Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
2. Этика Нового времени
• Гоббс - обуздать эгоизм индивида с
помощью государственной
• Руссо - вернуться к естественности, и эгоизм исчезнет сам;
Согласно Гоббсу мораль вместе с правом является предпосылкой выхода человека из "естественного состояния", т.е. догосударственного. Природа создала людей одинаковыми в умственном и физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Так как разные индивиды стремятся к обладанию одних и тех же вещей, между ними возникает недоверие и как вследствие этого - война. Есть в природе три причины для войны: соперничество, недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать. Таким образом, естественное состояние Гоббс понимает как войну всех против всех, как ничем не сдерживаемую игру эгоистических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся каждодневная жизнь индивида. Выход был найден благодаря основному закону природы - люди должны, всеми возможными средствами, стремиться к миру, и ради мира отказаться от "первоначального права на вещи". В этом смысле мораль непосредственно связана с правовыми законами, когда индивиды по договору, по разумному соглашению, отчуждают некоторые исконные права для того, чтобы сохранить общество.
Автор "Левиафана"
прямо ссылается на золотое
правило нравственности: "Не делай
другому того, чего не хотел
бы, чтобы делали тебе". Таким
образом, согласно Гоббсу
Локк доказывал отсутствие врожденных идей, ограничиваясь рассмотрением морали как совокупности твердо установленных и всем известных правил. При этом подразумевается, что простейшее содержание морали полностью исчерпывается библейскими заповедями, в особенности Нагорной проповедью
Локк учит освобождению от религиозного фанатизма, но одновременно и тому, как низвести великую страсть до среднего, приличествующего уровня.
Локк обосновывает
этику английского Просвещения,
Этика Лейбница
Акцентирует роль разума в процессе культуры, в понятии свободы. Оказывается сторонником рационализма.
Весь мир монады - представления. Монады отличаются друг от друга только отчетливостью представлений. Простые монады (камни) имеют очень смутные представления. С более отчетливыми представлениями - души, которые характеризуются наличием памяти (аристотелевское понятие животной души). Душа объединяет человека с животными.
Души - это машины. По Лейбницу, те машины,
которые создал человек, при их разбиении
на части образуют детали, которые
не являются машинами. Части тех
машин, которые создал Бог, тоже являются
машинами. Человек как монада является
совокупностью других монад. Кровяные
тельца - монады, предела нет, исчисление
бесконечно малых. Человек как монада
- это душа. В состав тела входят монады.
Результат предустановленной
Каждая машина сделана для определенных
целей. Люди и живые машины действуют
по принципу действующих причин (Аристотель),
любая монада действует по закону
целевых причин. Позиция Лейбница
телеологическая. В рамках всех этих
представлений Лейбниц
В этике Юм детерминист; все наши поступки определены, по его мнению, нашим предрасположением и естественны. Одно только мышление, чистый разум не порождает никаких поступков. Разум учит только об истинном и ложном, естественном и испорченном; деятельность вытекает из склонностей и страстей. Юм всегда твердо верил в то, что справедливость и миролюбие в конечном счете победят насилие и произвол. Юм не «скептик» в обычном смысле этого слова, а антирационалистический реалист, строящий свое учение на биологическо-антропологической основе, что является главной чертой его классических исторических произв., в особенности истории Англии со времени захвата ее Цезарем.
Наиболее известной из классических деонтологических теорий является теория, разработанная немецким философом Иммануилом Кантом (1724-1804).
Кант утверждал, что
поступок является достойным похвалы,
если только его делают не ради своих
личных интересов или вследствие
его реальных последствий, но из долга
(то есть, потому что его осознают
как моральное обязательство). Во-вторых,
он полагал, что поступок является моральной
обязанностью, если только он предусматривается
правилом, которое является универсально
действующим и поэтому
Кант формулирует
Кант утверждает, что всегда неправильно лгать. Ложь производит противоречие в том, что мы желаем. С одной стороны, мы желаем, чтобы люди верили в то, что мы говорим - чтобы они принимали наши заверения и обещания. С другой стороны, мы желаем, чтобы люди были свободны давать ложные заверения и давали ложные обещания. Ложь имеет саморазрушительную силу.
При рассмотрении проблем, касающихся медицинского лечения и исследования особую важность представляют четыре характерные черты этики Канта:
1. Неважно, какие могут быть последствия, всегда неправильно лгать.
2. Мы всегда должны относиться к людям (включая себя) как к цели и никогда только как к средству.
3. Поступок является правильным, когда он удовлетворяет категорическому императиву.
4. Совершенные и несовершенные моральные обязательства дают основание притязаниям, что определенные права должны получить признание.
Кантианская этика защищает нас от сомнений и нерешительности; мы знаем, что мы не должны никогда лгать, неважно, какое благо может получиться из этого. Категорический императив Канта лучше обосновывает принцип справедливости, придавая ему, вид принципа равной свободы и подчеркивая приоритет прав, который полностью исключают возможность законной эксплуатации некоторых ради блага других.
Свобода как автономия воли. Воля есть вид причинности живых существ, поскольку они разумны, а свобода была бы таким свойством этой причинности, когда она может действовать независимо от посторонних определяющих ее причин подобно тому, как естественная необходимость была бы свойством причинности всех лишенных разума существ - определяться к деятельности влиянием посторонних причин. Мы не в состоянии представить строгое доказательство существования человеческой свободы, а можем лишь "отстаивать" или "защищать" ее. При этом имеется в виду не негативная, а позитивная свобода, или автономия. Если мы вообще хотим понять идею свободы, говорит Кант, нам следует исходить из того, что свобода принадлежит воле. Главная идея состоит в том, что субъект, способный быть негативно свободным, способен также и к позитивной свободе. Последняя находит выражение только в законосообразных поступках. Однако законосообразность в действиях негативно свободного существа не может означать подчинения "посторонним причинам, она есть проявление "само законности".
Обоснование морали. Кант полагал, что невозможно "составить представление об обязательности" какого-либо требования и, следовательно, определить его в качестве морального; такое понятие выводимо лишь априори из разума. Он был бы прав, если бы обязательность морального требования выражала особую модальность высказывания, описывающего данное требование. Если же обязательность понимать как реальное свойство реальных (в психологическом смысле) феноменов морали, то оно вполне поддается эмпирическому познанию. Это относится к моральному сознанию в целом, в том числе и к основным положениям нравственности. Не существует неодолимых препятствий к тому, чтобы, не прибегая к категориям "чистого разума", выявить абстрактно-всеобщее содержание нравственности, сложившееся в сознании людей помимо всякой философской или научной теории.
Ранний, или классический, утилитаризм предложил моральную теорию, в которой, так же как это было у французских материалистов (в частности, у Гельвеция), этика непосредственно опирается на антропологию. Так, по Бентаму, удовольствия и страдание суть основополагающие природные принципы человеческой жизни. Мораль, право и государство должны строиться в соответствии с этим природным началом. Для социальных институтов Бентам обобщенно обозначает это начало как принцип полезности, или величайшего (возможного) счастья или благоденствия.
Соединением добродетели и пользы,
а также, полезности, морали и политики
Бентам серьезно покушался на устойчивые
стереотипы морального сознания и этики,
а именно на то, что добродетель
противоположна пользе и что в
политике и в морали основополагающие
принципы различны. Однако Бентам придерживался
представления о цельности
Джон Стюарт Милль придал утилитаризму
статус концепции, не только выступив
с опровержением многочисленных
критиков учения Бентама, но и сформулировав
позиции утилитаризма по отношению
к априоризму и интуитивизму, в
частности, как они были выражены
Кантом и его английскими
Милль выводит мораль из того, что составляет конечную (высшую) цель человека. Все люди стремятся к удовлетворению своих желаний, и счастье, или польза заключаются в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. При этом утилитаризм - это теория, направленная против эгоизма, т.е. против такой точки зрения, согласно которой добро заключается в удовлетворении человеком личного интереса. Приемлемость или неприемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они достижению высшей цели, т.е. общему счастью. На этом же основываются определения (оценки) явлений и событий как хороших или дурных.
Соответственно, мораль определяется
Миллем как "такие правила для
руководства человеку в его поступках,
через соблюдение которых доставляется
всему человечеству существование
наиболее свободное от страданий
и наивозможно богатое
МЕТАЭТИКА — область
исследований, сложившаяся в начале
20 в. в русле аналитической традиции
западной (в основном англоязычной)
философии морали; специализированная
ветвь аналитической философии.
Методологическая установка метаэтических
исследований — перевод этических
проблем в область языка и
последующий анализ соответствующих
языковых выражений с целью придания
этим проблемам адекватной формы
и элиминации псевдопроблем, возникающих
из-за неправильного употребления слов
и нарушения правил логики. Первой
собственно метаэтической работой
принято считать “Принципы