Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:55, доклад
Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
2.2. Политическое сотрудничество Франции и России
Говоря о политическом
сотрудничестве между нашими странами
на современном этапе, эксперты часто
характеризуют его как «
Действительно, по большинству «горячих» проблем мировой политики – будь то иранское «ядерное досье», палестино-израильский конфликт, война в Ираке, положение в Афганистане или Чаде – наши позиции близки или совпадают. Правда, есть и разногласия. Например, по Косово.
В целом Москва разделяет приверженность Парижа идее многополярного или, лучше сказать, многостороннего мира, в котором ни одной стране, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не дано право навязывать свои порядки и устои другим государствам. Такая точка зрения стала выглядеть ещё более обоснованной в контексте глобального финансового кризиса.
Продуктивно
складывается взаимодействие наших
государств и в международных
организациях, в том числе такой
важнейшей, как ООН. Обе страны полагают,
что ООН, как наиболее представительная
и безальтернативная
Во многом, если не по всем позициям, совпадают интересы Москвы и Парижа в вопросах реформирования мировой финансовой архитектуры. Здесь уместно напомнить, что именно Н. Саркози принадлежит идея проведения саммитов «двадцатки», объединяющей наиболее сильные в экономическом плане государства, на долю которых приходится более 85 % мирового ВВП. Две встречи (в ноябре 2008 г. в Вашингтоне и апреле 2009 г. в Лондоне) в целом можно расценить как превращение на практике «большой восьмёрки» в «большую двадцатку». Предложения российской делегации, подготовленные к лондонскому саммиту, во многом были схожи с позициями, обозначенными президентом Саркози. Лидер неоголлистов в категорической форме настаивал на принятии конкретных обязывающих решений, таких как реформирование МВФ и Мирового банка, усиление контроля за деятельностью финансовых учреждений и совершенствование работы рейтинговых агентств, ликвидация «финансовых оазисов» и регламентирование работы хедж-фондов.
Приоритетное место в российско-французских отношениях занимает тема европейской и мировой безопасности, включая проблемы противодействия новым угрозам и вызовам – таким как терроризм, организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления. Для более результативного взаимодействия в этой ключевой сфере решением двух президентов в 2002 г. был создан специальный российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. Он собирается на регулярной основе два раза в год (последняя встреча состоялась в Москве в ноябре 2009 г.).
Позиции Франции в вопросах европейской безопасности и отношениях с Россией были конкретизированы по горячим следам южно-кавказского кризиса. Наиболее концентрированно они были изложены президентом Саркози в его выступлениях на конференции по мировой политике в Эвиане (октябрь 2008 г.) и на ежегодной конференции по проблемам безопасности в Мюнхене в феврале 2009 г. Так, лидер Франции поддержал инициативу президента Д.А. Медведева о «новом пакте по безопасности» и предложил провести соответствующие переговоры в рамках формата ОБСЕ, – правда, оговорив при этом ряд условий. В их числе: включение в повестку дня вопросов демократии и прав человека (это, по словам Саркози, не стремление «давать уроки демократии России», а просто принципиальная позиция Европы); участие в диалоге России и Европы «наших американских друзей и союзников»; наконец, отказ от политики сфер влияния на постсоветском пространстве (ближнее зарубежье, по мнению Саркози, должно стать сферой кооперации, а не соперничества).
Политические отношения с Россией Франция сегодня вынуждена выстраивать с оглядкой на своих партнёров по Евросоюзу. Стремительное расширение ЕС и объединение Германии ослабили позиции Франции в этой региональной организации. В душе Париж явно был не в восторге от происшедших перемен, хотя официально признавал их «крупным успехом». Вся внешнеполитическая линия голлизма была выстроена с учётом биполярного мира. Его крушение поставило перед страной непростую задачу адаптации к новым реалиям в Европе и мире в целом, тем более в контексте процессов глобализации. Приоритетной внешнеполитической задачей Парижа является поддержание и восстановление своего влияния в ЕС. Отсюда неизбежность поиска новых союзников в дополнение к «франко-германскому локомотиву» европейской интеграции, возвращение в НАТО. Словом, при всём понимании важности налаживания хороших отношений с Россией, Франция в своей политике в значительной мере «стреножена».
Что касается Франции, то главное заключается в том, что она отказалась принять американский геополитический сценарий, который предусматривал перспективное включение в ЕС и НАТО Украины, Грузии, а со временем, возможно, и Белоруссии, что окончательно вытеснило бы Россию с постсоветского пространства. Конечно, такая позиция обусловлена не столько дружескими чувствами к России, сколько прагматическими соображениями. Дело в том, что своё будущее Франция не мыслит вне европейского проекта. Но успешное развитие Европы-27 вряд ли можно представить в условиях нового раскола континента, при наличии изолированной и зажатой в угол России. Это хорошо понимает французское руководство, несмотря на явный атлантический крен, обозначившийся после прихода к власти шестого президента Пятой республики. Не случайно президент Саркози много раз подчёркивал, что конфронтация с Россией была бы безумием. Тем более что, по его мнению, никакой угрозы со стороны нынешней России, перегруженной своими внутренними проблемами, просто не существует. В такую угрозу верят разве что некоторые бывшие наши коллеги по «социалистическому лагерю», страдающие комплексом политической неполноценности и исторических обид. Не зря в самом ЕС их прозвали «новыми рыцарями холодной войны». К тому же, резонно спрашивает Н. Саркози, какой смысл России конфликтовать со своими главными покупателями углеводородов?
У
Европы просто нет иного пути, как
развивать максимально широкое
сотрудничество с Россией. Со своей
стороны, у России также нет исторических
перспектив вне Европы. Ментально
и цивилизационно мы идентифицируем
себя с Европой, хотя и полагаем себя особой
её частью. Более того, Россию можно рассматривать
как естественное дополнение к Западной
Европе. Было бы просто глупо не использовать
совместно наши потенциалы. Шансы Европы
превратиться в мировой полюс силы без
сотрудничества с нами существенно уменьшаются.
Думается, что французское руководство,
несмотря на имеющиеся среди представителей
французских элит критические (если не
антирусские) настроения, вполне осознаёт
данный вывод. А поэтому однозначно выбирает
курс на стратегическое партнёрство с
Россией. Именно так можно расценить слова
премьер-министра Франции Фр. Фийона, сказанные
им при открытии 14 сессии межправительственного
франко-российского семинара в конце ноября
2009 г.: «Наша цель – построить со временем
вместе с Россией единое пространство,
основанное на полной свободе перемещения
людей, товаров, капиталов и услуг». Такая
цель на 100 % совпадает и с российскими ожиданиями.
2.3. Анализ внешнеэкономической деятельности России и Франции
В последние
два десятилетия отмечалось расширение
торгово-экономических связей между
двумя странами, чему способствовали
укрепление договорно-правовой базы отношений
(в настоящее время она
2010 г. был объявлен Годом Франции в России и России во Франции. Он стал периодом укрепления политического диалога двух стран, а также годом плодотворного сотрудничества в различных сферах, в том числе и в экономической.
Торговые отношения: основные тенденции, масштабы, товарная структура, перспективы.
Франция является одним из основных торговых партнеров России, однако в этой области сохраняется ее значительное отставание от других развитых стран.
С 1995 г. товарооборот России с Францией увеличивается. В период с 1995 по 2008 г. он вырос в 8,6 раз, в том числе экспорт - в 8 раз, а импорт – в 9,4 раза. Однако в 2009 г. отмечался спад во взаимной торговле.
Таблица 1
Торговля России с Францией (млн. долл. США)
|
Составлено по: Внешняя торговля Российской Федерации со странами дальнего зарубежья / www.gks.ru
В 2009 г. доля Франции в товарообороте России со странами дальнего зарубежья составила 4,3% (более чем в 2 раза меньше доли Германии и Нидерландов, ведущих торговых партнеров нашей страны), доля в импорте – 5,8%, в экспорте – 3,4%[8]. На Францию приходится всего 2,3% российского экспорта и 2,8% импорта услуг[9].
По данным
французской статистики, в 2009 г. по
сравнению с 2008 г. экспорт Франции в Россию
сократился на 27,4% до 5 101 млн евро (в первую
очередь за счет снижения поставок продукции
авиационной и химической промышленности).
Импорт уменьшился на 31,5% (рекордное сокращение
с момента окончания Второй мировой войны)
до 9 336 млн евро.[10] Экспорт Франции в Россию
за 9 месяцев 2010 г. составил 4 434 млн евро,
импорт – 9 481 млн евро.[11]
Таблица 2
Географическая структура внешней торговли Франции, 2008 – 2009 гг., млрд. евро
|