Ведение переговоров в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:20, лекция

Описание

Классификация переговоров основывается на выделении различных целей участников:
Переговоры о продлении действующих соглашений;
Переговоры о нормализации; Проводится с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному диалогу. Допускается наличие 3-й стороны;
Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счёт другой стороны;
Переговоры о создании новых условий; Целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений;
Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы. Выяснение позиций. Отвлечение внимания. Демонстрация миролюбия;

Работа состоит из  1 файл

Ведение переговоров в условиях кризиса.docx

— 41.94 Кб (Скачать документ)

Ведение переговоров в условиях кризиса

Юрий  Сергеевич Калякин 

07.02.2011

Тема 1: Общая характеристика переговорного процесса

Классификации, функции и виды.

Переговоры – древний, универсальный способ человеческого общения. Переговоры помогают решить проблему там, где другие методы неэффективны.

Существуют 3 способа ведения переговоров:

  • Мягкие
  • Жёсткие
  • Методом принципиальных переговоров
Мягкий  метод Жесткий метод Принципиальный  метод
Участники – друзья 
 

Цель: согласие 
 

Ради сохранения отношений можно идти на уступки. 

Необходимо быть мягким по отношению к людям и  их проблеме. 
 

Доверяйте окружающим. 
 
 

Легко меняйте  свою позицию. 
 

Предлагайте.

Не скрывайте  свои мысли. 
 
 

Будьте готовы смириться с потерями ради достижения цели. 
 

Ищите единственный вариант устаивающий другую сторону. 
 

Стремитесь к  согласию. 
 

Пытайтесь избежать столкновения характеров. 

Поддавайтесь  давлению.

Участники –  соперники 
 

Цель: победа 
 

Уступки необходимые  условия для нормальных отношений. 

Необходимо быть жёстким по отношению к людям и их проблеме. 
 

Не доверяйте  людям. 
 
 

Жёстко отстаивайте  свою позицию. 
 

Угрожайте.

Скрывайте мысли. 
 
 

Рассматривайте  свою выгоду как единственное условие  для достижения цели 

Ищите единственный вариант устаивающий только вас. 
 

Настаивайте на своём. 
 

Стремитесь победить столкновения характеров. 

Оказывайте давление.

Участники решаю  проблему вместе 

Цель: взаимовыгодный результат 

Отделяйте людей от проблемы. 
 

Необходимо быть мягким по отношению к людям, но жёстким  по отношению к проблеме. 

Продолжайте переговоры независимо от степени доверия. 

Концентрируйтесь  на интересах, а не на позициях. 

Анализируйте  интересы.

Старайтесь вести  беседу, не затрагивая ваших слабых мест. 

Изобретайте взаимовыгодные варианты. 
 

Рассматривайте  различные варианты решений, выбор  сделаете позже. 

Настаивайте на использовании  объективных критериев.

Попытайтесь получить результат независимо от личных качеств.

Уступайте доводам, а не давлению.

 

Классификация переговоров основывается на выделении  различных целей участников:

  1. Переговоры о продлении действующих соглашений;
  2. Переговоры о нормализации; Проводится с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному диалогу. Допускается наличие 3-й стороны;
  3. Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счёт другой стороны;
  4. Переговоры о создании новых условий; Целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений;
  5. Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы. Выяснение позиций. Отвлечение внимания. Демонстрация миролюбия;

Функции переговоров:

  1. Информационная;
  2. Коммуникативная;
  3. Регуляция и координация действий;
  4. Функция контроля;
  5. Отвлечение внимания;
  6. Функция пропаганды (пиар одной из сторон);
  7. Функция проволочек (тянут время)

Существуют 3 типа совместных решений участников переговоров:

  1. Компромисс (срединное решение);
  2. Ассиметричное решение (относительный компромисс);
  3. Нахождение принципиально нового решения путём сотрудничества.

Любой метод переговоров можно оценить  по 3-м критериям:

  1. Переговоры должны привести к разумному соглашению, если такое возможно;
  2. Переговоры должны быть эффективными;
  3. Переговоры должны улучшить и не испортить существующие отношения между сторонами.

Переговоры  оказываются более успешными  если:

  1. Предмет конфликта четко определён;
  2. Стороны избегают использовать угрозы по отношению друг друга;
  3. Участники стараются отойти от рассмотрения конфликта, как ситуации с нулевой суммой;
  4. Отношения сторон не сводится только к урегулированию конфликта, а охватывают многие области, где интересы сторон совпадают;
  5. Ставки участников не слишком высоки;
  6. Силы сторон примерно равны;

Подготовка  к переговорам

2 вида подготовки:

Организационные моменты подготовки:

  • формирование делегации;
  • определение места и времени встречи
  • повестка дня вашего заседания

Содержательная  сторона подготовки к переговорам:

  • анализ проблемы и н интересов;
  • формирование общих интересов;
  • необходимо выработать концепцию переговорам (в отличие от позиции, концепция менее изменчива т.е. статична);
  • выбрать проверенную и объективную аргументацию.

Для повышения  эффективности ведения переговорам возможны следующие действия:

  • Проведение правовой или экономической или иной другой экспертизы;
  • Составление балансовых листов (типа SWOT);
  • Проведение группового обсуждения отдельных вопросов («мозговой штурм»);
  • Экспертный опрос (Дельфы);
  • Использование компьютерной техники для имитационного моделирования.

Основные  этапы проведения переговоров:

  1. Уточнение концепций, позиций участников;
  2. Обоснование и обсуждение своих взглядов и предложений;
  3. Согласование позиций и выработка договорённостей:
    1. Согласование общей формулы;
    2. Согласование деталей.
  4. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договорённостей

     Переговоры  можно считать удавшимися, если обе стороны высокими оценивают их итоги

     Также показателем успешности переговоров  является степень решения проблемы.

     Выполнение  обеими сторонами взятых на себя обязательств и договорённостей является также показателем успешности переговоров.

После завершения переговоров необходимо провести анализ:

  1. Что способствовало успеху переговоров?
  2. Какие возникали трудности и как они преодолевались?
  3. Что не учтено при подготовке к переговорам и почему?
  4. Каково было поведение оппонента на переговорах?
  5. Какой опыт ведения переговоров можно использовать?

Психологические механизмы переговорного процесса

Выделяют  следующие механизмы:

  • Согласование целей интересов
  • Стремление к взаимному доверию сторон
  • Обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон

Согласование  целей интересов более эффективно если:

  • Обе стороны настроены на решение проблемы;
  • Хорошие или нейтральные межличностные отношения оппонентов;
  • Уважительное отношение к оппоненту;
  • Открытые позиции предъявление чётких индивидуальных целей;
  • Способность к корректировке своих целей;
  • Стремление к взаимному доверию сторон.

Технология  ведения переговоров – это совокупность действий, предпринимаемых сторонами в ходе переговоров и принципов их реализации. Включает в себя способность подачи позиции принципы и тактические приёмы взаимодействия с оппонентами.

Способы подачи позиции:

  • открытие позиции;
  • закрытие позиции;
  • подчёркивание общности в позициях;
  • подчёркивание различий в позициях.

Для конструктивного  взаимодействия  с оппонентом в  ходе переговоров могут быть рекомендованы  следующие принципы:

  • Не применять первым приёмы, вызывающие конфронтацию;
  • Внимательно выслушивать оппонента, стараясь его не перебивать;
  • Пассивность на переговорах говорит о плохой проработки позиции, её слабости, нежелании вести переговоры;
  • Не убеждать партнёра в ошибочности его ;
  • При согласии партнёра пойти на уступки не следует это воспринимать как проявление его слабости;

Рекомендации  по ведению переговоров, когда позиции  оппонента сильнее ваших (Дитрих Рубин):

  1. Апелляция к принципу (правовым нормам, принципа справедливости, равенства);
  2. Апелляция к длительному (историческим отношениям);
  3. Апелляция кбудущим отношениям с оппонентам (выгодность сотрудничества в дальнейшем)

Обращение к  общественному мнению

Обращение к  посреднику

08.02.2011

Тактические приемы на переговорах.

1. Уход (связан с закрытием позиции). Примером может служить просьба отложить вопрос.

2. Затяжка. Применяется в тех случаях, когда какая-либо из сторон по каким либо предложениям пытается затянуть переговоры. Представляет серию разл. уходов.

3. Выжидание. Выражается в стремление участника сначала выслушать мнение оппонента, чтобы затем, отталкиваясь от полученной информации сформулировать свою позицию.

4. Выражение согласия, чтобы подчеркнуть общность.

5. Выражение несогласия.

6. Солями – очень медленное приоткрывание своей позиции. Смысл в том, чтобы затянуть переговоры.

7. Пакетирование – состоит в том, что несколько вопросов предлагается к рассмотрению в виде пакета, к обсуждению подлежит комплекс вопросов, а не отдельные.

8. Выдвижение требований в последнюю минуту.

9. Постепенное  повышение сложности. Применяется  при совместном анализе проблемы.

10. Разделение  проблемы на отдельные составляющие. 

Тактические приемы, которые применяются  на опред. этапах переговоров:

1. Этап  уточнения позиции:

  • завышение требований. Суть: включить свою позицию в более сильные пункты, чтобы потом постепенно сдавать свои позиции;
  • расстановка ложных акцентов собственной позиции. Суть: продемонстрировать заинтересованность в каком-то вопросе, хотя он второстепенный;
  • отмалчивание. состоит в создании неопределенности на 1 этапе переговоров;
  • блеф. Дача заведомо ложной информации.

2. Этап  обсуждения позиции:

  • указание на слабые стороны оппозиции оппонента.

    Варианты:

    • указание на недостаточность полномочий,
    • указание на нервозность, возбужденное состояние,
    • в) указание на отсутствие альтернативных вариантов,
    • г) указание на внутреннюю противоречивость высказываний,
    • д) отрицательные оценки действий без аргументаций.
    • упреждающая аргументация. Задается вопрос, который обнажает несостоятельность позиции оппонента.
    • искажение позиции оппонента. Формулирование позиции оппонента в более выгодном для вас свете.
    • угроза и давление на оппонента, с целью добиться у ступок от него. Могут быть реализованы в след. формах:
    • предупреждения о последствиях, неприятных для оппонента;
    • указание на возможность прерывания переговоров;
    • демонстрация силы, выдвижение экстремальных требований, предъявление ультиматума.
    • поиск общей зоны решения. Поиск обшей зоны решения.

Информация о работе Ведение переговоров в условиях кризиса