Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:38, реферат

Описание

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации его предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте и создаёт благоприятные условия для развития всех познавательных процессов ребенка: восприятия, внимания, памяти практического (наглядно-действенного) мышления и, конечно же, речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.

1. Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями……..3-8 стр.

2. Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи……………………………………………………………8-14 стр.


2.1. Формирование навыков предметно - манипулятивной и игровой деятельности…………………………………………………….11 стр.

2.2. Развитие мелкой моторики…………………………………11-13 стр.


2.3. Формирование элементов продуктивных видов деятельности…………………………………………………13-14 стр.

Заключение.........................................................................................15-16 стр.

Список литературы……………………………………………………….17 стр.

Работа состоит из  1 файл

Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями.docx

— 45.83 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………2 стр. 

  1. Предметная  деятельность у детей речевыми нарушениями……..3-8 стр.
 
  1. Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи……………………………………………………………8-14 стр.
 
 
    1. Формирование  навыков предметно - манипулятивной и игровой   деятельности…………………………………………………….11 стр.

       

    1. Развитие мелкой моторики…………………………………11-13 стр.
 
 
    1. Формирование  элементов продуктивных видов                                деятельности…………………………………………………13-14 стр.
 

Заключение.........................................................................................15-16 стр. 

Список  литературы……………………………………………………….17 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Изучением деятельности занимались многие отечественные  психологи и физиологи: Петр Кузьмич Анохин, Николай Александрович Бернштейн, Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович. Запорожец, Алексей Николаевич Леонтьев, Андрей Евгеньевич Личко, Борис Федорович Ломов, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин и другие.

Деятельность - специфически человеческая форма  взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и  преобразование среды в целях  удовлетворения его потребностей (М.И. Еникеев).

Деятельность  отличается своей продуктивностью  и структурной организованностью - она имеет мотив, цель, предмет и средства реализации.

Деятельность  имеет внешние и внутренние компоненты, которые взаимопереходят друг в друга, образуя процессы интериоризации (перехода вовнутрь) и экстериоризации (перехода внутреннего вовне).

Деятельность  предметная - деятельность, осуществляемая с разнообразными предметами материальной и духовной культуры, в которой  эти предметы используются по их прямому, социально-культурному назначению.

 Л.С.  Выготским обосновано положение  об общности закономерностей  развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с ОПФР. Ребенок с особенностями развития проходит те же стадии психического становления, что и нормально развивающийся дошкольник, у него тоже происходит последовательная смена ведущего вида деятельности. Однако для этого педагогам следует создать особые специальные условия для развития

Так, правильное воспитание речи в дошкольном возрасте может предотвратить многие нарушения речевого развития.

Развитие  ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации его  предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте и создаёт  благоприятные условия для развития всех познавательных процессов ребенка: восприятия, внимания, памяти практического (наглядно-действенного) мышления и, конечно  же, речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  предметной деятельности у детей

Предметная  деятельность - деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.п. Согласно концепции ведущей деятельности, предметная деятельность является таковой в раннем возрасте. Как и другие виды деятельности, предметная деятельность развивается в сотрудничестве ребенка со взрослым, который задает образцы употребления различных объектов. Большое значение имеет также оценка взрослым попыток ребенка выполнить действие: эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. Согласно данным Д.Б. Эльконина, «смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, - взрослый и совместная деятельность с ним». Овладение предметным действием начинается с усвоения ребенком функции предмета, его назначения. Лишь затем постепенно осваивается операционально-техническая сторона действия

Согласно  исследованиям отечественных психологов, можно выделить следующие этапы развития предметно-практической деятельности:

1) Ребенок  начинает взаимодействовать с  близким взрослым, который становится его «проводником» в этот мир.

2) Ребенок  обнаруживает мир окружающих  его предметов и учится взаимодействовать с ними.

3) Ребенок  осознает, что его действия оставляют  результат в предметном мире; он может сначала представить результат, а потом получить его посредством собственного действия (тем самым он начинает осознавать самого себя).

4) Ребенок  обнаруживает, что он часть социума  - сначала через орудия труда,  потом через создание социально  значимых изделий. Он может  показывать эти изделия взрослым  или использовать их в своей  деятельности. Другие дети и взрослые, будучи частью того же социума, также создают подобные изделия. Таким образом, ребенок через продукты своей деятельности может осознать свою связь с социумом.

5) Ребенок  соединяет свой индивидуальный  и социальный опыт и на этом  этапе может реализовать свой  творческий потенциал

В раннем возрасте ребенок открывает для  себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и  начинает действовать с ними по-человечески. У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый - двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести - восьмимесячный ребенок, т.е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит характер, соответствующий их общекультурному назначению.

Представление о большинстве предметов домашнего  обихода, способах их использования  дети усваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой  естественные, природой и устройством  организма обусловленные движения ребенка. К началу третьего года жизни  предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех  предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.

В отличие  от младенца ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив  их в руки, просто начинает манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет, прежде всего, приступает к детальному и внимательному изучению и только после этого обращается к использованию вещи в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.

С первого  полугодия второго года жизни  дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д. Около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентацией на его физические качества и свойства.

    В раннем возрасте возникает  и получает развитие индивидуальная  предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но, конструируя, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге

   На втором и третьем годах  жизни развитие символического  действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.

   На втором году жизни ребенок  воспроизводит действия взрослых  с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее - с формированием у ребенка определенных личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут  быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирование  и ролевая игра. Все виды игр  имеют существенное значение для  развития ребенка, определяя его  продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

Непосредственное  взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся  друг к другу как к живым  игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой  интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т.п. В возрасте около 18-20 месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми-детьми и взрослыми - в игре.

В сюжетно-ролевой  игре ребенок копирует способы обращения  людей с предметами и способы  общения друг с другом в различных  социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Связанные с этим действия мы называем произвольными по той причине, что они возникают не под воздействием каких-либо внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие некоторого внутреннего замысла, который руководит действиями и движениями ребенка вне зависимости от внешних обстоятельств, в которых они разворачиваются. Произвольные действия - это целенаправленные действия, так как они регулируются определенной целью. Вначале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро теряет ее из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этого  возраста уже знаком с употреблением  основных предметов, применяемых в  домашнем обиходе, - одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования  еще достаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка, карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Продолжает совершенствоваться техническая форма действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такие действия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника виды деятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чем на собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т.п. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь малыша привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию». Иногда оно кончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, но в целом это - показатель растущей любознательности ребенка, его интереса к окружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития.

С другой стороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи с элементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовых обязанностей. Постепенно происходит переход предметной деятельности в бытовую, и закладываются основы для последующего усвоения трудовых действий. 

Информация о работе Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями