Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Если доминирующей темой аналитической философии вообще (в особенности на ее неопозитивистском этапе) был вопрос о соотношении науки и метафизики как альтернативных форм познания, то в метаэтике на первый план вышла проблема знаний и ценностей. Эта проблема имеет два относительно самостоятельных аспекта: 1) может ли знание вообще (а в особенности знание о ценностях — моральных и иных) быть ценностно нейтральным и 2) каков когнитивный статус моральных (и вообще ценностных) суждений, являются ли они “знаниями”, подлежащими поверке на истинность и ложность.
Учение Фрейда о бессознательном основано на психоанализе.Фрейд полагал, что душевная жизнь – это последовательный и непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются бессознательным и сознательным намерением и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни кажутся возникшими беспричинно, спонтанно. Но этого не может быть. В этих случая Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни в другой.
Существует три периода изучения у Фрейда бессознательного. В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня:
Они находятся в постоянном взаимодействии или борьбе друг с другом
На данном периоде бессознательное
рассматривается не как случайные
разрозненные переживания, а как
некоторые типические, общие для
всех людей, связные группы переживаний
(комплексы) определенного характера,
преимущественно сексуального(
Психика- место войны
И бессознательное, и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией – “цензурой”. Цензура выполняет две функции:
1. Вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, понятия.
2. Оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании.
Значение: После открытия
бессознательного человек осознал,
что он является рабом собственных
влечений, от которых ему не избавиться
в силу его природы (разделение на
три составляющие), поэтому он может
уменьшить степень своей
Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через её критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений.
Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости.
Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы -"хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность,включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может
объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его
умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который
больше всего соответствует его природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.
Некогда
хозяева господствовали в
продолжает оставаться рабская мораль.
В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению
Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности
моральной ценности, которая не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.
Этика ненасилия – это древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. Мысль о ненасилии есть во многих религиях – джайнизме, буддизме, индуизме. В христианстве эта идея является одной из основополагающих, на ней основана К этике ненасилия обращались многие известные мыслители, наиболее яркие из которых стали представителями целого философского течения. Прежде всего, это Л. Н. Толстой, М. Ганди и М. Л. Кинг
Главное правило этики ненасилия у Л. Н. Толстого – «непротивление злу силою», то есть не создавать зло ни при каких обстоятельствах
Итак, принцип «возлюбите
врагов ваших» – это общий,
абсолютный идеал, на котором
построены классические
В первую очередь,
Толстой осуждал насилие,
Механизм взаимодействия
личности с другими людьми, основанный
на принятии – непринятии себя
достаточно глубоко исследован
в психологии Самоуважение, наряду
с человеческим достоинством (а
ведь права именно на него
так эффективно отстаивали М.-
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
При всем разнообразии подходов
к определению системы
– добро и зло;
– благо;
– справедливость;
– долг;
– совесть;
– ответственность;
– достоинство и честь.
К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
Справедливость в обществе
понимается в различных аспектах.
Это категория морально-
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Совесть – категория этики,
характеризующая способность
Совесть – субъективное
осознание личностью своего долга
и ответственности перед
выступающее как долг и ответственность перед самим собой.
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Решая вопрос о нравственной
ответственности, необходимо учитывать
ряд факторов, в том числе: способен
ли человек выполнять предписанные
ему нравственные обязанности; правильно
ли он их понял; должен ли он отвечать за
последствия своих действий, на которые
влияют внешние обстоятельства; может
ли человек эти последствия
Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.