Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:25, лекция
Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.
Отношение художника к действительности выражается в искусстве опосредствованно, через так называемую точку зрения. «Точка зрения» в искусстве — это показ жизни не от лица самого художника, а через какого-то, обычно безымянного, повествователя (в литературе), наблюдателя (в кино) и т. д. «Точка зрения» в искусстве проявляется разнообразно: во-первых, в пространственном положении повествователя или наблюдателя по отношению к изображенному в произведении искусства. Повествователь, например, в литературном произведении всегда находится в каком- то определенном месте описываемого им действия или события, является как бы их очевидцем.
Во-вторых, «точка зрения» проявляется во временном перемещении повествователя или наблюдателя. Так, повествователь литературного произведения может мгновенно переместиться во времени: присутствовать при давно прошедшем, видеть этапы развития событий, которые удалены друг от друга во времени на многие годы.
В-третьих, «точка зрения» в произведении искусства выступает в форме оценки изображенного и выраженного.
«Точку зрения» повествователя или наблюдателя на изображенные события и т. д. нельзя ни отождествлять с позицией автора, ни отрывать их друг от друга.
Таким образом, искусству присущи различные свойства: изобразительность и выразительность, тема, «точка зрения» и идейная направленность, пронизывающая все стороны созданного художественного образа. За этими свойствами скрывается и их определяет единство содержания и формы.
Художественный образ включает выразительные изображения, например, людей (в живописи, графике, скульптуре); мотивы (в музыке); выразительные предложения (фразы) повествователя или персонажей (в литературе); мизансцены — выразительное расположение и действия персонажей в определенной обстановке (в театре) и т. д. Из этих элементов складывается содержание художественного образа. Будучи взаимосвязаны, они выступают как целое, как единство содержания и формы. При этом форма есть внутренняя организация содержания, структура художественного образа, включающая разнообразные связи: композицию, симметрию, ритм и т. д. Композиция предполагает определенный порядок во взаимном расположении частей относительно друг друга, который, проявляется в виде композиционных схем. В живописи и скульптуре, например, имеются пирамидальные или диагональные схемы; в музыке — период, двухчастная и трехчастная форма, рондо, сонатная форма и т. д.; в литературе, театре и кино (особенно в драме) — различные сочетания составных частей сюжета: экспозиции, завязки, кульминации и развязки; в кино — параллельный, последовательный монтаж и монтаж «вперебивку» и т. д. Композиционные схемы подчинены содержанию, способствуют выражению различных чувств, состояний духовного мира людей.
Композиция связана с симметрией и ритмом. Медленный или быстрый ритм элементов позволяет передать спокойное или возбужденное состояние людей, медленное или динамичное протекание событий и т. п. Однако искусству чужды механическая (зеркальная) симметрия и ритм. Художественный образ предполагает контрасты. Контрасты цвета, движений, внешнего облика, речи, духовного мира персонажей и т. д. позволяют выделить самостоятельное значение каждого элемента, части художественного произведения и выразить главное.
Эти контрасты не разрушают целостности художественного образа. Они упорядочены. Упорядоченность их выступает как гармония. В живописи, например, гармония проявляется в колорите — объединении, сочетании, созвучии цвета всех элементов (изображенных предметов, людей и т. д.). В музыке объединение звуков в созвучия (аккорды) и стройная их последовательность также выступают как гармония. Соразмерное сочетание изображения, цвета и звука в «планах» кино — это тоже гармония кинофильма в целом.
Целостность, внутренняя законченность, завершенность художественного образа как особого отражения действительности достигаются единством его содержания и художественной формы. Соответствие художественной формы содержанию выступает одним из основных признаков художественности и принципов оценки произведений искусства. Однако произведение искусства включает в себя не только художественный образ, но и его материальную основу, материал. В качестве материальных элементов выступают: пятна и линии красок (в живописи и графике), выпуклые и вогнутые поверхности на камне, металле и т. д. (в скульптуре), звуки различного тона, высоты и длительности (в музыке), слова (в литературе). Вне определенной связи материальные элементы еще не являются художественными. Только соединение этих элементов в процессе творчества превращает их в составные части художественного образа. Лишь в сочетании с другими элементами они приобретают новое, художественное значение, проявляющееся, например, в таких свойствах, как выразительность и изобразительность.
Материальные элементы произведений искусства имеют и качественную и количественную характеристику. Например, в качественном отношении без прочности строительных материалов не может существовать архитектурное сооружение. И сама эта прочность влияет на величину, размеры архитектурного сооружения.
Произведение искусства оказывается гармоничным единством материала и художественного образа. В силу этого оно выступает как эстетическая ценность. Из рассмотренного следует, что основным свойством искусства является отражение действительности в художественных образах, созданных и существующих в определенном материале. Искусство определяется как совокупность произведений творческой деятельности.
ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ (Тема 14)
Художник создает произведение искусства в результате эстетического освоения и творческого переосмысления действительности. Мысли, настроения и мировоззрение автора, воплощенные в нем, обращены к обществу и могут быть поняты другими людьми не иначе, как в процессе эстетического восприятия. Эстетическое восприятие произведений искусства (или художественное восприятие) есть особая форма творческой познавательной деятельности, характеризующаяся эмоциональным осмыслением художественного произведения посредством постижения специфического образного языка искусства и формированием определенного эстетического отношения, выражающегося в оценке.
Художественное произведение является продуктом духовно-практической деятельности и несет в себе определенную информацию, выраженную средствами данного вида искусства. В процессе восприятия человеком произведения искусства в сознании его на основе этой информации формируется своеобразная модель познаваемого предмета — «вторичный» образ. Одновременно возникает эстетическое чувство, определенное эмоциональное состояние. Произведение искусства может вызвать у человека чувство удовлетворения, наслаждения даже в том случае, когда изображаемые в нем события носят трагический характер или в нем действуют отрицательные персонажи.
Восприятие человеком, например, несправедливости или зла, изображенного художником, конечно, не может вызвать положительных эмоций, но сам способ художественного выражения отрицательных черт характера людей или действительности может породить чувство удовлетворения и даже восхищения. Это объясняется тем, что при восприятии произведения искусства мы способны оценить не только его содержательную сторону, но и сам способ организации этого содержания, достоинство художественной формы.
Художественное восприятие предполагает различные способы истолкования произведений искусства, различную их интерпретацию. Индивидуальное восприятие того или иного произведения у всех людей происходит по- разному, даже один и тот же человек, читая, например, литературное произведение несколько раз, получает от уже известного новые впечатления. Когда между произведением искусства и воспринимающей его публикой существует историческая дистанция, которая, как правило, сочетается с дистанцией эстетической, т. е., изменением системы эстетических требований, критериев оценки искусства, встает вопрос о необходимости правильного истолкования произведения искусства. Здесь речь идет об отношении целого поколения к памятнику культуры прошлого. Истолкование его в этом случае во многом зависит от того, как оно исполнено, прочитано современным нам художником (особенно в исполнительских видах искусства: музыке, хореографии, театре и др.).
При восприятии художественных произведений человек, как уже отмечалось, совершает определенную мыслительную деятельность. Структура произведения способствует направленности этой деятельности, ее упорядоченности, концентрации внимания на наиболее существенных и значимых сторонах содержания и таким образом оказывает значительное влияние на организацию процесса восприятия.
Любое творение художника отражает характерные для современной ему эпохи черты и противоречия реальной жизни, общественные настроения и тенденции. Образное отражение в искусстве типических событий и характеров делает художественное произведение особым средством познания действительности. Произведение искусства есть результат не только деятельности художника, но и влияния социальной среды, эпохи, народа — продукт исторического развития общества. Социальная природа искусства находит свое выражение не только в социальной обусловленности творческого процесса художника, его мировоззрения, но и в определяющем влиянии общественной жизни на характер восприятия и оценки произведений публикой. Искусство как продукт общественного развития играет значительную роль в формировании у человека способности к активному творческому освоению художественных ценностей. Тем не менее художественное произведение как объект восприятия далеко не единственный фактор, влияющий на способность освоения и осмысления искусства.
Эстетическое восприятие формируется под влиянием разнообразных условий, к числу которых относятся: индивидуальные особенности человеческой психики, установка на активное общение с искусством, общий культурный уровень и мировоззрение, эмоционально-эстетический опыт, национальные и классовые особенности. Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных факторов.
Духовные потребности, объективно возникающие на данном этапе исторического развития общества, находят свое выражение в общественных интересах, которые проявляются в социальной установке. Установка — это готовность воспринимать явления определенным образом, психологический настрой, создавшийся у человека в результате предшествующего, в данном случае эстетического, опыта. Установка есть та основа, на которой происходит истолкование, понимание художественного произведения. Внутренняя настроенность человека на определенный вид или жанр искусства, специфические особенности, присущие произведению, с которым ему предстоит познакомиться, в значительной мере будут способствовать правильности и полноценности его восприятия. В свою очередь и само восприятие формирует в человеке новое отношение к искусству, изменяет сложившуюся ранее установку, и, таким образом, здесь имеет место взаимное влияние установки и восприятия.
Другим важным моментом, детерминирующим характер эстетического восприятия искусства, является культурный уровень человека, который характеризуется способностью к объективной оценке действительности и искусства, умением объяснить художественное явление, умением выразить свое понимание этих явлений в форме эстетических суждений, широкой художественной образованностью. Повышение культурного уровня народа является одним из важнейших условий эстетического воспитания. Постоянное общение с искусством развивает у человека способность высказывать определенные суждения о нем, оценивать, сравнивать произведения различных эпох и народов, обосновывать свое мнение. Воспринимая художественные ценности, человек приобретает эмоциональный опыт, обогащает себя, повышает духовную культуру. Следовательно, восприятие и уровень подготовленности к нему оказывают взаимное влияние, стимулируют и активизируют друг друга.
Учет вышеуказанных факторов позволяет известным образом воздействовать на процесс восприятия произведений искусства, развивать в человеке способность к творческому, активному осмыслению искусства. Рассмотрим, чем характеризуется эта ступень восприятия и каким путем она достигается.
В результате взаимодействия человека с произведением искусства в сознании его, как уже отмечалось, формируется «вторичный» художественный образ, более или менее адекватный тому, который возникал в представлении художника при создании данного произведения и который зависит от степени и глубины проникновения воспринимающего субъекта в творческий замысел этого художника. Немаловажную роль здесь играет способность к ассоциативному мышлению — фантазия, воображение. Но целостное восприятие произведения как особого объекта возникает не сразу. На первой фазе происходит как бы «опознание» его жанра, творческой манеры автора. Здесь восприятие еще в известной мере пассивно, внимание сосредоточено на одной из черт, каком-либо фрагменте и не охватывает произведения в целом. Далее происходит более глубокое проникновение в структуру воспринимаемого произведения искусства, в выраженный в нем замысел автора, постижение системы образов, понимание основной идеи, которую художник стремился передать людям, а также тех закономерностей реальной жизни и тех противоречий, которые нашли отражение в произведении. На этой основе восприятие становится активным, сопровождается соответствующим эмоциональным состоянием. Эту ступень можно назвать «сотворчеством».
Процесс эстетического восприятия носит оценочный характер. Другими словами, осознание воспринятого произведения искусства и вызванных им чувств порождает его оценку. При оценке произведения искусства человек не только осознает, но и выражает в словах свое отношение к его содержанию и художественной форме; здесь имеет место синтез эмоционального и рационального моментов. Оценка художественного произведения — это сопоставление изображенного и выраженного в нем с определенными критериями, с эстетическим идеалом, сложившимся в сознании человека и той социальной среды, к которой он принадлежит.