Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:27, курс лекций
Вопрос 1. Международная экономика как составная часть общей теории рыночной экономики
Международная экономика - часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и финансирования и формирования международной экономической политики.
Вопрос 3. Развитие теорий международной торговли
Допущения классических теорий |
Что, если |
Какой теорией объясняется |
Авторы | ||||||||||
1. Существует только один фактор производства — труд
|
Факторов производства больше
|
Теория соотношения факторов производства |
Хекшер — Один | ||||||||||
2. Существуют только две страны, только два товара и только два фактора производства |
Стран и товаров больше, чем два |
Теория сравнительных преимуществ, распространенная на большее количество стран и товаров |
Рикардо — Саму-эльсон | ||||||||||
|
Факторов больше, чем два |
Теория соотношения факторов производства, распространенная на большее количество факторов |
Хекшер — Олин | ||||||||||
3. Различий в наде- ленности стран факторами производства не существует |
Обеспеченность стран факторами производства неодинакова |
Теория соотношения факторов производства, распространенная на большее количество факторов |
Хекшер — Олин | ||||||||||
4. Технология одинакова в разных странах
|
Страны используют различную технологию |
Теория соотношения факторов производства, если технология рассматривается как фактор производства |
Хекшер — Олин | ||||||||||
Технология изменяется с течением времени
|
Теория технологического разрыва |
Познер (1961 г.) | |||||||||||
Теория жизненного цикла товара |
Верной (1966 г.) 1 1 | ||||||||||||
5. В обеих странах товар 1 является трудоемким, а товар 2 — капиталоемким |
Один И тот же товар является трудоемким в трудо-насыщенной стране, но капиталоемким в капиталона-сыщенной стране |
Теория реверса факторов производства |
Минхас (1962 г,), | Болл (1966 г.) | ||||||||||
6. Отсутствует эффект масштаба — увеличение в обеих странах затрат факторов производства на определенную величину ведет к росту производства товаров на эту же величину |
Имеет место эффект масштаба, в результате которого рост затрат факторов на определенную величину приводит к большему росту производства |
Модель эффекта масштаба применительно к международной торговле |
Кэмп (1964 г.), Кругман (1979 г.) | ||||||||||
7. Полной специализации каждой из стран на производстве определенного товара не существует |
Каждая страна специализируется на производстве товара, по которому она имеет относительное преимущество |
Теория сравнительных преимуществ |
Смит, Рикардо | ||||||||||
|
|
Клеточная диаграмма выравнивания цен на факторы производства |
Эджуорт | ||||||||||
8. Вкусы и предпочтения потребителей в обеих странах одинаковы |
Вкусы и предпочтения различны, но не настолько, чтобы отбить всякую охоту к взаимной торговле |
Теория соотношения факторов производства |
Хекшер — Олин | ||||||||||
|
Вкусы и предпочтения сильно различаются |
Теория реверса спроса |
| ||||||||||
9. Существует совершенная конкуренция на рынке обоих товаров и на рынке обоих факторов производства, то есть факторы производства используются оптимально |
Конкуренция несовершенная, существуют монополии |
Теория внутриотраслевой торговли |
Баласса | ||||||||||
10. Факторы производства обладают абсолютной внутренней мобильностью, то есть могут без ограничения перемещаться между различными отраслями, но не между странами |
Один из факторов является специфическим для конкретной отрасли и не может передвигаться между отраслями |
Теория специфических факторов |
Самуэльсон — Джонс | ||||||||||
Факторы могут передвигаться между странами |
Теорема выравнивания цен на фак- торы производства |
Хекшер — Олин — Самуэль- сон
| |||||||||||
И , Транспортных издержек, тарифов, квот и дру- гих препятствии на пути мировой торговли не су- ществует |
Транспортные издержки, тарифы и квоты су- ществуют |
Теория соотношения факторов производства с учетом транспортной и иных составляю- щих |
Хекшер — Олин •
| ||||||||||
12. Все факторы производства в обеих странах использу- ются полностью, и наделенность страны некоторой комбинацией ресурсов рассмат-
ривается как раз и навсегда данное |
Ресурсы, и особенно трудовые ресурсы, используются неполностью, существует безрабо- тица |
Теория соотношения факторов производства приме- нительно к развитым странам, кро- ме случаев экономического спада
|
Хекшер — Олин
| ||||||||||
13. Международная торговля между двумя странами сбалансирована |
Торговля несбалансирована, и страна вынуждена импортировать некоторую часть товаров, по которым у нее есть сравнительное преимущество, из-за рубежа |
Теория соотношения факторов производства, поскольку торговый дисбаланс обычно не составляет су- щественной доли внп |
Хекшер — Олин | | ||||||||||
14. Издержки производства остаются постоянными, а их снижение уве- личивает спрос на товар |
Издержки производства растут |
Стандартная модель международ- ной торговли |
Эджуорт, Хэберлер | ||||||||||
15. Цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого . |
Цена зависит от совокупного спроса на товар |
Теория взаимного спроса |
Милль, Маршалл | ||||||||||
16. Внешняя торговля не влияет на распределение доходов внутри страны, колебания цен и заработной платы отсутствуют
|
|
Внешняя торговля оказывает влияние на распределение доходов внутри страны
|
Теория соотношения факторов производства |
Хекшер — Олин | |||||||||
Теория специфических факторов |
Самуэльсон — Джонс | ||||||||||||
Теорема роста цен факторов производства |
Столпер— Самуэльсон | ||||||||||||
Теорема воздействия роста факторов на производство в отраслях |
Рыбчинский |
Тема 7. Внешнеторговая политика
Вопрос 1. Квотирование
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент.
Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Вопрос 2. Добровольные экспортные ограничения
С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).
В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДЭО составляет величину Q, то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам. Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара
Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина, очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше формально не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000 г.
Вопрос 3. Экспортные субсидии. Демпинг. Экономические санкции.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.)
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН. Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую Вопрос 4. Аргументы за и против протекционизма
Нами были рассмотрены экономические последствия применения лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики. На практике их используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.
Несмотря на то что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной стороны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление часто приносит свои пдоды, тем более что и самому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.
С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сторонники, так и противники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке и поэтому требуют особого рассмотрения.
Аргументы в пользу протекционизма
Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.
Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 4.6 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и. следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затратыгосударства на субсидию — область (а + Ь) = (Ь + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область 6, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (Ь + е).
Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.
Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.
Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.
Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.
Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внеш-I неторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).
Информация о работе Становление и структура международной экономики