Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 00:55, шпаргалка
Работа содержит 40 ответов на вопросып о дисциплине "Этика"
Этика - учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни.
Основным предметом изучения этики является мораль.
Мораль – это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
В этике выделяют несколько блоков:
Этические учения Древней Индии
Общим литературным источником для
культуры Древней Индии были Веды: сборн
Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане — тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном — стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности.
Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:
1) традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценн
Этические учения Древнего Китая
Социокультурные предпосылки древнекитайской этики.
Базовый текст древнекитайской культуры — «Книга перемен»(«И-цзин»), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (ян и инь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира. В результате китайская традиция тяготела не к определению минимума этических принципов, а к созданию многообразных конкретных рекомендаций на все случаи жизни.
Особенности древнекитайской этики:
1) чрезвычайное почитание традиции и почтение к старшим как главные нравственные заповеди;
2) этика представляет собой не
систему теоретических
3) социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества.
Этические учения Древней Греции
Социокультурные предпосылки этики Древней Греции.
Создание основ научного знания можно назвать специфической
чертой древнегреческой культуры. Другой
ее особенностью было формирование рабовладельческой демократии к
Особенности древнегреческой этики:
1) светская, нерелигиозная этика, опирающаяся в своих построениях на идеалы естествознания;
2) рационалистическая этика, которая считает разум лучшим руководителем нравственной жизни;
3) нравственным идеалом является
4) индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.
Основные проблемы древнегреческой этики:
1) проблема истинного блага: как составить иерархию благ в жизни человека, чтобы она соответствовала нравственным критериям;
2) проблема отношения к наслажден
3) проблема приобретения добродет
Выделенные проблемы получили свое разрешение в ряде учений.
Добродетель – система нравственных качеств составляющие основу морали. Добродетель понимается в двух смыслах: как выражение морального совершенства человека и как набор отдельных моральных качеств. Аристотель выявил источники добродетелей и дал их первую типологию. Источники: разум и привычки.
Добродетели разума – мудрость, сообразительность и рассудительность.
Нравственные (от привычек) – благоразумие, мужество, щедрость, дружелюбие и т.д.
Добро и зло - основные этические понятия, критерии нравственности поведения человека, всей жизни. Добро и зло – нормативно-оценочные категории. Интерпретация содержания добра и зла неоднозначна, спорна. Под добром и злом могут понимать совершенно разные вещи. «Нет ничего более злого, чем стремление осуществить, во что бы то ни стало, благо». – Бердинский.
Долг – личностно-осознанная потребность поступать в соответствии с принятыми нормами и ценностями.
Свобода – способность человека действовать в любой ситуации в соответствии со своими интересами и целями, исходя при этом из понимания необходимости учета моральных критериев выбора той или иной формы поведения, определений условий, делающих такой выбор возможным, осмысления критериев выбора и его последствий.
Справедливость – основной принцип этического поведения. Справедливость устанавливает предел произволу, требует учета прав другого человека.
Польза – это все то, что помогает человеку в достижении успеха в жизни. Может иметь позитивный и негативный характер.
Счастье
1) как
наслаждение, переживание
2) как
обладание благами в широком
смысле этого слова (богатство,
3) как
совокупная характеристика
Смысл жизни – этическая категория, задающая направление активности человека, определяющая критерии оценки всех поступков и мотивов.
Принципы этики деловых
1. Никогда
не делай того, что не в твоих
долгосрочных интересах или
2. Никогда
не делай того, о чем нельзя
было бы сказать, что это
действительно честное,
3. Никогда
не делай того, что не есть
добро, что не способствует
формированию чувства локтя,
4. Никогда
не делай того, что нарушает
закон, ибо в законе
5. Никогда
не делай того, что не ведет
к большему благу, нежели
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права.
8. Всегда
поступай так, чтобы
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.
10. Никогда
не делай того, что препятствовало
бы праву другого человека
на саморазвитие и
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux)Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.
К важнейшим «вечным» моральным дилемам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:
- соотношение целей и средств их достижения;
- соотношение личных и общественных интересов;
- выбор между краткосрочной
выгодой и долгосрочным
- соотношение материальных
и духовных ценностей при
В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых
- отношений возникают в следующих областях:
- отношения между организациями;
- отношения между организациями и государством;
- отношения между организациями-
- отношения между организациями и владельцами (инвесторами);
- отношения между организациями и местными сообществами;
- отношения между организациями и окружающей средой.
Между организациями, действующ
Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность. Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее - сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильности такого рода информирования.
Руководители и работники,
которые сталкиваются с такими проблемами,
не могут для их разрешения следовать
только тому, что узнали о морали
в своих семьях, от учителей, в
церкви и т. д. Нередко безнравственные
решения принимаются и
Этика деловых отношений - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности.
Выделяют три уровня профессиональной этики и культуры:
Профессиональная этика изучет:
- отношения между организациями,
- проблема морали между
- возникновение и разрешение конфликтов,
- этика служебной карьеры,
- этика делового общения.
Проф этика – есть этика корпоративная, т.е. система норм, ценностей и принципов, которых должны придерживаться все члены данного коллектива. Она должна включать в себя интересы не только фирмы и ее сотрудников, но и интересы клиентов (врачебные ошибки, ошибки туристических фирм и т.д.).
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.