Современное состояние и тенденции развития внешнеэкономичекой детяельности Российской Федерациисо странами Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:55, доклад

Описание

Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Работа состоит из  1 файл

докдад готовый.docx

— 144.68 Кб (Скачать документ)

      Конкретным  примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию  и услуги естественных монополий  в соответствие со среднемировым, поскольку  низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.

      Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС  обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции  и услуг естественных монополий  формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом  оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий  снизит инвестиционные возможности  отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под  сомнение эффективность использования  средств внутри монополий [17].

      Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.

      Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в  разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего  тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует  о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и превышал уровень Франции [17].

      Даже  если удастся избежать прямого включения  обязательств существенного повышения  тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может  дать повод для введения санкций  и претензий к России со стороны  практически любой страны - члена  ВТО даже после присоединения.

      Механизмы защиты внутренних производителей

      ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых  рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого  существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в  особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

      Россия  существенно снизила уровень  таможенных тарифов и провела  их унификацию вне переговоров с  ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов - 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она  не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности  для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов  объяснялась, прежде всего, неэффективным  таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки [14].

      Другим  эффективным механизмом защиты рынка  являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые  расследования, расследования о  применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических  барьеров являются, например, введенные  Европейским Союзом ограничения  на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

      Ускорение процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной  защиты экономики после присоединения  к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка  соответствующих товаров, могут  и должны выступать по нормам ВТО  в качестве инициаторов антидемпинговых  и иных защитных мер по отношению  к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с  другой - в России крайне слаба и  неразвита. К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие  опытных юристов и юридических  фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных  судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать  элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется не один год.

      Неоднородность  развития российских регионов

      Присоединение России к ВТО может, с одной  стороны, существенно обострить  диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства [18].

      Таким образом, присоединение России к  ВТО может привести к существенному  сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

      Региональные  торговые соглашения

      Еще один аспект присоединения России к  ВТО, о котором говорят мало и  вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может  оказаться более серьезным, чем  прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в  рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем  всей экономической интеграции на постсоветском  пространстве.

      Несмотря  на то, что экономика России по своим  масштабам несопоставима с экономиками  стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для  развития российской экономики в  долгосрочной перспективе. Такая зависимость  прослеживается по нескольким направлениям [18].

      Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте  отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан  и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.

      Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует  экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.

      В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в  ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

      От  кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность  российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые  рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.

      В случае присоединения России к ВТО  вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов  и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции  стран СНГ, но и не признаются ВТО  в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может  стать резкое понижение конкурентоспособности  товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.  

3.2. Пути повышения  использования экспортного  потенциала между  Россией и Францией 

Отметим, что Россия, как и бывший СССР, всегда занимала особую, точнее - стратегическую нишу во внешнеэкономической политике Франции. Даже в наиболее конфронтационные периоды "холодной войны". Скажем, в конце 1940-х, когда в ответ  на просьбу тогдашнего руководства  Франции в эту страну были срочно направлены советские зерновые продукты, генерал Шарль де Голль отметил, что столь внимательное отношение  к просьбе свидетельствует прежде всего о преемственности весьма важной роли Франции во внешнеэкономической политике, да и во внешнеполитической линии Москвы.

Такой характер российско-французских отношений  сохраняется и сегодня. Россия и  Франция выбрали курс на наращивание  сотрудничества в инновационных  секторах науки и производства (энергетика, авиация, космос, автомобилестроение, фармацевтика, биотехнологии, пищевые  отрасли). Так, успешно продвигается сотрудничество по производству российского  современного самолета "Суперджет 100" в рамках совместного проекта с участием ряда французских предприятий. Французская ТОТАЛЬ будет участвовать в проекте по освоению крупных ресурсов природного газа на Ямале и создании там завода по сжижению этого сырья. Последнее обусловлено как ростом спроса во Франции и регионе ЕС в целом на сжиженный газ, так и российской программой индустриализации национальной газовой индустрии.

Кроме того, завершается строительство  стартового комплекса для ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру во Французской  Гвиане (Южная Америка). Важной составляющей российско-французского сотрудничества в области космических технологий является также партнерство между  предприятиями, работающими в отрасли  спутниковой связи. Плюс к тому на российских предприятиях с 2007 г. производятся комплектующие детали для французских "Аэробусов", причем в текущем году стартовала совместная программа по переоборудованию пассажирских лайнеров компании "Эрбас" в грузовые самолеты.

Поступательно развивается и двусторонний комплексный  энергодиалог. Например, в 2010 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по участию "Электрисите де Франс" (одной из крупнейших энергетической компаний в Европе) в проекте строительства газопровода "Южный поток", предусматривающего поставки минимум 30 млрд кубометров российского газа в Восточную, Центральную и Южную Европу. Активно развиваются совместные НИОКР в энергосбережении, комплексной переработке энергосырья, применении возобновляемых источников энергии. Вдобавок, по оценкам французской стороны, Россия вносит должный вклад в проект создания международного термоядерного реактора в южнофранцузском г. Кадараш (вблизи Марселя).

Активно работают на российском рынке французские  инвесторы: так, концерн "Рено" ныне расширяет модельный ряд автомобилей, производимых в Москве; осуществляется модернизация автозавода "ВАЗ" в Самаре: с 2012-го на его мощностях будут выпускаться автомобили марок "Лада", "Рено" и "Ниссан". В 2010 году начал работать конвейер в Калуге на заводе "ПСА Пежо-Ситроен". Что касается автодорожного строительства, в ближайшие годы французская компания "Винси" начнет строительство первого участка платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. А, к примеру, корпорация "Альстом" участвует в модернизации подвижного состава для российских железных дорог.

Информация о работе Современное состояние и тенденции развития внешнеэкономичекой детяельности Российской Федерациисо странами Западной Европы