Шпаргалка по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка

Описание

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к зачёту по этике.docx

— 88.03 Кб (Скачать документ)

Все люди стремятся к  удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого  существования. Сократ говорит: «Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как  страдание».

Исследование добродетелей и значение общих понятий. Единственным оправданием (мотивом) познания объявлялось  стремление к благу. Никто не может  быть добровольно дурным. Чтобы сделать  людей добродетельными, нужно уяснить  им, что есть добро. Добродетель возникает  через обучение, и все добродетели  состоят в знании. Человеку не нужно  исследовать ни в себе, ни в окружающем мире ничего иного, кроме самого лучшего  и самого совершенного. Невежество – главный источник всех злых нравов

В поиске путей решения  всех этических проблем Сократ занимал  всегда рационалистическую позицию.

Именно разум, знание являются основой добродетельности (по-другому, каждая добродетель – определенный вид знания). Неведение, незнание являются источниками безнравственности. по Сократу, понятия истины и добра совпадают, моральные ценности лишь тогда имеют важное функциональное значение, когда признаны человеком как истинные.

  • Учение Платона (427–347 гг. до н. э.) считают первой попыткой систематизации этических идей,

которая была осуществлена философом на объективно—идеалистической основе. Разделяя рационалистические принципы своего учителя, Платон также  поставил перед собой задачу формулирования общих понятий. Так же, как и  Сократ, он избирал для этого дедуктивный  метод исследования.

Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным  в мире. Он выявил противоречие между  общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так  и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих  по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.

Этическую концепцию Платона  можно разделить на две связанные  между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании  человека, которое Платон связывает  с гармонизацией его души.

Душу философ противопоставляет  телу как раз потому, что телом  человек относится к низшему  чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром  – миром вечных идей. Основные стороны  человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют  врожденный характер, они особые ступеньки  гармонизации его души и восхождения  к миру вечных идей. В восхождении  человека к идеальному миру находится  смысл его бытия.

А средством к его  возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью.

Таким образом, в идеальном  обществе Платона нет места для  индивидуальности. Необходимо отметить, что совершенное государство, которое  изобразил мыслитель, оказалось  очень непривлекательным не столько  из—за духа интеллектуального аристократизма, сколько из—за ущербности нахождения в нем представителей каждого  сословия, так как предложенный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому счастья.

Таким образом, ключом к  пониманию существа морали Платона  является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.

  • Этика Аристотеля

Добродетели:

-разумные(добродетельного  ума). развиваются в человеке благодаря  обучению; таковы мудрость, сообразительность,  рассудительность.

-нравственные(добродетельного  характера). рождаются из привычек  и нравов: человек действует, приобретает  опыт, и на основе этого формируются  черты его характера.

Добродетель представляет собой меру, золотую середину между  двумя крайностями: избытком и недостатком. Добродетель-  «способность поступать  наилучшим образом во всем том, что  касается удовольствий и страданий, а порочность — это ее противоположность». Добродетель как бы устанавливает  предел пороку - формирует бесформенное.

 

 

  1. Этика Эпикура.

 

Эпикурейство-цель – избегать страданий, жить незаметно.

«Сад Эпикура» - философская община его единомышленников. «удовольствие  здесь – высшее благо». Но чтобы  удовлетворить свои потребности, нужны  лишь простые вещи.

Эпикур полагал, что существуют только тела. Они чувствуют боль. Правильно найденный путь – избежать страданий.

Нравственной жизнью управляет  разум, а не удовольствие. Разум разделяет  те удовольствия, которые не значат страдания от тех, которые сперва – удовольствия, а затем –  страдания. Отсюда эпикурейцы выводят  классификацию человеческих потребностей:

1) Естественные и необходимые

2) Естественные и не необходимые

3) Не естественные и не необходимые.

Блаженную жизнь они называли калокагатия. Наслаждение есть покой, отсутствие тревог. Покой и нетревожность  – характеристики жизни мудреца. Эпикур исследует тревожащие человека мнения и находит их прежде всего в трех видах страха: в страхе перед небесными явлениями, перед богами и перед смертью. На преодоление этих страхов и направлено все атеистическое учение Эпикура.

Мы знаем мир через ощущения, а по ту сторону смерти ощущений нет. Кроме того, жизнь и смерть никогда не соприкасаются: пока мы живем, смерти нет, а когда мы умираем, то не воскресаем. «Умение хорошо жить и хорошо умереть – одна наука».

Также эпикурейцы оценивали дружбу как проявление свободы. Дружба –  это сознательный выбор, этот выбор  нельзя отнять.

 

  1. Этика Аристотеля. Учение о добродетелях и правило «золотой середины»

 

-Невозможность выведения  моральных максим из идеи Блага  или естественного стремления  к счастью

Благо, говорят нам, является счастьем; оно - деятельность души. Аристотель считает, что Платон был прав, разделяя душу на две части: одну - разумную, другую - иррациональную. А иррациональную часть души он делит на растительную (которая имеется даже у растений) и стремящуюся (которой обладают все животные). Стремящаяся часть может быть до некоторой степени разумной - когда те блага, к которым она стремится, таковы, что разум их одобряет. Это существенно для определения добродетели, так как, согласно Аристотелю, разум сам по себе является чисто созерцательным и без помощи стремления не ведет к какой-либо практической деятельности.

-Добродетели как отсутствие  избытка и недостатка

Аристотель отвечает, что  она есть нахождение надлежащей середины в поведении и чувствах, выбор  середины между их избытком и недостатком. У Аристотеля речь идет о двух видах  «середины»: середине в вещах, поведении  и чувствах, которая объективно присуща  всем людям, и середине применительно  к каждому человеку в отдельности, т. е. середине «субъективной», ибо люди во многом отличаются друг от Друга; поэтому «среднее» между избытком и недостатком для одного не является таковым для другого. Например, если для кого-либо десять мин пищи в день слишком много, а две мины мало, то учитель гимнастики не станет предлагать ему обязательно шесть мин (т. е. среднеарифметическое от десяти и двух), так как это-то количество может оказаться слишком большим или слишком малым.

-Динамический характер  «золотой середины». 

Добродетельное поведение  – некоторое поведение между  избытком и недостатком. Воспитание этических добродетелей с помощью  коррекционных действий.(между трусостью  и безрассудством стремление к мужеству, между скупостью и расточительностью  стремление к щедрости)

 

  1. Этика человеколюбия и проблема свободы воли в христианской теории.

 

Христианская этика, или  нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого  поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о  природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией  христианского действия.

Исторически первым явлением спора о соотношении благодати  и свободы воли человека мы обязаны  Бл. Августину в его выступлении  против Пелагия. Пелагий, монах темного  происхождения, в своей проповеди  опирался на "De libero arbitrio", в которой  Августин счел человеческую волю средней  силой (mediam vim), отнеся ее к благам, могущим  быть использованным и для добрых, и для злых дел. Таким образом, воля, сама по себе не добрая, и не злая, совершенно свободна. Пелагий, развивая это учение, полагает свободу человека в свободе "принимать любую  сторону" и сравнивает волю с плодоносным  корнем, могущим произвести либо цвет добродетели, либо тернии порока. Роль же благодати в деле устроения  человеческого спасения сводится им к "украшению" добродетельной жизни. Но раз так, нет первородного греха - преступления, испортившего человеческую природу: воля всегда способна вернуться  от зла к добру, и спасение - дело собственных заслуг человека. В таком  случае, младенцы невинны, а грех индивидуален. Своеобразный нравственный номинализм лежит в основе пелагианства. Но если грех не портит природы, значит воля и проистекающее из нее действие - акциденциальны, субстанция лежит  глубже, представляет собой нечто  иное. Вопрос о воле, таким образом, вызывает вопрос о субстанциальной  природе человека.

 

  1. Основные этические теории средневековья. (Августин)

 

Христианство привнесло  ощутимые новации в интерпретацию  нравственной жизни:

1) в противовес античному  идеалу мудреца христианство  обращено к простым людям, «нищим  духом»;

2) мировая религия провозгласила  равенство людей перед Богом,  выработала понятие «ближнего»:

3) источником морали считался  голос Бога в душе личности (то, что в современной морали  называется совестью), что позволяет  ей самостоятельно принимать  нравственные решения;

4) главным мотивом нравственного  поведения была провозглашена  любовь (а не разум, как полагала  античная этика);

5) выдвинут целостный  нравственный идеал - Иисус Христос,  а не просто набор добродетелей, как это было в древнегреческой  этике;

6) новый нравственный  идеал предполагал и новые  добродетели: веру, надежду, любовь, а также смирение, кротость, милосердие, всепрощение. Таким образом, впервые  была сформулирована идея гуманизма  — человечного, сострадательного  отношения к конкретному человеку.

Августин Блаженный (4-5 в.) последовательно разрешил указанные  проблемы с христианских позиций. Его  личный опыт обращения в христианство в возрасте 33 лет стал основой  бескомпромиссного следования доктрине. Согласно Августину, источником морали является Бог, и только Бог. Сама Его  воля и есть нравственность. При  этом Бог не связан никакими нравственными  правилами, в противном случае существовали бы правила выше Бога, а это невозможно по определению. Все, что исходит  от Бога, - благо, поэтому наш мир -наилучший из всех возможных, и подлинного зла в нем нет. Зло трактуется Августином как недостаток добра, испорченное  добро, меньшее добро в сравнении  с большим, и, наконец, человеческая точка зрения на происходящее: то, что  человеку кажется злом, в целокупности Божественного замысла оборачивается  добром. В целом источник зла не в Боге, а в человеке и его  свободной воле, в ее неправильном употреблении. Правильное употребление свободной воли заключается в  свободном подчинении ее воле Бога. Спасение души, по Августину, также  целиком зависит от Божественной благодати. С точки зрения этики  парадоксально, что спасение человека не связано напрямую с его земными  поступками, но является актом ничем  не обусловленной Божественной милости.

 

  1. Этические учения Нового времени. (Гоббс, Локк, Лейбниц, Юм)

 

Особенности этики Нового времени:

1. По образцу естественных наук  нравственность начинает выводиться  из природы человека, в этике  такой подход называется натуралистическим.  Однако наблюдения за природой  человека привели мыслителей  к постановке следующих вопросов:

а) природа человека является доброй или злой:

• Т.Гоббс, английский философ, считал, что человек от природы зол. «человек человеку волк». Исходным состоянием человечества была «война всех против всех», которая  была прекращена с помощью разума. Во избежание самоуничтожения люди заключили общественный договор, передав  государству функцию обуздания  природной злобы индивидов с  помощью закона и силы.

• Ж.-Ж.Руссо, французский философ, полагал, что человек от природы  добр, но его портит цивилизация, насаждая в нем неестественные потребности  и страсти, в частности привязанность  к собственности. Естественное добро  может быть воссоздано с помощью общественного договора, когда под защитой правового государства люди смогут позволить себе следовать своей природе.

б) нравственная природа человека является разумной или чувственной:

• Д.Юм, КЛ.Гелъвеций, Э.Шефтсбери придерживались взгляда, что в основе нравственного  поведения лежат нравственные чувства: благожелательность, симпатия, человеколюбие.

Информация о работе Шпаргалка по "Этика"