Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:55, доклад
Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
Составлено по: Le chiffre
du commerce extérieur, 2009 / Département des statistiques et des
études économiques de la Direction générale des douanes et des droits
indirects. Montreuil, 5 février 2010.
Согласно данным российской статистики, в структуре французского экспорта в Россию преобладают средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (11,7% совокупного французского экспорта в страну); летательные аппараты, космические аппараты, их части (11,4%); реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства – (11,3%); фармацевтическая продукция (10,4%)[12].
По данным французской статистики, Франция экспортирует в Россию (2008г.):
Франция занимает 1-е место по поставкам в Россию парфюмерно-косметических товаров и вина и 2-е место – по поставкам фармацевтической продукции[14].
По данным
отечественной статистики, в структуре
российского экспорта во Францию
традиционно преобладают
Таким образом, несмотря на высокий динамизм торговых отношений Франции и России, структура российского экспорта сохраняет сырьевую направленность, в то время как доля готовых изделий остается незначительной. Для французской стороны проблемой является устойчивое отрицательное сальдо торговли с Россией.
Инвестиции: состояние и особенности
С середины 1990-х гг. важную роль в структуре деятельности французских фирм в России играют инвестиции, в частности прямые, что соответствует их стратегиям, направленным на расширение присутствия в странах Центральной и Восточной Европы. При этом ключевым мотивом инвестирования является получение доступа к обширному российскому рынку со значительным потенциалом роста потребления.
Таблица 2
Инвестиции Франции в экономику России по типам, 1995 – 2010 гг.
|
|
Составлено по: Инвестиции в России. М.: Росстат, 2003. С. 95 - 96; Финансы России. М.: Росстат, 2006. С. 294; Накоплено иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам / www.gks.ru
По данным российской статистики, по состоянию на конец 2010 г. объем накопленных французских инвестиций в экономике России составил 10 343 млн долл. (8 622 млн долл. в конце 2009 г.) или всего 3,4% их совокупного объема, что поставило Францию на 8-е место среди основных стран-инвесторов[17]. На прямые инвестиции пришлось 28,3% общих накопленных французских инвестиций в экономике России (7% в 2003 г., 25,3% в 2009 г.). Доля портфельных и прочих инвестиций составила 0,3 и 71,4% соответственно[18].
Объем прямых инвестиций Франции, аккумулированных в российской экономике по состоянию на конец 2010 г. достиг 2 922 млн долл. (433 млн долл. в конце 2004 г.) или всего 2,5% их совокупного объема[19]. Следует отметить, что с 2001 г. отмечалось ухудшение позиций Франции по объемам прямых инвестиций в Россию: если в 2000 г. на ее долю приходилось 13,8% притока иностранного предпринимательского капитала, то за последнее пятилетие этом показатель не превышал 4%[20].
По данным Банка Франции, в 2008 г. в Россию было направлено 2,3% ПИИ Франции (0,7% в 2007 г.)[21].
Накопленные в России французские прямые инвестиции размещены преимущественно в следующих секторах:
По данным Экономической миссии при Посольстве Франции в Москве, 438 французских фирм имеют свои представительства или филиалы в России, причем подавляющая их часть расположена в Москве и Санкт-Петербурге[22] (которые традиционно отличаются высоким потребительским потенциалом и низким инвестиционным риском). Однако, в последние годы наметились позитивные сдвиги в оптимизации региональной структуры французских прямых инвестиций в России (однако говорить о качественных изменениях в этой области пока преждевременно). Этому способствовал ряд факторов, в том числе усиление конкуренции на рынках Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, рост потребительского потенциала ряда российских регионов, усиление внимания руководства двух стран к данной проблеме.
Рассмотрим состояние прямых инвестиций России в экономику Франции.
В 2008 г. приток российских ПИИ во Францию сократился в 2 раза по сравнению с 2007 г. и составил всего 0,1 млрд евро (0,2% совокупного объема ПИИ в экономику Франции)[23]. Во Франции присутствует лишь 16 филиалов российских предприятий[24], которые действуют преимущественно в финансовом секторе или предоставляют услуги в секторе недвижимости. Таким образом, прямые инвестиции Франции в экономику России невысоки.
Подводя итог, следует сказать о том, что масштабы и структура французских инвестиций в экономику России не соответствуют стратегическим интересам и потенциальным возможностям двух стран.
Важным
препятствием на пути французского капитала
в Россию остается недостаточно благоприятный
инвестиционный климат в стране. Кроме
того, французские фирмы стремятся
к получению полного контроля
над предприятиями прямого
Глава 3. Проблемы и пути улучшения сотрудничества между Россией и Францией на современном этапе
3.1. Проблемы в области торговых отношений. Вступление России в ВТО
Эйфорические ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО [10], как:
(1) общесистемные требования к
изменению условий
(2) механизмы защиты российских производителей;
(3)
неоднородность развития
(4)
обязательства, принятые
Нерешенность этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.
Общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности.
Проблема изменения законодательной и нормативной базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой - принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности.
Основной
проблемой для России могут стать
требования стран-членов ВТО о ликвидации
действующих механизмов субсидий. Промышленные
субсидии, позволяющие существенно
влиять на условия конкуренции на
рынках промышленной продукции, остаются
одним из узловых моментов регулирования
торгово-экономических