Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как имидж, неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков, и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет
Введение…………………………………………………………………………...3
Развитие и сущность понятия «имиджа». ………………………………..5
1.1 Имидж делового человека и пути его формирования……………………..12
2. Анализ имиджа менеджера на примере руководителя ХК «Домоцентр» Кулигина Т.В……………………………………………………………………..25
2.1 Характеристика холдинговой компании «Домоцентр»……………………………………………………………………..25
2.2 Описание методов исследования…………………………………………...30
2.3 Анализ имиджа руководителя…………………………..…………………..36
3 Рекомендации по формированию имиджа руководителя………………...51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы………………………………………………………………56
Приложение ……………………………………………………………………...58
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1 Имидж делового человека и пути его формирования……………………..12
2. Анализ имиджа менеджера на
примере руководителя ХК «Домоцентр»
Кулигина Т.В…………………………………………………………………….
2.1 Характеристика
холдинговой компании «Домоцентр»…………………………………………………
2.2 Описание
методов исследования…………………………………………..
2.3 Анализ имиджа
руководителя…………………………..………………
3 Рекомендации по формированию имиджа руководителя………………...51
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как имидж, неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков, и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.
Предметом исследования нашей работы являются факторы, - определяющие формирование имиджа руководителя.
Объектом исследования является имидж руководителя.
Гипотеза. Если же руководитель предприятия
в своей работе достигает должного
уровня, а его имидж отвечает всем
канонам и требованиям
В курсовой
работе мы поставили следующие цели:
1. Изучить и проанализировать процесс
возникновения, становления и развития
имиджа.
2. Показать, из каких компонентов формируется имидж делового человека и в чем их сущность.
В связи с этим необходимо решить
следующие задачи:
1. Изучить литературу по истории развития
понятия «имидж».
2. Классифицировать информацию по теоретическим
и практическим аспектам.
3. Выявить и сформулировать наиболее важные
компоненты, составляющие имидж делового
человека; раскрыть их сущность.
4. Предложить типичные
В ходе работы будут использованы метод экспертной оценки и метод сбора информации (анализ документов).
Термин «имидж» получил
– это вид, внешность, фигура, портрет,
писаное лицо… и он связан со временем».
До сих пор в литературе термин "имидж" не имеет четких границ своей интерпретации. На этот счет, сколько авторов - столько и мнений.
В отечественной литературе чаще всего встречается определение имиджа как "искусственно сформированный образ чего-либо - фирмы, политика, предпринимателя, товара. В определенной мере имидж близок понятию "социальный стереотип", правда, стереотип чаще формируется стихийно. В западной же литературе чаще встречается понятие имиджа персоны, либо имиджа фирмы, как "образ в глазах отдельных людей и общества в целом".
Ниже приведены некоторые
Почепцов Г. Г. определяет имидж как: публичное "Я" человека; наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности [1].
Шепель В. Н. отождествляет имидж с визуальной привлекательностью личности. "Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатию людей, благодаря искусству самопрезентации" [2].
Кошмаров А. Ю. отождествляет имидж и репутацию, определяет имидж, как экспрессивную выразительную сторону образа [3].
Кабардинская И.С. Имидж можно определить как относительно устойчивое представление о каком-либо объекте [4].
Ольшевский А. С., Ольшевская А. С. говорят о том, что "имидж сегодня есть у каждого предприятия или значимой персоны, причем вне зависимости от желания и может формироваться не только целенаправленно, но и стихийно (как чаще всего и происходит)" [5].
Тарасов В.К. "Имидж - это совокупность признаков, по которым мы судим о том, что собой представляет вещь, явление или человек" [6].
Тесакова Н. "имидж - область идентичности, позволяющая отличить "физиономию" одной компании от другой" [7].
Маркин В. Н. пишет: "Имидж - это не маска, не приукрашивание своего профессионального облика, а возможность передать информацию о себе, о своих истинных устоях, идеалах, планах, деяниях" [8].
Перелыгина Е. Б. Символический образ субъекта, создаваемым в процессе субъект-субъектного взаимодействия [9].
Феофанов О. Отображение воспринимаемого явления, при котором ракурс восприятия умышленно смещается, акцентируется восприятие определенных сторон явления [10].
Рябикина З.И. Имидж - продолжение личности. Способ ее бытия (аутентичного/неаутентичного) в глазах других. Имидж детерминирован личностью, и имидж детерминирует личность, как и другие объективные феномены, которые она порождает и которые затем ее обуславливают [11].
Нет смысла перечислять все варианты интерпретации понятия "имидж" в отечественной литературе. Стоит отметить лишь основные недостатки, порождающие мифическое существование данной категории.
В приведенных выше определениях нет четкого разграничения между объектом и субъектом изучения. Онтологический и гносеологический уровень знания перемешены еще на стадии формирования понятия. Не определена сущность имиджа: толи это процесс, толи абстрактная форма, то ли сам объект. Такое обращение с понятием нетерпимо в науке.
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы». [12]
Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.
Американская
«профессиональный навык сам по себе не
обеспечит вам работы или повышение по
службе. Для этого нужно располагать к
себе людей, с которыми работаешь, то есть
необходимо создать нужный имидж. Считается,
что люди судят о нас по внешнему впечатлению,
которое мы производим в течение первых
пяти секунд разговора. Именно такие качества
личности, как внешность, голос, умение
вести диалог, могут сыграть решающую
роль и в вашей карьере, и во всей жизни».
В России понятие «имидж» появилось сравнительно
недавно, при этом происходило слепое
копирование западных алгоритмов решения
данного вопроса.
Одним из первых, кто ввел понятие «имидж»
в отечественную литературу был О.Феофанов.
В своей работе «США: реклама и общество»,
появившейся в 1974 г., он рассматривает
имидж как основное средство психологического
воздействия рекламодателя на потребителя.
Другими авторами, чьи работы посвящались
этой же теме, имидж тоже рассматривался
как средство манипулирования массовым
сознанием. Позже в отечественной науке
такое направление формируется как новая
отрасль – имиджелогия.
Имидж можно трактовать как одну
из форм социальной регуляции и саморегуляции
человеческого поведения: индивидуального
и группового.
Поведение человека регулируется не только
социальным, но и биологическими и психологическими
механизмами; все они взаимодействуют
между собой и проникают друг в друга.
Так как к механизмам социальной регуляции
относятся социальные нормы, ценности,
институты, организации, то и имидж можно
отнести к одному из таких механизмов.
Для того чтобы лучше представить
особенности имиджа как социального
регулятора, необходимо построить теоретическую
модель имиджа, которая
«представляет собой определенную структуру,
отражающую внутренние, существенные
отношения реальности».[13]
Создать такую модель, – значит
представить имидж в виде идеального
объекта, не тождественного объекту
эмпирического исследования, обладающего
сложной структурой и состоящего
из совокупности взаимосвязанных элементов
– частных объектов.
Исследователи имиджа определяют его
как набор определенных качеств, которые
ассоциируют с определенной индивидуальностью,
и различают следующие его составляющие
(см. Схема 1):
Схема 1. Составляющие имиджа
К персональным характеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер– харизмой.
Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д.
Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.
Наряду с данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще три возможных подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстуальный, сопоставительный (см. Схема 2).[14]
Схема 2. Подходы к изучению имиджа
Функциональный подход включает следующие
варианты имиджа исходя из разного
типа функционирования:
- зеркальный – это имидж, свойственный
нашему представлению о себе. Мы как бы
смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы
же мы. Обычно этот вариант имиджа более
положительный, ибо психологически мы
всегда выдвигаем не первое место позитив.
Его минус – минимальный учет мнения со
стороны;
- текущий – характерен для
взгляда со стороны.
- желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;
- корпоративный – это имидж
организации в целом, а не
каких-то отдельных
- отрицательный – это имидж,
создаваемый оппонентом, соперником,
врагом, т.е. вариант сознательно
конструируемый, а не возникающий
спонтанно. При запуске
В контекстуальном подходе имидж классифицируется по способам применения, в котором он функционирует (имидж бизнесмена, государственного служащего, политика, педагога и т.п.).
Сопоставительный подход заключается
в сравнении имиджевых
При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса (см. Схема 3):[14]
Схема 3. Компоненты формирования имиджа
1) природные качества:
- коммуникабельность;
- эмпатичность (способность к сопереживанию);
- рефлексивность (способность понять другого);
- красноречивость (способность воздействовать словом);
2) качества, привитые образованием и воспитанием:
- нравственные ценности;
- психологическое здоровье;
- набор технологий общения;
3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.
В заключение в рассуждениях об имидже
хочется сказать, что он всегда и во все
времена играл и играет в жизни людей огромную
роль.
Несмотря на то, что сам термин «имидж»
возник в начале ХХ в., забота о впечатляющем
образе (имидже) была присуща и таким известным
историческим фигурам, как: Ярослав Мудрый,
Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и
т.д.
1.1 Имидж делового человека и пути его формирования
ХХ век, в связи с развитием
средств массовой информации (в частности
телевидения), называют веком сотворения,
сознательного конструирования
того
(имиджа), что нужно публике. За многими
громкими именами стоят конкретные
«создатели» (имижджмейкеры). Они создавали
облик кумира, отбирали его тип автомобиля,
подбирали тон костюмов, шлифовали его
лексикон и т.п
Информация о работе Формирование имиджа личности, секретов ее личного обаяния в деловом общении