Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:55, доклад
Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.
Энергоемкая
структура и география
Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.
Чтобы
более или менее объективно сопоставлять
внутренние цены на энергоресурсы в
разных странах, надо пользоваться паритетами
покупательной способности (ППС) национальных
валют с долларом США. Расчет внутреннего
тарифа на электроэнергию по паритету
рубля к доллару
Даже
если удастся избежать прямого включения
обязательств существенного повышения
тарифов как условия
Механизмы защиты внутренних производителей
ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.
Россия
существенно снизила уровень
таможенных тарифов и провела
их унификацию вне переговоров с
ВТО. В настоящее время
Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.
Ускорение
процессов самоорганизации
Неоднородность развития российских регионов
Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства [18].
Таким образом, присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.
Региональные торговые соглашения
Еще один аспект присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Несмотря
на то, что экономика России по своим
масштабам несопоставима с
Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.
Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.
В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.
От кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.
В
случае присоединения России к ВТО
вся система отмеченных выше факторов
подвергнется значительным корректировкам
в первую очередь потому, что двусторонние
соглашения, являющиеся организационно-правовым
механизмом согласования интересов
и принятия решений в СНГ, не только
не позволят скоординировать позиции
стран СНГ, но и не признаются ВТО
в качестве основы преференциальных
торговых отношений. Одним из первых
кризисных последствий может
стать резкое понижение
3.2. Пути повышения использования экспортного потенциала между Россией и Францией
Отметим, что Россия, как и бывший СССР, всегда занимала особую, точнее - стратегическую нишу во внешнеэкономической политике Франции. Даже в наиболее конфронтационные периоды "холодной войны". Скажем, в конце 1940-х, когда в ответ на просьбу тогдашнего руководства Франции в эту страну были срочно направлены советские зерновые продукты, генерал Шарль де Голль отметил, что столь внимательное отношение к просьбе свидетельствует прежде всего о преемственности весьма важной роли Франции во внешнеэкономической политике, да и во внешнеполитической линии Москвы.
Такой
характер российско-французских
Кроме
того, завершается строительство
стартового комплекса для ракет-носителей
"Союз" с космодрома Куру во Французской
Гвиане (Южная Америка). Важной составляющей
российско-французского сотрудничества
в области космических
Поступательно развивается и двусторонний комплексный энергодиалог. Например, в 2010 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по участию "Электрисите де Франс" (одной из крупнейших энергетической компаний в Европе) в проекте строительства газопровода "Южный поток", предусматривающего поставки минимум 30 млрд кубометров российского газа в Восточную, Центральную и Южную Европу. Активно развиваются совместные НИОКР в энергосбережении, комплексной переработке энергосырья, применении возобновляемых источников энергии. Вдобавок, по оценкам французской стороны, Россия вносит должный вклад в проект создания международного термоядерного реактора в южнофранцузском г. Кадараш (вблизи Марселя).
Активно работают на российском рынке французские инвесторы: так, концерн "Рено" ныне расширяет модельный ряд автомобилей, производимых в Москве; осуществляется модернизация автозавода "ВАЗ" в Самаре: с 2012-го на его мощностях будут выпускаться автомобили марок "Лада", "Рено" и "Ниссан". В 2010 году начал работать конвейер в Калуге на заводе "ПСА Пежо-Ситроен". Что касается автодорожного строительства, в ближайшие годы французская компания "Винси" начнет строительство первого участка платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. А, к примеру, корпорация "Альстом" участвует в модернизации подвижного состава для российских железных дорог.