Этика и этикет в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание

Этика социальной работы - учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравственно-этических нормах поведения специалистов по социальной работе. Этика социальной работы - специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании

Работа состоит из  1 файл

этика 1.docx

— 82.57 Кб (Скачать документ)
 

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

1.Этика социальной  работы…………………………………………………...4

1.2.Принципы этики социальной работы…………………………………….4

1.3Функции этики социальной работы………………………………………5

1.4 Основные стандарты этического поведения…………………………….6

1.5. Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам………...6 

2. Этикет в социальной работе………………………………………………..7 

2.1. Особенности делового этикета социального работника……………..16 

3. Взаимосвязь и взаимовлияние этики и этикета в социальной работе        ……………………………………………………………….…………………..27 
 

Заключение……………………………………………………………………31 

Список  литературы…………………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Переживаемый  российским обществом кризис характеризуется  обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием  экономики, но и крушением системы  ценностей, падением  нравственности. Среди вопросов, требующих безотлагательного  решения, важнейшим является вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, - стремление строить деловые и межличностные отношения высоком уровне и умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении деятельности профессионального социального работника с нормами этики.

   Однако  в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности  государства  и общества, когда  социальные работники были включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественных отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были формализованы, так как, это влияет на качество и эффективности оказания социальной помощи.[14]  

   Этика социальной работы - учение о морально-нравственных  основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности  к  функционированию  и созданию благоприятных условий для достижения этих целей,  нравственно-этических  нормах поведения специалистов  по социальной работе.  Этика социальной работы - специфическое проявление общей этики в социальном  обслуживании.[19]

   Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать  в соответствии с этическими нормами  существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам. [18] 

   Объект  исследования – этика  и этикет в социальной работе

   Предмет исследования – факторы необходимости изучать этику и этикет в социальной работе

   Цель  исследования – Изучить литературу по этике и этикету в социальной работе и обосновать важность этих знаний.

   Задачи  исследования

   1.Изучить литературу по этике и этикету в социальной работе

   2.Определить, что такое этика в социальной работе, принципы этики социальной работы и особенности общения социального работника

   3.Определить, что такое этикет в социальной работе и особенности делового этикета

   4.Найти  взаимосвязь этики и этикета  в социальной работе. 
 
 

1.ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   Этика социальной работы – относительно самостоятельный раздел этической  науки, изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, выясняет специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников, обосновывает особенности принципов этики социальной работы, раскрывает её функции, определяет специфику содержания категорий этики социальной работы. Она также изучает характер нравственной стороны профессиональной деятельности социального работника и нравственных отношений в сфере социального обслуживания населения.[20]

   Этика социальной работы, являясь неотъемлемой, но специфической частью философской  науки о роли нравственных начал  в социальной деятельности, имеет  большое значение для практики социальной работы, так как способность работников социальных служб действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предоставляемых клиентам. Этика социальной работы разрабатывает основы этикета социальных работников, представляющего совокупность принципов и правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и клиентами, между самими социальными работниками, а также между социальными работниками и служащими государственных и негосударственных управленческих структур.

   1.2.Принципы этики социальной работы

   Социальные  работники  служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:

   1. Каждый человек ценен своей  уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

   2. Каждый человек имеет право  на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.

   3. Каждое общество, независимо от  его формы, должно функционировать  так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.

   4. Социальные работники привержены  принципам социальной справедливости.

   5. Социальные  работники обязаны все свои  знания и навыки направлять на оказание   помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение    конфликтов между личностью и обществом.

        6. Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

     7. Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

   8. Социальные работники соблюдают  принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.

   9. Предполагается, что социальный  работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

   10. Социальные работники обычно  ожидают, что клиенты вместе  с ними принимают на себя  ответствен ность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.

   11. Социальная работа несовместима  с прямой или косвенной поддержкой  индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки  или другие действия, направленные  на угнетение людей.

   12. Социальные работники принимают  этически оправданные действия  и придерживаются их в соответствии с «Международными этическими стандартами социальных работников», принятыми их национальными организациями.[22] 

   1.3Функции  этики социальной  работы 

        • Оценочная
        • Регулятивная
        • Организационная
        • Управляющая
        • Мотивационная
        • Координирующая
        • Регламентирующая
        • Воспроизводственная
        • Воспитательная
        • Коммуникативная
        • Оптимизирующая
        • Стабилизирующая
        • Рационализирующая
        • Превентивная
        • Прогностическая
        • Разрешения противоречий
        • Информационная
        • Социальная
        • Социализирующая.[22]
 
 
 

   1.4.Основные стандарты этического поведения

   1) Стараться понять каждого отдельного клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги.

   2) Придерживаться и развивать ценности, знания и методологию профессии, воздерживаясь от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятельности.

   Признавать  профессиональные и личностные ограничения.

   3) Поощрять использование соответствующих знаний и навыков.

   4)Применять соответствующие методы для развития (утверждения) знаний.

   5)Вносить вклад в развитие политики и программ, направленных на улучшение жизни в обществе.

   6)Определять и описывать социальные потребности.

   7)Определять и описывать основу и природу индивидуальных, групповых, общинных, национальных и интернациональных социальных проблем.

   8)Определять  и описывать содержание профессии  социального работника.

   9)Выяснять, были ли публичные заявления и действия сделаны социальным работником от своего имени или он выступал в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства, организации или другой группы.[10] 

   1.5.Стандарты поведения социального работника

   по  отношению к клиентам

   1.Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

   2.Поддерживать  право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информацией относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника и к информации, касающейся его.

   3.Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов.

   Профессиональные  службы должны помогать всем клиентам в равной мере и принимать на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы, чтобы иметь свободу действий.

   4.Помогать  клиенту, индивиду, группе, общине, обществу  в самореализации и    максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей.    Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развитии их интересов.[17]

   Основные  стандарты этического поведения  на четыре группы (блока)

   Первая  направлена на регулирование этических  отношений между социальными  работниками и клиентами, реализацию определенной нормы поведения социального  работника по отношению к клиентам;

   Вторая  – на стандарты взаимоотношений  социального работника с агентами и организациями;

   Третья  – на стандарты поведения социального  работника в отношениях с  коллегами;

Информация о работе Этика и этикет в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние