Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:52, реферат
В современном обществе число людей, посещающих разные страны, велико и все время растет, происходит сближение обычаев, нравов и этикетов. Практически все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми. Здесь рассмотрим деловые беседы, переговоры и споры, а также телефонную коммуникацию как особый вид речевого общения. Регулятивное деловое общение выступает формой реализации совместной социально значимой деятельности людей в политической, правовой и моральной сферах жизни общества.
Введение 3
Общие сведения о правилах речевого общения 4
Заключение 12
Список литературы 13
Содержание
Введение 3
Общие сведения о правилах речевого общения 4
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Деловое общение имеет исторический характер, на различных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение. В практике деловых отношений есть масса стандартных ситуаций, для которых вырабатываются формы и правила поведения. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в любой сфере производства и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия. Большое значение здесь имеет логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Культура - это код, который несет каждое общество, каждый народ. Деловая культура предполагает развитие отношений в среде бизнеса. Деловое общение базируется на устоявшихся национальных традициях и корпоративной культуре. Поклон в Японии так же естественен, как крепкое пожатие руки при встрече в европейских странах. Японец не приемлет в деловом общении никаких внешних контактов - похлопывание по плечу, широкие объятия, рукопожатие. Азиатская и европейские культуры делового общения отличаются в некоторых вопросах диаметрально противоположно. При проведении переговоров с иностранцами все эти особенности учитываются заранее. Это тоже часть деловой культуры. По этикету сама речь, как основа делового общения, не предполагает грубых ошибок, неологизмов и жаргонных слов. Речь должна быть кратка, понятна собеседнику, то есть доступна, логична и точна.
В современном обществе число людей, посещающих разные страны, велико и все время растет, происходит сближение обычаев, нравов и этикетов. Практически все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми. Здесь рассмотрим деловые беседы, переговоры и споры, а также телефонную коммуникацию как особый вид речевого общения. Регулятивное деловое общение выступает формой реализации совместной социально значимой деятельности людей в политической, правовой и моральной сферах жизни общества. Оно осуществляется деловыми партнерами как взаимный обмен политическими, право-моральными знаниями, идеями, представлениями. Посредством регулятивного делового общения осуществляется социализация деловых партнеров, усвоение ими политических, правовых, моральных норм, ценностей, традиций. Важнейшим структурным компонентом делового общения является цель общения, которая характеризует направленность действий деловых партнеров на решение какой-либо социально-значимой проблемы.
1. Понятие делового общения
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
· установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
· ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
· обсуждение интересующей проблемы;
· решение проблемы;
· завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
2. Виды делового общения
2.1 Устное и письменное деловое общение
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся:
· приветственная речь;
· торговая речь (реклама);
· информационная речь;
· доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
· деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;
· деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
· переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу;
· интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
· дискуссия (спор);
· совещание (собрание);
· пресс конференция;
· контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог;
· телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. По содержанию общение может быть разделено на:
· материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
· когнитивное - обмен знаниями;
· мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
· деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
· непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
· опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
· прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
· косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Мы рассмотрим подробно деловые беседы, споры, переговоры и телефонные разговоры.
2.2 Деловая беседа, её виды и её структурная организация
Деловая беседа - это разговор
преимущественно между двумя
собеседниками, соответственно ее участники
могут и должны принимать во внимание
специфические особенности
Принято выделять такие виды: собеседование при приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.
Беседа при приеме на работу носит характер «приемного» интервью, основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу. В сущности, оно сводится к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них.
Беседа при увольнении с работы имеет две разновидности: ситуацию незапланированного, добровольного ухода сотрудника и ситуацию, когда работника приходится увольнять или сокращать.
Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны к жизни либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника и необходимостью критической оценки его работы, либо фактами нарушения дисциплины.
Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов:
· подготовительный этап;
· начало беседы;
· обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.
Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы. Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны прежде всего с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору. Именно от первых фраз каждого участника встречи зависит их дальнейшее отношение к предмету разговора и своему собеседнику как личности.
Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов. В деловом русском языке можно выделить ряд устойчивых речевых оборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы на этапе обсуждения проблемы и принятия решения.
Заключительная часть
беседы служит своеобразной общей ее
оценкой. Успешно завершить беседу
- значит достигнуть заранее намеченных
целей. Задачами этого этапа являются:
достижение основной или запасной цели;
обеспечение благоприятной
Важно отделить завершение беседы от других ее фаз; для этого используются выражения типа: « Давайте подведем итоги» или «Мы подошли к концу нашей беседы». В деловом разговоре необходимо уметь дать ответ на любой вопрос, но с соблюдением меры. К важнейшим правилам речевого поведения относится и уместное использование ТЫ-ВЫ форм. Речевой этикет предполагает знание и использование фраз, приятных для собеседника. Это речевые знаки поглаживания и расположения.
К поглаживающим относятся, например, такие:
1. «Приветствую вас »;
2. «Удачи вам»;
3. «Всего хорошего»;
4. «Желаю удачи» и др.
Знаки расположения также широко применяются:
· «Салют»;
· «Нет проблем»;
· «О'кей» и др.
Это психологические приемы,
позволяющие вызвать
2.3 Деловой спор
«Если говорить о споре, то он может быть определен как обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. В.И. Андреев предлагает в качестве рабочего определения понятия «спор» следующее:
Спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины ».
В деловом споре необходимо
учитывать интересы, желания, стремления,
симпатии, ценностные ориентации противной
стороны. Но при этом следует помнить,
что всякая апелляция к желаниям
и чувствам людей должна входить
в их сознание как логическое основание:
чем более вески логические доводы,
тем более устойчиво
Начиная спор, каждая из сторон
обладает собственными установками, которые
она использует в качестве критериев
оценки всего того, что делает и
говорит другая сторона. Поэтому, чтобы
достичь поставленной цели, ради которой
и затевается спор, необходимо пробудить
у оппонента интересы, согласующиеся
с этой целью, а также обойти или
преодолеть те его желания и устремления,
которые могут стать
Психологи разделяют основные желания, устремления, интересы людей на четыре главные группы: стремление к самосохранению, к продолжению рода, к утверждению своей личности и различные чувства (любовь, ненависть, радость» горе и т.д.). Большей силой обладают те из психологических доводов, которые обращены к одному или нескольким желаниям, устремлениям, испытываемым в повседневной жизни. В связи с этим небесполезным будет обзор основных психологических доводов, которые могут быть использованы в споре
Заключение
Исходя из всего вышесказанного,
можно сделать вывод, что овладение
навыками делового общения является
необходимым для будущих
Деловые разговоры со знанием дела, на уровне начальник-подчиненный и наоборот или между коллегами в течение рабочего времени приносит определенный положительный эффект в работе коллектива, в управлении. Вполне естественно, что общение только лишь с использованием специфической деловой терминологии в течение 100% рабочего дня может просто утомить работника и привести к какой-либо ошибке. Поэтому требуются определенные психологические разгрузочные паузы, как перерыв на кофе и т.д., во время которых можно расслабиться, обменяться шутками. Все это в комплекте принесет ожидаемый положительный результат в работе организации.