Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Вопросы к зачёту по этике.
Этимологически термин
«мораль» восходит к латинскому слову
«mos» (множественное число «mores»),
обозначающему «нрав». Другое значение
этого слова - закон, правило, предписание.
В современной философской
Исторические типы и нормы морали
Всякая мораль обусловлена социально-исторически. Конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей и т.д. Иными словами, качественно разнородные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем. Каждый из них своеобразен, неповторим, несет на себе печать своего исторического времени.
Первобытную, к примеру, мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство (даже в возмездии за причиненное зло: «око за око, зуб за зуб») и пр. По сути, это даже еще и не мораль в полном смысле этого понятия, поскольку принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились еще в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего идеального образца. Первобытный человек полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, следовательно, строгое соблюдение им установленных обычаем норм есть результат не свободного морального выбора, а лишь естественно-родовой необходимости. Да и сфера действия первобытной морали не простирается дальше границ рода.
Мораль в подлинном
смысле этого слова появляется лишь
в классовом обществе. Растущая производительная
мощь общества, разделение труда, появление
частной собственности на средства
производства и его продукты разрывают
естественно-родовую, так сказать, кровную
связь индивидов, обособляют, отчуждают
их друг от друга, лишают общественную
жизнь устойчивости и обозримости.
При этом разделение труда, возникновение
больших и малых
Моральный человек раннеклассового
общества — это некий набор
добродетелей: мудрости, мужества, справедливости,
умеренности, правдивости, дружелюбия
и т.д. Моральность понимается как
совершенство, т.е. нечто такое, к
чему человек должен стремиться. Возникает
антитеза сущего (то, что есть) и должного
(то, что должно быть). Мораль в итоге
превращается в некую совокупность
абстрактных, внешних по отношению
к отдельному человеку норм. Она
активно противостоит реально практикуемым
нравам, постоянно оставаясь на недосягаемой
высоте. Параллель, а может быть,
и причинно-следственная связь с
материальной сферой очевидна: вещному,
отчужденному характеру связи индивидов
в экономическом базисе общества
соответствует также
На этом, кстати, основано
различение понятий «мораль» и «нравственность».
Под моралью понимают специфическую
форму общественного сознания, концентрирующую
в себе высокие идеалы и строгие
императивы поведения. В понятие
«нравственность» вкладывается более
«приземленный» смысл: это принципы
реального, практического поведения
людей, «дела житейские», в которых
строгость высокоморальных
Мораль, таким образом, «воспаряет в небеса», отрывается от реальных нравов, источник ее происхождения выносится в потусторонние сферы. Моральные нормы и правила начинают интерпретироваться как прямые заповеди Бога .
Мораль буржуазной эпохи
— совсем иная. Прежде всего, она
светская (не- или малорелигиозная)
и всемирная, т.е. не признающая никаких
территориальных, национальных, религиозных
и прочих границ и делений. В известном
смысле ее можно назвать исторически
первой универсальной, т.е. претендующей
на общечеловеческий масштаб, системой
морали. Ее отличают резко выраженная
индивидуалистическая направленность
нравов, их в немалой степени
Свои ведущие черты
этот тип морали сохранил и поныне,
хотя, конечно, за три с лишним столетия
своего существования он не мог не
эволюционировать. Эволюция эта выразилась,
главным образом, в значительном
увеличении степени моральной свободы,
в возрастании терпимости общества
к многообразным различиям
XX век стал свидетелем
попыток создания еще одного
типа морали —
Для того чтобы разобраться
в сути этого своеобразного феномена,
необходимо сделать небольшое «
Формы норм морали.
1) Табу (полинезийское слово,
не поддающееся однозначному
переводу на совр. языки). Её сущность
- жесткий запрет агрессивных
или эротических побуждений, направленных
на так называемые «
2) Обычай. Её сущность - исторически
сложившаяся и
3) Традиция (лат. traditio — передача).
Её сущность - разновидность обычая,
отличающаяся особой
4) Моральные правила. Её
сущность - концентрируют и обобщают
высокие идеалы и строгие
Первые три формы норм
морали возникают в родовом строе,
последняя – при его
Мораль - это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и закрепляющая в форме нравственных идеалов, принципов, норм и правил поведения требования, предъявляемые обществом или классом к человеку в его повседневной жизни.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции.
Гуманизирующая функция морали. Именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и сле-дование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его человеком, достойным любви и уважения.
Регулятивная: мораль регулирует
поведение и отношения людей
в обществе. Проявляется эта функция
во всех сферах че-ловеческого бытия
через противоречия доброго и
злого, должно-го и сущего, справедливого
и несправедливого. Причем обяза-тельность
моральных правил не обеспечивается
ни законом, ни принуждением, ни уголовным
наказанием, и все-таки люди их неукоснительно
соблюдают. Моральная регуляция
осуществля-ется добровольно, на основе
свободного выбора человека и само-стоятельного
принятия им решений. Побудительными силами
и основными нравственными
Воспитательная функция
морали определяется ее участием в
формировании человеческой личности и
ее самосознании. Господствующие в
обществе моральные нормы и принципы
в процессе обучения и образования
целенаправленно вносятся в сознание
человека, прививаются ему. Мораль формирует
по-требность относиться к другим,
как к самому себе, возвышать себя
через возвышение других, осознавать
последствия своих действий. Реализуется
воспитательная функция морали в
про-цессе освоения личностью нравственного
опыта предшествую-щих
С воспитательной тесно связана
познавательная функция морали. Моральное
познание выступает основой
Коммуникативная функция
морали заключается в том, что
мораль выступает необходимым
Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Структура морали
Явления, которые мы относим к сфере морального, очень разнообразны: поступки людей, групп, моральные отношения между людьми, психические свойства индивидуумов, мотивы, воля, ценности, правила и т.д. Но, несмотря на это, можно определить структуру морали:
с одной стороны ѕ это система моральных знаний, понятий, оценочные представления и суждения и др., т.е. |
с другой стороны ѕ это поступки, действия, отношения человека к другим людям, к обществу, к самому себе и др., т.е. |
Носителеминдивидуального морального сознания является индивидуум. Главными компонентами его являются чувства моральной обязанности, справедливости, моральной ответственности, достоинства, совесть и др. (эмоционально-чувственный уровень морального сознания), а также знания, представления о таких понятиях как добро, зло, смысл жизни, счастье, справедливость, ответственность, обязанность, моральная норма, моральный идеал и др.(рационально-теоретический уровень морального сознания).