Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:27, курс лекций
Вопрос 1. Международная экономика как составная часть общей теории рыночной экономики
Международная экономика - часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и финансирования и формирования международной экономической политики.
Тема 11. Международная экономическая интеграция
Вопрос 1. Предпосылки интеграции
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Предпосылки интеграции следующие:
• Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами,. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.
• Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке.
Общность экономических и иных проблем,
стоящих перед странами в области развития
финансирования, регулирования экономики,
политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция
призвана решить набор конкретных
проблем, которые реально стоят
перед интегрирующимися странами.
Очевидно поэтому, что, например,
страны, главная проблема
которых — создание основ рыночной
экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых
развитость рынка достигла такого уровня,
что требует введения общей валюты.
Вопрос 2. Цели интеграции
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи.
• Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.
Вопрос 3. Этапы интеграции
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики.
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.
Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции - политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами над государственным органам.
Если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран — как участвующих, так и не участвующих в интеграции — повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухудшится, а стран-участниц либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.
Наиболее развитой интеграционной группировкой в мире является Европейский союз (ЕС). С момента своего образования ЕС прошел все основные этапы интеграционного процесса и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствования экономического союза. В рамках 15 стран ЕС обеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов производства, проводится единая внешнеторговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта и некоторых других областях. По мере развития валютной интеграции страны ЕС намерены перейти к единой валюте и единому центральному европейскому банку. Для управления ЕС созданы межгосударственные представительные, исполнительный и судебные органы, наделенные некоторыми наднациональными полномочиями по принятию решений от лица ЕС в целом.
Тема 12. Международная валютно-финансовая система
Вопрос 1. Вальюно-финансовая система международной экономики
Международная валютно-финансовая система - закрепленная в международных соглашениях форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
Валютно-финансовая система является необходимым звеном, позволяющим развиваться международной торговле товарами, финансовыми инструментами и движению факторов производства. Она состоит из двух групп элементов. Валютными элементами системы являются национальные валюты, условия их взаимной конвертируемости и обращения, валютный паритет, валютный курс и национальные и международные механизмы его регулирования. Финансовыми элементами системы являются международные финансовые рынки и механизмы торговли конкретными финансовыми инструментами — валютой, ценными бумагами, кредитами. Самостоятельным элементом международной финансовой системы выступают международные расчеты, обслуживающие движение как товаров и факторов производства, так и финансовых инструментов.
Валюта — любой товар, способный выполнять денежную функцию средства обмена на международной арене, в узком — наличная часть денежной массы, циркулирующая из рук в руки в форме денежных банкнот и монет.
Национальная валюта — законное платежное средство на территории выпускающих ее стран (доллар в США, рубль в России, угия в Мавритании).
Иностранная валюта — платежное средство других стран, законно или незаконно используемое на территории данной страны (доллары в России, рубли на Украине, марки в Латвии).
Резервная валюта — валюта(ы), в которой(ых) страны держат свои ликвидные международные резервные активы, используемые для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса..
Свободно используемая валюта — валюта, которая широко используется для осуществления платежей по международным сделкам и активно продается и покупается на главных валютных рынках. Это более узкое понятие, характеризующее степень конвертируемости валюты.
Твердая валюта — валюта, которая характеризуется
стабильным валютным курсом,
движения которого следуют в основном
фундаментальным макроэкономическим
закономерностям. Нередко
понятие твердой
валюты используется как
синоним конвертируемой валюты.
Вопрос 2. Конвертируемость валюты
Конвертируемость валюты — способность резидентов и нерезидентов свободно, без всяких ограничений, обменивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными и финансовыми активами.
Конвертируемость по текущим операциям — отсутствие ограничений на платежи и трансферты по текущим международным операциям, связанным с торговлей товарами, услугами, межгосударственными переводами доходов и трансфертов. Такие ограничения могут иметь многочисленные конкретные формы. Например, авансирование импортных платежей означает законодательно установленное требование к импортеру депонировать, обычно в национальной валюте, определенную часть предстоящего платежа по импортной сделке в национальном центральном или коммерческом банке до того, как контракт по этой сделке подписан. Это является условием получения импортером необходимой валюты из банка для оплаты импорта и увеличивает стоимость этой валюты по сравнению с ее прямой покупкой на свободном валютном рынке.
Конвертируемость по капитальным операциям — отсутствие ограничений на платежи и трансферты по международным операциям, связанным с движением капитала, таким как прямые и портфельные инвестиции, кредиты и капитальные гранты. Наиболее типичные формы таких ограничений — ограничение объектов прямых иностранных инвестиций отдельными отраслями, требование об обязательной репатриации прибыли национальными компаниями, инвестирующими за рубеж, требование сдавать или продавать иностранную валюту, полученную из-за рубежа, запрет на покупку резидентами иностранных ценных бумаг, ограничения на предоставление кредитов иностранцам и пр.
Полная конвертируемость — отсутствие какого бы то ни было контроля и каких-либо ограничений и по текущим, и по капитальным операциям. Полная конвертируемость предполагает также отсутствие ограничений на экспорт или импорт товаров и услуг, которые могут повлиять на их цену. Незначительные процедурные элементы регулирования внешней торговли, не искажающие существенно мировые цены, считаются приемлемыми для того, чтобы признать валюту полностью конвертируемой.
Информация о работе Становление и структура международной экономики