Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:38, реферат

Описание

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации его предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте и создаёт благоприятные условия для развития всех познавательных процессов ребенка: восприятия, внимания, памяти практического (наглядно-действенного) мышления и, конечно же, речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.

1. Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями……..3-8 стр.

2. Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи……………………………………………………………8-14 стр.


2.1. Формирование навыков предметно - манипулятивной и игровой деятельности…………………………………………………….11 стр.

2.2. Развитие мелкой моторики…………………………………11-13 стр.


2.3. Формирование элементов продуктивных видов деятельности…………………………………………………13-14 стр.

Заключение.........................................................................................15-16 стр.

Список литературы……………………………………………………….17 стр.

Работа состоит из  1 файл

Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями.docx

— 45.83 Кб (Скачать документ)

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев  наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения  работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении.

Крайне  важно учитывать благотворное влияние  движений на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Работу  по развитию мелкой моторики у детей  с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3 - 5 мин ежедневно. С этой целью  могут быть использованы разнообразные  игры и упражнения.

При выполнении предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, согласованность и плановость их движений, развивается мелкая моторика и координация. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие.

Содержание обучения и воспитания.

* Учить  детей выполнять:

- дифференцированные  движения пальчиками и кистями  рук по примеру и с помощью взрослого;

- пальчиковые  упражнения, сопровождаемые словом (стихами), в соответствующей последовательности;

- правильно держать карандаш, фломастер.

* Проводить  детям массаж. 

    1. Формирование  элементов продуктивных видов деятельности:
 

К продуктивной относятся изобразительная деятельность, конструирование и др. Данные занятия  направлены на формирование соответствующих  предпосылок: интереса к определенному виду деятельности, способов обследования предметов, зрительно-двигательной координации, ручной моторики. В процессе продуктивной деятельности происходит становление и уточнение знаний о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Для освоения ее техники требуется развитие силы, точности, темпа, плавности, ритмичности специальных движений, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности. Коллективные занятия способствуют приобретению навыков общения и адекватных форм взаимоотношения с другими детьми. Продуктивная деятельность способствует становлению ценных качеств личности ребенка: сознательности, целенаправленности, настойчивости, аккуратности.

Содержание обучения и воспитания.

* Воспитывать  у детей интерес к выполнению  изображений различными средствами - фломастерами, карандашами, красками.

* Учить:

- наблюдать  за действиями взрослого и  сверстника при рисовании;

- соотносить  графические изображения с реальными объектами и явлениями;

- проводить  прямые, волнистые, закругленные и прерывистые линии.

* Закреплять  положительное эмоциональное отношение  к самой деятельности и ее результатам.

* Формировать  положительное отношение и интерес  к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

* Знакомить  с различным материалом для  конструирования, приемами его  использования для выполнения простейших построек.

* Обучать  делать простейшие постройки  совместно со взрослым и самостоятельно, называть их, играть с ними, по подражанию педагогу, на полу, на столе.

Основными принципами обучения предметной и игровой  деятельности детей с нарушениями речи являются:

- положение  Л.С. Выготского о ведущей роли  обучения в психическом развитии. Обучение не достигнет положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому главное место в обучении занимают практические задания;

- системный  подход к решению поставленных задач;

- комплексный  подход к работе, включающий в  себя формирование всех сторон личности ребенка (психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.).

Таким образом, ребенок с нарушениями  речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что  и нормально развивающийся ребёнок. Однако у детей с нарушениями  речи предметная деятельность имеет  свои особенности. Поэтому и процесс  обучения предметной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей  и общности методических подходов. Наряду с этим процесс обучения предметной деятельности детей с нарушениями имеет свои особенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Предметная  деятельность является ведущей в  раннем возрасте. Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве  продолжается. В предметной деятельности ребенок овладевает знаниями об окружающем мире. Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития всех познавательных процессов ребенка. Она формирует другие виды деятельности, среди которых особое значение для умственного развития имеют так называемые продуктивные деятельности. Опыт ориентировки в предметном окружении является той основой, на которой возникает и развивается игра.

Ребенок с нарушениями речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и нормально  развивающийся ребёнок. Однако у  детей с нарушениями речи предметная деятельность имеет свои особенности.

Дети  приступают к выполнению предметных или предметно-игровых действий без предварительного оценивания условий их выполнения.

У детей  раннего возраста предметные и предметно-игровые  действия сосуществуют с неадекватными действиями, т.е. ребенок со знакомыми предметами и игрушками действует правильно, с незнакомыми - манипулирует.

Отмечается  склонность к стереотипным предметно-игровым действиям.

Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально.

Своеобразие предметной деятельности непосредственно  отражается на развитии игровой деятельности дошкольников.

Поэтому и процесс обучения предметной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов и с учётом особенностей её формирования у детей с речевыми нарушениями.

Развитие  предметной деятельности детей с  нарушениями речи ведётся в следующих направлениях:

- Формирование  навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности.

- Развитие  мелкой моторики.

- Формирование  элементов продуктивных видов деятельности.

Основными принципами обучения предметной и игровой  деятельности детей с нарушениями речи являются:

- положение  Л.С. Выготского о ведущей роли  обучения в психическом развитии. Обучение не достигнет положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому главное место в обучении занимают практические задания;

- системный  подход к решению поставленных задач;

- комплексный  подход к работе, включающий в  себя формирование всех сторон личности ребенка (психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968.

2. Валлон А.  Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2007.

3. Выготский  Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2007.

4. Запорожец,  А.В. Избранные психологические  труды. Т. 1. - М.: Просвещение, 2006.

5. Игры и занятия  с детьми раннего возраста, имеющими  отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М., 2002.

6. Косякова О.О.  Логопсихология. - Ростов н /Д: Феникс, 2007.

7. Михайленко  Н. Овладение игровыми умениями  в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. -1989. - №5.

8. Мухина В.С.  Детская психология. - М.: Просвещение, 2005.

9. Немов Р.С. Психология. Т. 2. - М.: Просвещение, 2007.

10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 2001.

11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 1996.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 2006.

Информация о работе Предметная деятельность у детей речевыми нарушениями