Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:00, контрольная работа
Внешнеполитические ресурсы России - потенциал страны, который используется для достижения внешнеполитических целей. Внешнеполитические ресурсы могут быть материальными (территориальными, экономические, военные), так и нематериальными (морально-психологические, идеологические, информационные), а также включать в себя те элементы государственного устройства, политического режима, территориальной организации власти, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и осуществление внешней политики страны.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ
«ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1991 ГОДА»
М О С К В А 2011
Внешнеполитические ресурсы России - потенциал страны, который используется для достижения внешнеполитических целей. Внешнеполитические ресурсы могут быть материальными (территориальными, экономические, военные), так и нематериальными (морально-психологические, идеологические, информационные), а также включать в себя те элементы государственного устройства, политического режима, территориальной организации власти, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и осуществление внешней политики страны.
Ресурсы, которыми можно пользоваться в течение длительного времени и которые есть у страны, но нет у большинства других, называются стратегическими: численность населения России и его размещение, интеллектуальные ресурсы России, технологические ресурсы России, минеральные ресурсы России, земельные ресурсы России.
По размерам территории (17,1 млн. км2) Россия занимает первое место в мире, намного обгоняя другие страны: Китай (9,3 млн. км2), Канаду и США (примерно 9,2 млн. км2) Австралию (7,6 млн. км2). Большая часть территории России (46%) покрыта лесами, 19% занимают оленьи пастбища – северные тундры, 13% находятся сельскохозяйственные земли (пашни, пастбища). Россия обладает самыми большими в мире площадями естественных экосистем, не измененных или очень мало измененных деятельностью человека (44% территории страны, в основном лесные ландшафты).
Территориально-географические ресурсы понесли огромный урон после распада Советского Союза. В результате отпадения территорий, на которых образовались новые государства, Россия оказалась отодвинутой от Западной Европы, регионов Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии. Сузились возможности выхода в Черное, Средиземное и Балтийское моря. Вместе с тем мы по прежнему остаемся евро-азиатской державой, чье территориальное присутствие на обоих континентах достаточно весомо.
Распад СССР оборвал транспортные потоки на наиболее перспективных направлениях. Транспортные коридоры, ведущие на Запад, на выходе оказались под контролем Украины, Белоруссии, Стран Балтии. Транзитные пути на южном направлении наталкиваются на границы независимых Грузии, Туркмении, Азербайджана. В результате Россия оказалась географически развернутой по линии Северо-Запад – Восток- стала менее привлекательной в качестве транзитного пространства для мировой экономики. Наиболее перспективен и наименее затратен авиационный транзит через территорию России. Открытие кроссполярного авиационного сообщения в 2000 году уже предусматривало наличие спроса на эти маршруты, особенно со стороны европейцев.
Демографические ресурсы относятся к числу особо пострадавших после распада Советского Союза. На 1990 год численность населения СССР составляла 288,6 млн. чел. Компенсаторную функцию сыграла миграция из бывших союзных республик.
По состоянию на начало 2001 года общая численность населения России (по оценке Госкомстата РФ) составила 144,9 млн. человек (с начала 2000 года уменьшилось на 678,1 тыс.человек). Численность экономически активного населения составила, по оценке, 72,4 млн.человек, или около 50,0% от общей численности населения страны. По прогнозам ООН к 2015 году при сохранении существующей тенденции отрицательных темпов роста населения РФ (-0,3% в год) в 2015 году численность населения в России составит 133,3 млн.человек. Плотность населения в России сильно различается: в Сибири и на Дальнем Востоке она одна из самых низких в мире – менее 1 человека на 1 км2,с другой стороны в центральном районе она довольно высока – более 100 человек на 1 км2, что в два с половиной раза больше среднемирового показателя. Отрицательному демографическому росту населения России способствует старение населения (старше 65 лет – 12% населения).
На внешнюю политику России после 1991 года начинает активно влиять фактор этноконфессиального состава населения. Присутствие в России христианско- православной и исламской культурно-религиозных традиций в 90 –е годы проявились прежде всего в политико-идеологической дискуссии, основным моментом которой стала идентификация внешнеполитических действий с той или иной из этих традиций.
Важно не только количество населения, но и его “качество” – грамотность, уровень образования. По степени грамотности она относится к числу наиболее передовых и не уступает ни одной стране мира: 99,8% жителей старше 9 лет умеют читать и писать. Даже во многих государствах Западной Европы этот показатель заметно ниже (в 1990 году в Италии – 97%, Испании – 95%, Португалии – менее 90%). В России 20% взрослого населения имеют среднеспециальное, более 13% - высшее образование (взрослым в статистике считается человек старше 15 лет), есть высококвалифицированные специалисты практически по любой отрасли.
Основной интеллектуальный стратегический ресурс России – наука. В годы экономического кризиса (90-е годы) интеллектуальные и научные ресурсы России оказались под угрозой. Все меньше денег государство выделяет школам и учителям, институтам и ученым. Так, во второй половине 90-х годов расходы на науку сократились в 10 раз (средств выделяется в 30 раз меньше, чем в США). В результате закрылись многие исследовательские центры, прекратились эксперименты, ученые, в первую очередь молодые, стали уезжать за рубеж. Из-за этого снижается количество научных исследований и их качество. Так, доля разработок мирового и более высокого уровня в 90-х годах снизилась до 25 и 7% соответственно. Однако человеческие и интеллектуальные ресурсы России не утрачены и продолжают оставаться ее главным достоянием.
Одним из важнейших ресурсов любой страны являются ее запасы полезных ископаемых. Все запасы минерального сырья делятся на две большие группы: разведанные запасы (на долю России приходится более 35% мировых запасов газа, 32% железа, 31% никеля, 27% олова, 21% кобальта, 14% урана, 13% нефти, а апатитов даже 65%; по запасам угля и золота занимает 3 место в мире; входит в первую десятку государств, наиболее богатых медью, титаном, магнием) и прогнозные запасы (на ее долю приходится около 60% мировых прогнозных запасов газа, более 30% угля, около 20% нефти). Однако старые, давно разрабатываемые месторождения постепенно истощаются, а на открытие и обустройство новых не хватает денег. Геологическая разведка территории после 1991 года года резко сократилась, и превращение прогнозных запасов в разведанные происходит очень медленно.
Военные ресурсы. Россия по-прежнему ведущая ядерная держава.
Социально- психологические и идеологические ресурсы российской внешней политики пребывают в угнетенном состоянии. С начала 90-х годов у российского общества отсутствуют консолидированные критерии оценки внешнеполитических событий. Тяжесть внутреннего положения не способствует росту интереса граждан к международным проблемам. Утратив старую идеологию, после распада Советского Союза, Россия не создала новых долгосрочных мировоззреческих ориентиров и, помимо солидарности с общечеловеческими ценностями, не может предложить какую-либо новую идею.
К идеологическим ресурсам относятся информационно- пропагандистские. Россия выступает в большей степени выступает объектом, чем субъектом интенсивного информационного воздействия. Методы и организация распространения информации вовне не только не продвинулись со времен СССР, но и скорее деградировали. К тому же в начале 1990 годов был упущен момент чрезвычайного интереса к России. В российских печатных и электронных СМИ существенно снизилась доля материалов по международной тематики.
Институционально - дипломатические ресурсы могут быть оценены достаточно высоко. Россия располагает внешнеполитическим ведомством, вполне сопоставимым по количественным параметрам и профессиональному уровню с ведомствами крупных развитых государств. При распаде СССР России удалось сеть советстских заграничных учреждений по всему миру: РФ стала полноправным участником большинства ведущих мировых и региональных организаций, форумов, многосторонних институтов. Российский МИД в начале 90-х годов уловил тенденцию к субрегиональному сотрудничеству, и наша страна стала участником фактически всех крупных субрегиональных инициатив по периметру ее границ.
С научным обеспечением в значительной степени связана стратегическая культура российского внешнеполитического сообщества. Эта культура базируется на рудиментарной советсткой политической культуре с ее акцентированием военных опасностей, осознанием кратко- и среднесрочных угроз и игнорированием долгосрочных вызовов невоенного характера.
России предстоит осуществить поиск своей международной идентичности, понимаемой как совокупность внешнеполитических ресурсов, интересов и представлений о путях их реализации. На данный момент внешнеполитическую идентичность России можно сформулировать следующим образом: Россия- ведущая региональная держава евро- азиатского пространства, обладающая значительными возможностями глобального влияния на мировую систему, в первую очередь за счет наличия ядерного и институционального факторов. Нынешнее состояние внешнеполитического актива позволяет России обеспечивать интересы выживания и влиять на некоторые мировые процессы стратегического характера.
Информация о работе Внешнеполитические ресурсы Российской Федерации после 1991 года