Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 00:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит 40 ответов на вопросып о дисциплине "Этика"

Работа состоит из  1 файл

Этика и этикет - ОТВЕТЫ.docx

— 113.20 Кб (Скачать документ)

Однако  ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени  предшествовало созданию научных этических  учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании  взаимоотношений людей той или  иной профессии приводили к осознанию  и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти  обобщения содержались как в  писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

 

  1. Виды профессиональной этики.

Профессиональная  этика - это совокупность моральных  норм, которые определяют отношение  человека к своему профессиональному  долгу. 

Профессиональные виды этики - это  те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно  на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в  обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики  являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. 

 

  1. Функции морали. «Золотое» правило морали.

Функции морали

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества,моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая, мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с  нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это  та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении  общества большое значение имеет  золотое правило нравственности - это фундаментальное правило  нравственности, отождествляемое с  самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

 

 

  1. Этика и социальная ответственность организаций.

 

Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и  норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация  при этом обязана ставить и  социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия  своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить  определенный позитивный вклад в  решение социальных проблем общества.

Общественность  ожидает от современных организаций  не только демонстрации высоких экономических  результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей  общества.

Следовательно, с одной стороны, организация  — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности  использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

С другой стороны, организация — это нечто  большее, чем экономическая система. Современная организация является сложной частью окружения, включающего  множество составляющих, от которых  зависит самое существование  организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатели  акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

Организации несут ответственность перед  обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть  своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование  общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления  о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать  в таких сферах, как защита среды  обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов  потребителя и т. п.

Споры о  роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные  для бизнеса долгосрочные перспективы.  В обществе более благополучном  с социальной точки зрения  благоприятнее условия и для  деятельности бизнеса. 

2. Изменение  потребностей и ожиданий широкой  публики. Связанные с бизнесом  социальные ожидания радикально  изменились с 60-х гг. Чтобы сузить  разрыв между новыми ожиданиями  и реальным откликом предприятий,  их вовлеченность в решение  социальных проблем становится  и ожидаемой и необходимой.

3 Наличие  ресурсов для оказания помощи  в решении социальных проблем.  Поскольку бизнес располагает  значительными людскими и финансовыми  ресурсами, ему следовало бы  передавать их часть на социальные  нужды.

4. Моральное  обязательство вести себя социально  ответственно. Предприятие является  членом общества, поэтому нормы  морали также должны управлять  его поведением.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение  принципа максимизации прибыли.  Направление части ресурсов на  социальные нужды снижает влияние  принципа максимизации прибыли. 

2. Расходы  на социальную вовлеченность.  Средства, направляемые на социальные  нужды, являются для предприятия  издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.

 

  1. Понятие деловой этики. Происхождение и развитие этики сферы предпринимательства.

Деловая этика — правила и нормы  служебного поведения. Деловая этика - система идеалов, на которые опирается  предприниматель, менеджер, любой деловой  человек, чтобы достичь поставленной цели.

 

Деловая этика базируется на моральных и  нравственных принципах, на определенных правилах поведения как на фирме, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров (предпринимателей) важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов.

 

Каждый  менеджер (предприниматель) должен овладеть хотя бы азами деловой этики и  основами этикета. Основу деловой этики  составляет профессиональная этика, предписывающая определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых  людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий  противопоставление одних другим. Деловая  этика должна базироваться на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности.

 

  1. Этические нормы в деятельности организаций.

Этические нормы — это ценности и правила  этики, которых должны придерживаться работники организации в своей  деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность  за неисполнение обязанностей или превышение прав. Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др. Запрету также подлежат: сексуальные домогательства; высмеивание работников; расовое презрение и религиозное презрение; замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте; угрозы; грубость; насилие; использование, продажа наркотиков; появление на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом состоянии; утрата собственности организации; кража собственности организации; неправильное, неэффективное пользование собственностью организации; разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной; хранение материалов личного характера на рабочем месте; отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб; использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях; передача администрации неточной, искаженной информации; обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты; обман государственных, правительственных органов, внешних организаций; ложные заявления от имени организации; злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой; выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства; пренебрежительные высказывания; унижение конкурентов, их товаров и услуг; разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий; разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках, о конкурентах; взяточничество; получение подарков и денег от поставщика, клиента (к подаркам относятся: материальные ценности, услуги, например, персональные скидки при покупках товаров для личного пользования или обслуживание по льготным ценам и т. д.); получение комиссионных; вручение подарков представителям поставщика и т. д. 
Фиксируются в кодексах фирм.

 

  1. Повышение этического уровня организации.

Этический уровень организации  характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников  в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых  отношений.

Для повышения  уровня этичности поведения руководителей  и рядовых сотрудников в настоящее  время в организациях проводятся следующие мероприятия. Разрабатываются этические кодексы, описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Они необходимы для описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают и определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По своему содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны — от кодекса на одну страницу «Формулировка деловой этики» корпорации Ехоп до «Этического стандарта» компании Citycorp, объемом в 60 стр. Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акценты делаются на столкновение интересов организации: с правительственными органами; сотрудниками или акционерами организации; правительствами иностранных государств. Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению довольно часто встречающихся этических вопросов.

Разрабатываются карты этики — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Создаются комитеты по этике, обычно располагающие определенным набором функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"