Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Обыкновенно смысл половой любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным - не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а прежде всего на основании естественноисторических фактов. Что размножение живых существ может обходиться без половой любви, это ясно уже из того, что оно обходится без самого разделения на полы. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом: делением, почкованием, спорами, прививкой.
Мать, полагающая всю свою
душу в детей, жертвует, конечно, своим
эгоизмом, но она вместе с тем
теряет и свою индивидуальность, а
в них материнская любовь если
и поддерживает индивидуальность, то
сохраняет и даже усиливает эгоизм.
- Помимо этого в материнской любви
нет, собственно, признания безусловного
значения за любимым, признания его
истинной индивидуальности, ибо для
матери хотя ее детище дороже всего, но
именно только как ее детище, не иначе,
чем у прочих животных, т. е. здесь
мнимое признание безусловного значения
за другим в действительности обусловлено
внешнею физиологическою
Еще менее могут иметь
притязание заменить половую любовь
остальные роды симпатических чувств.
Дружбе между лицами одного и того
же пола недостает всестороннего
формального различия восполняющих
друг друга качеств, и если тем
не менее эта дружба достигает
особенной интенсивности, то она
превращается в противоестественный
суррогат половой любви. Что касается
до патриотизма и любви к
Указавши в немногих словах на истинный смысл половой любви и на ее преимущество перед другими сродными чувствами, я должен объяснить, почему она так слабо осуществляется в действительности, и показать, каким образом возможно ее полное осуществление. Этим я займусь в последующих статьях.
Статья третья
Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается от других родов любви и большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божьем сказано: будут два в плоть едину, т. е. станут одним реальным существом.
Чувство требует такой
полноты соединения, внутреннего
и окончательного, но дальше этого
субъективного требования и стремления
дело обыкновенно не идет, да и то
оказывается лишь преходящим. На деле
вместо поэзии вечного и центрального
соединения происходит лишь более или
менее продолжительное, но все-таки
временное, более или менее тесное,
но все-таки внешнее, поверхностное
сближение двух ограниченных существ
в узких рамках житейской прозы.
Предмет любви не сохраняет в
действительности того безусловного значения,
которое придается ему
Итак, если смотреть только на то, что обыкновенно бывает, на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не перейдя ни в какое дело (так как деторождение не есть собственно дело любви). Но, признавая в силу очевидности, что идеальный смысл любви не осуществляется в действительности, должны ли мы признать его неосуществимым?
По самой природе человека,
который в своем разумном сознании,
нравственной свободе и способности
к самосовершенствованию
Было бы совершенно несправедливо отрицать осуществимость любви только на том основании, что она до сих пор никогда не была осуществлена: ведь в том же положении находилось некогда и многое другое, например все науки и искусства, гражданское общество, управление силами природы. Даже и самое разумное сознание, прежде чем стать фактом в человеке, было только смутным и безуспешным стремлением в мире животных. Сколько геологических и биологических эпох прошло в неудачных попытках создать мозг, способный стать органом для воплощения разумной мысли. Любовь для человека есть пока то же, чем был разум для мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле. И если огромные мировые периоды свидетели неосуществленного разума - не помешали ему наконец осуществиться, то тем более неосуществленность любви в течение немногих сравнительно тысячелетий, пережитых историческим человечеством, никак не дает права заключить что-нибудь против ее будущей реализации. Следует только хорошо помнить, что если действительность разумного сознания явилась в человеке, но не чрез человека, то реализация любви, как высшая ступень к собственной жизни самого человечества, должна произойти не только в нем, но и чрез него.
Задача любви состоит
в том, чтобы оправдать на деле
тот смысл любви, который сначала
дан только в чувстве; требуется
такое сочетание двух данных ограниченных
существ, которое создало бы из них
одну абсолютную идеальную личность.
- Эта задача не только не заключает
в себе никакого внутреннего противоречия
и никакого несоответствия со всемирным
смыслом, но она прямо дана нашей
духовной природой, особенность которой
состоит именно в том, что человек
может, оставаясь самим собой, в
своей собственной форме
II
Первый шаг к успешному
решению всякой задачи есть сознательная
и верная ее постановка; но задача любви
никогда сознательно не ставилась,
а потому никогда и не решалась
как следует. На любовь смотрели и
смотрят только как на данный факт,
как на состояние (нормальное для
одних, болезненное для других), которое
переживается человеком, но ни к чему
его не обязывает; правда, сюда привязываются
две задачи: физиологического обладания
любимым лицом и житейского с
ним союза, - из них последняя налагает
некоторые обязанности, - но тут уже
дело подчиняется законам животной
природы, с одной стороны, и законам
гражданского общежития - с другой,
а любовь, с начала и до конца
предоставленная самой себе, исчезает,
как мираж. Конечно, прежде всего
любовь есть факт природы (или дар
Божий), независимо от нас возникающий
естественный процесс; но отсюда не следует,
чтобы мы не могли и не должны
были сознательно к нему относиться
и самодеятельно направлять этот
естественный процесс к высшим целям.
Дар слова есть также натуральная
принадлежность человека, язык не выдумывается,
как и любовь. Однако было бы крайне
печально, если бы мы относились к нему
только как к естественному процессу,
который сам собою в нас
происходит, если бы мы говорили так, как
поют птицы, предавались бы естественным
сочетаниям звуков и слов для выражения
невольно проходящих чрез нашу душу чувств
и представлений, а не делали из языка
орудия для последовательного
Как истинное назначение слова
состоит не в процессе говорения
самом по себе, а в том, что говорится,
- в откровении разума вещей через
слова или понятия, так истинное
назначение любви состоит не в
простом испытывании этого
III
Всем известно, что при любви непременно бывает особенная идеализация любимого предмета, который представляется любящему совершенно в другом свете, нежели в каком его видят посторонние люди. Я говорю здесь о свете не в метафорическом только смысле, дело тут не в особенной только нравственной и умственной оценке, а еще в особенном чувственном восприятии: любящий действительно видит, зрительно воспринимает не то, что другие. И для него, впрочем, этот любовный свет скоро исчезает, но следует ли отсюда, что он был ложным, что это была только субъективная иллюзия?
Истинное существо человека
вообще и каждого человека не исчерпывается
его данными эмпирическими
Мы знаем, что человек кроме своей животной материальной природы имеет еще идеальную, связывающую его с абсолютной истиной или Богом. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т. е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается нами в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Божия в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами: мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны.
Духовно-физический процесс
восстановления образа Божия в материальном
человечестве никак не может совершиться
сам собой, помимо нас. Начало его, как
и всего лучшего в этом мире,
возникает из темной для нас области
несознаваемых процессов и