сокращение эмиссии денег и уменьшение совокупного предложения денег в реальном выражении.
Закономерный
результат такой
Фактически объем денежной массы, снизившись за последние годы в несколько раз — до 10—12% ВВП по сравнению с 70—80% в странах с развитой рыночной экономикой, стал примерно соответствовать потребностям сферы обращения в оборотном капитале и населения в наличных деньгах, при этом цель снижения инфляции оказалась достигнута.
Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭД обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
Схема 1.
3. Государственное регулирование внешней торговли. Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).
Схема 2.
Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:
Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.
Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.
Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН. Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры.
Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:
Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства.
2010 год
решением руководства двух
Проведение
«перекрёстного года» имеет целью
придать новый импульс франко-
Попытаемся оценить нынешнее состояние франко-российских отношений, а также сделать прогноз их возможного развития на среднесрочную перспективу.
Панорама сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной областях
Отношения между Россией и Францией в последние годы приобрели весьма ощутимую положительную динамику. Это характерно для всех областей взаимодействия, но, пожалуй, наиболее наглядно проявилось в торгово-экономической сфере.
Приведём статистические данные. Характерной чертой последних лет стал впечатляющий рост товарооборота между нашими странами: с 2003 по 2008 г. он увеличился в три (!) раза, достигнув почти 21 млрд. евро. Правда, эта динамика была существенно подорвана мировым финансовым кризисом: за первую половину 2009 г. французский экспорт в денежном выражении сократился на треть, а российский – на 37% (в основном за счёт падения цен на углеводородное сырьё, составляющее 92% французского импорта из России). Однако оборотным эффектом кризиса стало то, что доля Франции в российском импорте выросла с 3,8% до 4,6%, в результате она поднялась с девятого на шестое место в списке крупнейших российских торговых партнёров.
Хотя Франция замыкает десятку важнейших зарубежных инвесторов в российскую экономику, значительно уступая Германии, Голландии, Италии, Кипру, ситуация в этой области меняется к лучшему. Французских инвесторов сейчас уже не назовёшь, как раньше, «боязливыми», – они осуществляют значительные вложения в сферу финансов, перерабатывающую, автомобильную, агропищевую промышленность, розничную торговлю. Объём накопленных французских инвестиций в российской экономике на конец 2008 г. составил 6,1 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. – прямые инвестиции.
Ряд известных французских компаний прочно закрепился на российском рынке, инвестировав значительные средства в развитие, в том числе и производственных мощностей. Среди крупных проектов последних лет, определяющих вектор экономического сотрудничества двух стран, следует упомянуть деятельность концерна «Рено». Французские автомобилестроители создали совместно с московским правительством СП «Автофрамос», производящее популярные машины «Логан». В прошлом году руководство «Рено» приняло решение о стратегическом партнёрстве с АвтоВАЗом, став его главным акционером. Концерн только в ближайшие годы собирался поставить оборудование и технологии на сумму 250 млн. долл. Не менее известная компания «ПСА» («Пежо-Ситроен») планирует открыть сборочное производство в Калужской области. Несмотря на кризис и падение продаж автомобилей в России, пока эти планы остаются в силе.
Пожалуй, наиболее впечатляющим и перспективным является сотрудничество в области энергетики. Компания «Тоталь» ведёт активное освоение Харьягинского нефтяного месторождения, а в июле 2008 г. она избрана в качестве стратегического партнёра Газпрома по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения (французы будут владеть 25% капитала созданного СП). Как знаменательное событие, далеко выходящее за чисто экономические рамки, можно расценить подписание в ноябре 2009 г. двух соглашений: об участии компании «ЕDF» («Электриситэ де Франс») в прокладке газопровода «SouthStream» (совместно с Газпромом и итальянской «ENI») по дну Чёрного моря, а компании «GDF-Suez» («Газ де Франс – Сюэз») – в российско-германском консорциуме по строительству «NordStream» по дну Балтики. При этом французы не отказываются и от участия в возможном строительстве «Набукко», считая, что диверсификация поставок газа увеличивает энергетическую безопасность Европы. Кстати, расхожее мнение о том, что на Россию приходится львиная доля французского импорта газа, не соответствует реальности – она не превышает 15% от общего объёма поставок.