Эстетика как философская наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:25, лекция

Описание

Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций по эстетике.doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)

Еще в начале века теоретики художественной культуры объявили дегуманизацию одной из главных особенностей искусства модернизма, одной из основных задач творчества художника. Испанский теоретик ис- куссгва и философ Ортега-и-Гассет не только констатировал факт обесчеловечивания произведений нового искусства, но и рассматривал дегуманизацию как основную задачу современных ему художников, как воплощение их социально-эстетических идеалов.

Наиболее полно и очевидно тенденция дегуманизации проявилась в абстракционизме, возникшем в 1910 году и ставшем одним из господствующих направлений современного искусства. Основоположником абстракционизма признается русский художник Кандинский, живший и работавший преимущественно за границей.

Почва для появления абстракционизма была уже подготовлена кубистами и футуристами, нарушившими принцип соответствия содержания и формы художественного произведения предметам и явлениям действительной жизни. Абстракционизм довел до конца начатое кубизмом и футуризмом разрушение формы и содержания произведений искусства.

Своеобразный мост от философии к искусству абстракционизма перекинул все тот же Гуссерль постановкой и идеалистическим разрешением вопроса о соотношении предметов реального мира с сознанием человека. Мыслитель считал, что его учение об интуиции открывает кратчайший путь к невиданному научному прогрессу, плодотворное поле для творческой деятельности, основанной на интуиции. По этому пути и пошел Кандинский, освободившись от всех предрассудков материалистического понимания явлений действительности и признания способности сознания к отражению этих явлений. Исключив из сферы своего сознания окружающий человека материально-предметный мир, он целиком сосредоточил свое внимание на нематериальных исканиях жаждущей души. В поисках новых средств выражения он пошел чисто интуитивным путем, провозгласив необходимость отказа от связи искусства с действительностью и объявил целью творчества самовыражение художника.

В 1913 году в рамках абстрактного искусства возник супрематизм (от французского — господство, превосходство). Инициатором этого течения был наш соотечественник художник Малевич. Супрематисты объявили своей задачей выражение превосходства чистого чувства, воплощенного – ради сохранения его чистоты – без помощи какого бы то ни было обращения к внешнему миру, исключительно с помощью плоскостных геометрических фигур ("Черный квадрат на белом фоне" Малевича).

После первой мировой войны одним из первых послевоенных на- правлений модернизма стал сюрреализм, получивший свое теоретической оформление в манифесте 1924 года. Инициаторами сюрреализма были молодые писатели, поэты, художники (Бретон, Арагон, Элюар, Кокто). Философской основой сюрреализма послужили все те же учения Шопенгауэра и Бергсона.

Было объявлено, что сюрреализм преобразует весь мир, не прибегая к социальной революции. Социальной борьбе противопоставлялась "сюрреалистическая революция" — "революция умов". Сюрреалисты призывали произвести революционное изменение в человеческих представлениях и восприятиях. Для этого, утверждали они, нужно только отказаться от разума и традиционной логики, от привычного восприятия вещей, от абсурдного разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений, о всех основах построения человеческого общества.

У Бергсона сюрреалисты заимствовали точку зрения на искусство как на средство массового гипноза. Нашли они опору и в положении мыслителя о том, что в искусстве заключается "более прямое, более непосредственное видение реальности; и именно потому, что художник менее думает о том, чтобы утилизировать свое восприятие, он и воспринимает большее количество вещей". Последняя мысль этого высказывания оказалась воплощена в творчестве сюрреалистов буквально: в бессмысленном, алогичном сочетании в их произведениях массы не связанных друг с другом явлений, предметов, деталей.

Но сюрреалисты не нашли в учении Бергсона стройной системы, которая могла бы служить психологической основой художественного творчества и помочь им в создании конкретных иррационалистических творческих приемов. Необходимую для их творчества психологическую базу сюрреалисты нашли в трудах Фрейда.

Подобно Фрейду сюрреалисты рассматривали художественное творчество как своего рода убежище для личности, которая испытывает от- вращение к действительности. Восприняли они и фрейдистский тезис об отсутствии четкой грани между психической нормой и патологией, что привело их к признанию сумасшествия состоянием, наиболее перспективным для художественного творчества, поскольку при этом человек освобождается от контроля разума. Погрузившись в глубины бессознательного, сюрреалисты стали создавать алогичные и необъяснимые произведения.

Перегружая свое искусство сценами жестокости и насилия, сюрреалисты следовали идее Фрейда о том, что каждый человек в своем индивидуальном развитии воспроизводит все стадии развития человечества – начиная от животного мира и кончая современной цивилизацией, --  а потому непременно бывает кровожаден и агрессивен. Созерцание картин жестокости должно дать выход подавляемым инстинктам, способствуя очищению человеческих душ.

В начале 1950-х годов во французском театральном искусстве заявило о себе новое направление, получившее широкую известность как искусство абсурда. Его основоположниками явились драматурги Ионеску и Беккет. Название довольно точно определяет сущность этого течения модернизма, выражая основной творческий прием и мировоззрение драматургов, работающих в этом стиле. Создаваемый ими средствами искусства мир абсурда не является адекватным отражением реального мира с его объективными закономерностями. И в то же время мир искусства абсурда не совсем фантастичен, не полностью вымышлен: в деталях он натуралистически копирует действительность. Однако эти детали объединяются произвольно, вне органических законов, образуя реально зримый на сцене кошмарный мир хаоса, мир абсурда.

Культ абсурда и ломка формы художественных произведений, охватившие в 50-х годах изобразительное искусство и театр вызвали к жизни новую концепцию "явлений и реакций". Согласно ей реалистической искусство не обладает общезначимостью ввиду отсутствия единой для всех объективной реальности; реальность дана лишь в форме "явлений", которые вызывают те или иные субъективные "реакции" человека: удивление, смех, возмущение и тому подобное. Замена понятия предметности искусства понятием его вещности позволит художнику освободиться от бесплодных попыток отобразить предмет как некую сущность и перейти к изображению вещей как форм, вызывающих у людей определенные эмоциональные состояния.

Эта теория нашла воплощение в поп-арте, оп-арте, самоуничтожающемся искусстве, боди-арте, динамическом направлении, кибернетическом искусстве. Модернизм раздробился на множество течений и явлений, чтобы собрать которые понадобилась новая концепция — концепция постмодернизма.

Проблема постмодернизма как целостного феномена современного искусства была поставлена на повестку дня уже в 80-х годах западными теоретиками, пытавшимися объединить в единое целое разрозненные явления культуры последних десятилетий. Чтобы объединить многочисленные "постмодернизмы" в одно большое течение, нужно было найти единую методологическую основу и единообразные средства анализа.

Проблема постмодернизма поставила перед исследователями целый ряд вопросов, и самый главный из них — а существует ли сам феномен постмодернизма? Не очередная ли это фикция, результат искусственного теоретического построения, бытующего скорее в воображении некоторых теоретиков искусства, нежели в реальности современного художественного процесса? Тесно связан с ним и другой вопрос, возникающий тут же, как только на первый дается положительный ответ: а чем, собственно постмодернизм отличается от модернизма, которому он обязан помимо всего и своим названием? В каком смысле он действительно "пост" — в чисто временном или еще и в качественном отношении? Все эти вопросы и составляют суть тех дискуссий, которые весьма активно ведутся в настоящее время как сторонниками, так и противниками постмодернизма.

ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Тема 10)

1. Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности. Причиной появления эстетически ценных объектов выступает общественно-историческая, прежде всего производственная, практика людей. В результате разнообразной трудовой деятельности сначала стихийно, а потом все более сознательно создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, формируется эстетическое сознание.

Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены археологами при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека. Этот вывод подтверждается и исследованием жизни некоторых современных народов, оставшихся на уровне материальной и духовной культуры, сходной с периодом верхнего палеолита.

Почему у первобытного человека зарождается эстетическое чувство, как способность воспринимать и наслаждаться красотой? Откуда у него возникает потребность затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта, добывание пищи и улучшение условий своего существования, но и на художественное оформление, украшение своей предметной среды, создание произведений искусства?

Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом процессе их изготовления, в их технологии и назначении.

Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе разнообразной производственной практики формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства. Постоянно повторяющийся процесс создания и употребления орудий труда и предметов быта, имеющих симметрию, пропорции частей, ритм элементов, т. е. особую форму, соответствующую содержанию и назначению, постепенно привел человека к пониманию целесообразности, полезности этой формы. На основе этого в его сознании возникает чувственно-наглядное представление о наиболее совершенном предмете.

Создавая новые предметы, человек сравнивал их с этим представлением. Совпадение созданного предмета с представлением о его совершенстве порождало у человека особое переживание — духовное удовольствие и наслаждение. Такой предмет приобретал новую общественную функцию — не только лучше выполнять свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворять человека; он стал эстетической ценностью, красивым. Человек получил новую способность не просто видеть предметы, но и в процессе восприятия отличать красивые предметы от некрасивых, чувствовать красоту. У него сформировался чувствующий красоту формы глаз, зародилось, возникло эстетическое чувство.

Одновременно с формированием эстетического чувства складывается эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает эстетическое отношение к этим предметам, направляет человека на сознательное изготовление предметов, удовлетворяющих не только его материальные, но и духовные, эстетические потребности. Но для того чтобы создать красивые предметы, нужно знать, что делает их таковыми. Эстетические интересы людей становятся стимулом познания красоты. Общественная потребность в создании совершенных орудий труда и предметов быта привела к превращению производственной деятельности в эстетическую деятельность, направленную как на создание красивых предметов, так и на совершенствование человека. Создавая красивые предметы, человек одновременно совершенствует, развивает точность руки, остроту глаза, внимательность и наблюдательность, творческое воображение.

2. Структура эстетического сознания. Общественное сознание людей существует в различных формах и имеет различные уровни. Эстетическое сознание— одна из форм общественного сознания, отражающая явления действительности в эстетических чувствах и представлениях, вкусах и идеалах, взглядах и теориях. Эстетические чувства, представления, вкусы, идеалы и по- вседневные взгляды входят в обыденное сознание людей, а эстетические теории относятся к научному сознанию и идеологии.

Далеко не всякое восприятие является эстетическим. Восприятие становится эстетическим, чувствующим красоту предмета, когда оно соответствует представлению о красоте предметов определенного вида, возникающему н сознании человека в процессе практики, и связано с мышлением. Совпадение восприятия красивого предмета с представлением и пониманием его красоты приводит к духовному наслаждению. Это единство восприятия и переживания образует эстетическое чувство, например, чувство прекрасного, возвышенного и т. д. В эстетическом чувстве человек отражает не только красоту предметов, созданных людьми, но и прекрасное в природе и обществе.

Однако человек, у которого в практике общения с произведениями искусства сформировалась способность к эстетическому чувству, воспринимая те или иные явления действительности, может испытать духовное неудовольствие или отвращение. Человек на практике убеждается в том, что такое переживание возникает от восприятия некрасивого или безобразного. Тем самым на основе осознания своих переживаний человек приобретает способность отличать красивое от некрасивого, прекрасное от безобразного. Эта способность к эстетической оценке явлений действительности выступает как эстетический вкус человека. Следовательно, эстетические вкусы людей — это оценка действительности в соответствии с их эстетическими чувствами, потребностями и интересами, — оценка, связанная с их мировоззрением. Эстетические вкусы зависят от практики, от степени общения с произведениями искусства и другими эстетическими ценностями, а поэтому оказываются исторически преходящими, изменчивыми, относительными.

Частью эстетического сознания является представление о прекрасном и возвышенном человеке. Это представление, связанное с мировоззрением, составляет эстетический идеал человека, класса, общества. Эстетические идеалы общества «материализуются» в произведениях искусства, в присущих им художественных образах. Они связаны с политическими, нравственными идеалами людей и являются частью общественных идеалов.

Эстетическое сознание включает в себя взгляды на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в обществе, понимание красоты созданных людьми предметов, произведений искусства и явлений природы. Теоретическое объяснение эстетических явлений действительности и искусства дается в понятиях, категориях эстетики.

Информация о работе Эстетика как философская наука