Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:38, реферат
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации его предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте и создаёт благоприятные условия для развития всех познавательных процессов ребенка: восприятия, внимания, памяти практического (наглядно-действенного) мышления и, конечно же, речи.
Введение……………………………………………………………………2 стр.
1. Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями……..3-8 стр.
2. Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи……………………………………………………………8-14 стр.
2.1. Формирование навыков предметно - манипулятивной и игровой деятельности…………………………………………………….11 стр.
2.2. Развитие мелкой моторики…………………………………11-13 стр.
2.3. Формирование элементов продуктивных видов деятельности…………………………………………………13-14 стр.
Заключение.........................................................................................15-16 стр.
Список литературы……………………………………………………….17 стр.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение....................
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Изучением деятельности занимались многие отечественные психологи и физиологи: Петр Кузьмич Анохин, Николай Александрович Бернштейн, Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович. Запорожец, Алексей Николаевич Леонтьев, Андрей Евгеньевич Личко, Борис Федорович Ломов, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин и другие.
Деятельность - специфически человеческая форма взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей (М.И. Еникеев).
Деятельность
отличается своей продуктивностью
и структурной
Деятельность имеет внешние и внутренние компоненты, которые взаимопереходят друг в друга, образуя процессы интериоризации (перехода вовнутрь) и экстериоризации (перехода внутреннего вовне).
Деятельность предметная - деятельность, осуществляемая с разнообразными предметами материальной и духовной культуры, в которой эти предметы используются по их прямому, социально-культурному назначению.
Л.С.
Выготским обосновано
Так, правильное воспитание речи в дошкольном возрасте может предотвратить многие нарушения речевого развития.
Развитие
ребенка дошкольного возраста во
многом зависит от организации его
предметной деятельности, которая является
ведущей в раннем возрасте и создаёт
благоприятные условия для
Предметная деятельность - деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.п. Согласно концепции ведущей деятельности, предметная деятельность является таковой в раннем возрасте. Как и другие виды деятельности, предметная деятельность развивается в сотрудничестве ребенка со взрослым, который задает образцы употребления различных объектов. Большое значение имеет также оценка взрослым попыток ребенка выполнить действие: эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. Согласно данным Д.Б. Эльконина, «смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, - взрослый и совместная деятельность с ним». Овладение предметным действием начинается с усвоения ребенком функции предмета, его назначения. Лишь затем постепенно осваивается операционально-техническая сторона действия
Согласно
исследованиям отечественных
1) Ребенок начинает взаимодействовать с близким взрослым, который становится его «проводником» в этот мир.
2) Ребенок
обнаруживает мир окружающих
его предметов и учится
3) Ребенок осознает, что его действия оставляют результат в предметном мире; он может сначала представить результат, а потом получить его посредством собственного действия (тем самым он начинает осознавать самого себя).
4) Ребенок
обнаруживает, что он часть социума
- сначала через орудия труда,
потом через создание
5) Ребенок соединяет свой индивидуальный и социальный опыт и на этом этапе может реализовать свой творческий потенциал
В раннем
возрасте ребенок открывает для
себя назначение многих предметов человеческой
материальной и духовной культуры и
начинает действовать с ними по-человечески.
У ребенка формируется
Представление
о большинстве предметов
В отличие от младенца ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив их в руки, просто начинает манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет, прежде всего, приступает к детальному и внимательному изучению и только после этого обращается к использованию вещи в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.
С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д. Около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентацией на его физические качества и свойства.
В раннем возрасте возникает
и получает развитие
На втором и третьем годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.
На втором году жизни ребенок
воспроизводит действия
Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т.п. В возрасте около 18-20 месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.
Позднее
появляется сюжетно-ролевая игра. Ее
возникновение в
В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Связанные с этим действия мы называем произвольными по той причине, что они возникают не под воздействием каких-либо внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие некоторого внутреннего замысла, который руководит действиями и движениями ребенка вне зависимости от внешних обстоятельств, в которых они разворачиваются. Произвольные действия - это целенаправленные действия, так как они регулируются определенной целью. Вначале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро теряет ее из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.
Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этого возраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнем обиходе, - одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования еще достаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка, карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Продолжает совершенствоваться техническая форма действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такие действия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника виды деятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чем на собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т.п. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь малыша привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию». Иногда оно кончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, но в целом это - показатель растущей любознательности ребенка, его интереса к окружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития.
С другой
стороны, предметные действия начинают
усваиваться и выполняться в связи
с элементарным самообслуживанием, помощью
взрослым в выполнении бытовых обязанностей.
Постепенно происходит переход предметной
деятельности в бытовую, и закладываются
основы для последующего усвоения трудовых
действий.
Информация о работе Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями