Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:25, лекция
Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.
Общие свойства отдельных видов искусства и их историческое развитие изучает искусствоведение, которое разделяется на литературоведение, искусствознание (теория и история живописи, скульптуры, архитектуры), музыковедение, киноведение и т. д. Конкретные произведения искусства познает и оценивает художественная критика. Эстетика, обобщая знания, полученные этими науками, дает понимание общих законов развития искусства.
1. Искусство как общественное явление. Понимание природы искусства и его восприятия не объясняет нам, почему искусство выражает те или иные чувства, характеры, взгляды людей, почему в классовом обществе оно носит классовый характер, исторически изменяется, каковы законы исторического развития искусства. Для выяснения этих вопросов сначала нужно рассмотреть связь искусства и общества. Знание этих причин и законов вытекает из понимания связи искусства и общества. Искусство связано с различными сторонами жизни общества не прямо, а через его взаимодействие, с одной стороны, с художниками, создающими произведения искусства, и, с другой стороны, с публикой — с людьми, воспринимающими и оценивающими художественные произведения.
Рассматривая вопрос о влиянии общества на искусство, следует учесть, что художник, как и каждый человек, зависит от господствующих общественных отношений, уровня производительных сил и разделения труда. Развитие общества приводит к разделению труда между людьми, в частности к появлению профессиональных художников, специально занятых только творческой деятельностью, созданием произведений искусства.
Большое влияние на художников, особенно на цели, мотивы, стимулы творчества, оказывает их социально-экономическое положение в обществе, например материальные условия жизни, оплата продуктов творчества — произведений искусства, наличие или отсутствие свободы творчества, художественных организаций и т. п.
В обществе, чтобы жить и творить, иметь средства для творчества, художник вынужден про давать созданные произведения искусства, свой талант. Произведения искусства становятся товаром. Художник не может сам рекламировать, распространять, издавать, продавать свой «товар» — произведения искусства. Он продает его предпринимателям в искусстве: владельцам выставочных залов, издателям, собственникам театров, киностудий, т. е. крупным собственникам. Поэтому многие художники оказываются вынужденными создавать произведения искусства, соответствующие интересам этих предпринимателей в искусстве и публике, подчинять свои личные интересы интересам определенных классов.
Общественное бытие, материальные условия жизни и деятельности художников формируют у них чувства, интересы, взгляды, сходные с теми социальными группами, с которыми художник общается, от которых он зависит материально и духовно. В процессе воспитания, образования, общения с людьми, искусством и т. п. на художников воздействует и общественное сознание. Общественная потребность в искусстве становится важным стимулом художественного творчества. Потребность в искусстве, интерес людей к искусству проявляются в том, что они посещают музеи, концерты, театры и кинотеатры и т. п., тем самым оплачивают труд художника, давая ему средства для существования и творчества. Поэтому художники во многом зависят и от людей, воспринимающих искусство, т. е. от публики, от ее чувств, вкусов, взглядов, воспитания и образования, следовательно, от различных групп и классов общества. Тем самым общество формирует духовный мир художников: их чувства, принципы и цели творчества, мироощущение и мировоззрение.
Понимание связи личных и общественных потребностей и интересов людей способствует раскрытию влияния общества на искусство. Личные интересы, мотивы, цели творчества художника оказываются связанными с интересами классов. К этим интересам относятся не только экономические, политические, нравственные или религиозные, но и эстетические интересы. Реакционные классы всегда были заинтересованы в таком искусстве, которое способствовало бы их возвеличиванию и духовному порабощению масс трудящихся. Так, один из представителей эстетики просвещения, Ж.-Б. Дюбуа, писал: «Во все времена владыки народов прибегали к помощи картин и статуй, чтобы внушить своим подданным те или иные чувства, как религиозные, так и политические».
Общественные интересы оказывают прямое влияние на художников, их личные интересы и мотивы творчества. Такими мотивами могут быть не только переживания, настроения, убеждения, мировоззрение художников, но и социальный заказ по созданию произведений искусства со стороны государства, партий, представителей различных классов общества, спрос на художественную продукцию и т. п. Эта обусловленность творчества художников обществом определяет классовый характер искусства, его идейную направленность.
Таким образом, общество влияет на художников, на их положение в обществе, духовный мир и процесс творчества. Через это воздействие общество влияет на искусство и его развитие.
Однако искусство связано не только с художниками, но и с публикой — с людьми, которые воспринимают, понимают и оценивают искусство. Искусство как составная часть культуры общества, созданной человеком, обратно воздействует на людей, на сознание публики, а через это воздействие на все другие стороны жизни общества, на производство, науку, религию, политику, нравственность. В этом воздействии искусства на общество, т. е. в процессе его функционирования, осуществляется общественное назначение искусства.
Художественные произведения, воспринятые людьми, оказывают воздействие на их духовный мир, на все стороны общественного сознания: искусство способствует формированию не только эстетического сознания, но и нравственного, политического, правового, атеистического. А через это воздействие искусство влияет и на практическую деятельность людей, на создание материальных и духовных ценностей, на преобразование природы и общества.
Общество может приблизить искусство к человеку: способствует распространению художественных произведений посредством деятельности учреждений культуры (библиотек, музеев, выставок, театров и кинотеатров), тиражирования и репродуцирования произведений искусства, использует для этого средства массовой коммуникации и информации.
На функционирование искусства влияют также мораль, общественное мнение, обычаи, традиции, художественная критика, реклама, спрос и предложение произведений искусства и т. п. Поэтому искусство по-разному функционирует в различных общественно-экономических формациях, в различных группах и классах общества. Но в любом случае искусство оказывает на общество свое положительное (прогрессивное искусство) или отрицательное (реакционное искусство) воздействие.
Особенно большое влияние искусство оказывает на формирование эстетического сознания. Искусство развивает эстетическое сознание людей, воздействуя тем самым на действительность. Влияние эстетического сознания проявляется в результатах человеческого труда — в виде красоты продуктов производства, красоты орудий труда и предметов быта, всей среды обитания человека, прекрасного в обществе.
Пробелы в эстетическом воспитании человека в обществе, неразвитость эстетического сознания человека в силу недостаточного общения с искусством отрицательно сказываются, на отношениях человека к жизненным ситуациям. Отсутствие высоких художественных интересов влияет и на быт людей, например на формы проведения досуга, на использование свободного от производственной деятельности времени.
Таким образом, искусство оказывается связанным с обществом: общество оказывает воздействие на искусство (посредством влияния на художников), а искусство на общество (через восприятие художественных произведений публикой).
Понимание связи искусства и общества позволяет раскрыть социальные функции искусства, его роль в жизни общества, в воспитании людей. К основным функциям искусства можно отнести следующие.
Коммуникативная функция. Выражая чувства, интересы, взгляды людей на мир, их идеалы, мироощущение и мировоззрение, искусство оказывается важным средством внеличностного (косвенного) общения между людьми, средством коммуникации — расширения связей, контактов, отношений между людьми, в том числе между художниками и публикой.
Познавательная (образовательная) функция. Отражая действительность, искусство способствует расширению знаний людей о мире, а также самосознанию — пониманию своего духовного мира, своих чувств, интересов, взглядов, своего места в обществе.
Идейно-воспитательная функция. Выражая общественную психологию, искусство становится одним из важных средств формирования мироощущения людей, их классовых интересов и идеалов, политического, нравственного сознания.
Эстетическая функция. Искусство формирует эстетические чувства, вкусы, интересы, идеалы, потребность в красоте и искусстве, способность воспринимать действительность эстетически — как прекрасное или безобраз- ное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое и т. п. Искусство приносит людям радость, эстетическое наслаждение. Вместе с тем служит и средством украшения интерьера помещений, стен зданий, является средством культурного отдыха.
Культурная функция. Под влиянием искусства происходит рост знаний, совершенствование человека, формирование его новых представлений о мире, что способствует подъему его культурного уровня.
Творческая (созидательно-преобразующая) функция. Искусство выступает одним из факторов формирования творческой активности людей, стимулирует творческие способности, творческое воображение людей в различных сферах деятельности: в труде, в познании мира, в художественном творчестве. Искусство пробуждает в людях художников.
Понимание функций искусства, его роли в жизни общества позволяет видеть, что искусство способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, а следовательно, прекрасного и возвышенного человека.
2. Самобытное и профессиональное искусство. В первобытном обществе художники создавали произведения искусства параллельно с трудовой деятельностью, например охотой, скотоводством и т. д. Первобытное искусство отражало самое, важное в то время для жизни человека — животных, на которых люди охотились, людей (например, первобытные «венеры», процесс охоты и т. д.
Возникновение классового общества приводит к появлению профессиональных художников, к отделению художественного творчества от производственной, трудовой деятельности. Представители же народа — сказители, скоморохи, безымянные художники (скульпторы, музыканты и т. д.) — создавали произведения искусства, составившие фольклорное искусство.
Историческое развитие искусства в классовом обществе предстало как развитие профессионального и само- деятельного искусства. Самодеятельное искусство было искусством народа, оно выражало чаяния народа и было предназначено для народа Но и профессиональное прогрессивное искусство по своему значению является народным, хотя оно веками оставалось недоступным огромным массам трудящихся, лишенных образования, грамотности, условий для общения с этим искусством.
Проявляется народность в прогрессивном искусстве весьма разнообразно. Народным искусство является в силу своего общественного назначения — оно возникло как важнейшее средство выражения духовного мира людей, передачи из поколения в поколение положительных, общечеловеческих чувств, идеалов и должно поэтому способствовать развитию народа, объединять чувства, мыс- ли и волю масс, поднимать их на борьбу.
Соответствие художественной формы демократическому содержанию также очень важная характеристика народности в искусстве.
Народность искусства проявляется и в том, что оно отражает жизнь народа, проникает в самую толщу жизни народных масс, выражает их интересы, их психологию, общественные, в том числе и эстетические, идеалы. передает национальную самобытность, неповторимость каждого народа.
Искусство отражает жизнь общества, в том числе и эксплуататорских классов, с позиций прогрессивных групп и классов общества, «глазами» самого народа, его лучших представителей. А это порождает интернациональный характер прогрессивного, особенно социалистического, искусства.
Для прогрессивного профессионального искусства характерны также связь с художественным творчеством народных масс, развитие традиций самодеятельного искусства. Искусство народных масс обогащает профессиональное искусство.
Народность искусства в классовом обществе неразрывно связана с его классовым характером. Искусство несет людям идеологию не в виде политических программ партий или философских, экономических и других теорий, а в художественных образах. При этом выражение тех или иных сторон идеологии" в различных видах искусств' имеет свою специфику.
Например, архитектура, живопись, скульптура, танец музыка не могут излагать идеи, взгляды, классовые интересы в словесном выражении, тем не менее и эти виды искусства несут людям идеологическую оценку действительности.
Литература же способна более широко и глубоко изобразить различные стороны жизни общества. В классовом обществе искусство отражает действительность, жизнь общества с позиций определенных социальных групп, выражает их общественную психологию и идеологию в художественных образах.
Художник, как уже говорилось, выражает свою оценку действительности, свое отношение к жизни через определенную «точку зрения», например через безымянного повествователя или персонажа литературного произведения. В произведении искусства художник передает специфику восприятия, понимания и оценки действительности, отраженной в художественных образах, определен- ной группой, классом общества, «глазами» которого художник оценивает действительность.
3. Закономерности исторического развития искусства. Метод, направление и стиль в искусстве. Понимание взаимосвязи искусства и общества позволяет раскрыть закономерности его исторического развития, объяснить поступательный, прогрессивный характер развития искусства.
В процессе создания произведений искусства художники руководствуются (сознательно или неосознанно) определенным методом творчества. Процесс художественного творчества опирается на социальные, в том числе эстетические чувства, вкусы и идеалы, художников, в соответствии с которыми они вырабатывают принципы творчества (познания действительности, отбора и обобщения фактов жизни, идеализации или типизации и т. д.), а также способы, пути, приемы создания произведений искусства.
Совокупность этих относительно устойчивых принципов отражения, способов, путей, приемов создания произведений искусства, присущих художникам в конкретный исторический период развития общества, составляет метод художественного творчества. В основе метода художественного творчества лежат определенное мироощущение и мировоззрение художников и соответствующие эстетические представления и идеалы. Историческое развитие художественного творчества предстает как возникновение, развитие, изменение различных методов художественного творчества.