Паралингвистические особенности невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, реферат

Описание

Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.

Работа состоит из  1 файл

Невербальные средства в деловой коммуникации.docx

— 24.99 Кб (Скачать документ)

Интонации пока мало изучены. Их многообразие и высокая  степень индивидуализации мешают составить  какую-либо «азбуку» интонаций. Очень  важно при этом учитывать, что  невербальная информация передается не одним каким-либо акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация об изменении эмоционального состояния говорящего находит отражение  в изменении тембра (спектра голоса) и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, тембра, ритма речевой фразы. 

В системе речевого общения можно выделить следующие  виды невербальной информации, передаваемые особенностями звукопроизношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-групповую, психологическую, пространственную, медицинскую, информацию о физических помехах. 

Восприятие эмоциональной  информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность восприятия таких эмоций, как гнев и страх, по сравнению с эмоциями радости. 

Для характеристики эмоциональной импрессивности, т.е. способности человека к восприятию эмоциональной информации, используется понятие «эмоциональный слух». Если фактический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, то эмоциональный слух — это способность  к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. Степень развитости эмоционального слуха коррелирует с эмпатией — постижением состояний другого человека в форме сопереживания. 

Словесные определения  эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — грубый и т.п. Важнейшей  особенностью эстетической информации является образность и метафоричность, использование не только акустических определений (звонкий — глухой, высокий  — низкий), но и зрительных (яркий  — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый — холодный) и даже вкусовых (сладкий, сочный). Слушатели способны наделить голос даже нравственными  категориями, например, назвав его «благородным». На основе исследований эстетической информации можно утверждать, что  слушающие приписывают обладателям  «красивой» речи не только выраженные интеллектуальные качества и позитивные личностные свойства (доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и деловые качества (компетентность, надежность, энергичность), а также хорошее состояние  здоровья. 

Эмоционально-эстетические характеристики речи особенно необходимы для представителей речевых профессий, поскольку многочисленная аудитория  радио и телевидения не только дает критическую оценку выступающим, но и формирует под их воздействием эстетические оценки собственной речи. 

Индивидуально-личностная акустическая информация является специфической  характеристикой каждого человека. Неповторимость голоса человека определяется присущими только ему особенностями  тембра, высоты, интонации, фонетики. Известно, что в средневековой Италии в  паспорте наряду с другими отличительными чертами человека отмечались свойства его голоса.Экспериментальные исследования свидетельствуют о высокой надежности распознавания знакомых людей на основе индивидуальных особенностей голоса: до 98% при прослушивании фраз длительностью 3—5 с. Узнавание сохраняется и  при инвертированном во времени  звучании, что говорит о большей  помехоустойчивости данного вида невербальной информации. Сейчас неповторимость голоса человека используется как средство автоматического опознавания личности, например, в банках для обеспечения  индивидуального доступа к сейфу  его владельца, в криминалистике при анализе правонарушений. 

Биофизическая информация характеризует половые, возрастные различия людей, а также  определенные конституционные особенности (рост, вес). В отличие от индивидуально-личностной информации она интерпретируется как  принадлежность человека к определенной типологической группе. 

Надежность определения  биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточно высока: для  пола — 98,4%, возраста — 82,4%, роста — 96,7%, веса — 87,2%. Точность узнавания  существенно зависит от возраста слушающих, которые лучше всего  определяют возраст говорящих, близкий  к их собственному. При этом молодые  слушатели склонны занижать возраст  тех, кто старше их. Дети допускают  более выраженные ошибки в определении  биофизических характеристик говорящих. Можно сказать, что восприятие информации во многом зависит от социального  опыта аудиторов. 

Медицинская информация отражает состояние здоровья говорящего и характеризуется терминами  «больной», «болезненный» голос. Они  указывают как на нарушение работы голосового аппарата, так и на общее  болезненное состояние организма. Опытные клиницисты успешно используют такую информацию в диагностических  целях. 

Информация о  помехах, сопровождающих процесс речи, также может быть важной для слушающего. Индифферентные, не связанные с говорящим  помехи, могут быть результатом, например, электроакустических шумов в  телефонной линии, а шумы в помещении, откуда ведется разговор, могут нести  определенную информацию о говорящем (местонахождение, наличие других людей  и т.п.). Этот вид информации имеет  особое значение в криминалистике. 

Пространственная  информация — это информация о  пространственном расположении говорящего по отношению к слушающему (справа — слева, впереди — сзади, удаление — приближение и т.п.). Интересным психологическим феноменом является так называемый эффект вечеринки. Он наблюдается в тех случаях, когда  рядом со слушающим находится  много говорящих; при этом слушающий  способен избирательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, одновременно подавляя (игнорируя) речь других людей. Интересно, что этот эффект направленного внимания проявляется  не только при бинауральном пространственном восприятии, но и при восприятии монофонических магнитофонных записей, разговоре по телефону, когда среди  одновременно звучащих голосов слушающий  может выделить один. 

Социально-психологическая  информация отражает национальные и  иерархически-статусные невербальные акустические особенности говорящего. Национальность проявляется в акценте, интонации речи. Не менее важную информацию несет диалект (местный  выговор). Интонация и фонетическая база чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными, даже при  овладении достаточным словарным  запасом, грамматикой и синтаксисом. Поэтому акцент, часто сохраняющийся  долгие годы, является надежным признаком  распознавания национальности говорящего. 

Психологическая информация охватывает широкий круг личностных характеристик. Попытки  диагностировать по голосу такие  психологические особенности говорящего, как воля, темперамент, общительность, интеллект, неискренность и др., предпринимались  неоднократно. Хотя полученные данные зачастую разноречивы вследствие сложности  процесса восприятия и понимания  человека человеком, удалось выявить  ряд свойств, наиболее «прозрачных» для оценок по голосу. К их числу  относятся эмоциональные и коммуникативные  личностные особенности. Особый интерес  представляет создание психологического образа говорящего человека на основе впечатлений от его речи. Этот «образ», возникающий у слушающего, носит  вероятностный характер. Тем не менее  он играет существенную роль в процессе межличностного взаимодействия, являясь  визитной карточкой партнера. 

Таким образом, смысл высказывания в значительной степени зависит от того, какая  интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки  влияют на смысл высказывания, сигнализируют  об эмоциях, состоянии человека, его  отношении к коммуникативному процессу.

Информация о работе Паралингвистические особенности невербальной коммуникации