Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Обыкновенно смысл половой любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным - не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а прежде всего на основании естественноисторических фактов. Что размножение живых существ может обходиться без половой любви, это ясно уже из того, что оно обходится без самого разделения на полы. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом: делением, почкованием, спорами, прививкой.
Если по принципу ненормально
то половое отношение, в котором
часть ставится на место целого,
то люди, так или иначе покупающие
тело женщин для удовлетворения чувственной
потребности и тем самым
Не заглушенная совесть
и неаагрубелое эстетическое чувство
в полном согласии с философским
разумением безусловно осуждают всякое
половое отношение, основанное на отделении
и обособлении низшей, животной сферы
человеческого существа от высших.
А вне этого принципа невозможно
найти никакого твердого критерия для
различения между тем, что нормально
и что ненормально в половой
области. Если потребность в известных
физиологических актах имеет
право на удовлетворение во что бы
то ни стало потому только, что это
потребность, то совершенно такое же
право на удовлетворение имеет и
потребность того "фетишиста в
любви", для которого единственным
вожделенным предметом в
Осуждают обыкновенно психопатические проявления полового чувства на том основании, что они не соответствуют естественному назначению полового акта, именно размножению. Утверждать, что свеже вымытый передник или даже поношенный башмак могут служить для произведения потомства, было бы, конечно, парадоксом; но едва ли менее парадоксально будет предположение, что этой цели соответствует институт публичных женщин. "Естественный" разврат, очевидно, так же противен деторождению, как и "противоестественный", так что и с этой точки зрения нет ни малейшего основания считать один из них нормальным, а другой ненормальным. Если же, наконец, стать на точку зрения вреда для себя и других, то, конечно, фетишист, отрезающий пряди волос у незнакомых дам или ворующий у них платки, наносит ущерб чужой собственности и своей репутации, но можно ли сравнить этот вред с тем, который причиняют несчастные распространители ужасной заразы, составляющей довольно обычное последствие "естественного" удовлетворения "естественной" потребности?
III
Все это я говорю не в оправдание противоестественных, а в осуждение мнимо естественных способов удовлетворения полового чувства. Вообще, говоря о естественности или противоестественности, не следует забывать, что человек есть существо сложное и что естественно для одного из составляющих его начал или элементов, может быть противоестественным для другого и, следовательно, ненормальным для целого человека.
Для человека как животного
совершенно естественно неограниченное
удовлетворение своей половой потребности
посредством известного физиологического
действия, но человек, как существо
нравственное, находит это действие
противным своей высшей природе
и стыдится его... Как животному
общественному человеку естественно
ограничивать физиологическую функцию,
относящуюся к другим лицам, требованиями
социально-нравственного
Если бы человек сверх
своей животной природы был только
существом социально-
IV
Те многообразные извращения
полового инстинкта, которыми занимаются
психиатры, суть лишь диковинные разновидности
общего и всепроникающего извращения
этих отношений в человечестве, -
того извращения, которым поддерживается
и увековечивается царство
На первом месте в нашей
действительности является то, что
поистине должно быть на последнем, - животная
физиологическая связь. Она признается
основанием всего дела, тогда как
она должна быть лишь его крайним
завершением. Для многих здесь основание
совпадает с завершением: дальше
животных отношений они и не идут;
для других на этом широком основании
поднимается социально-
Эта исключительно духовная
любовь есть, очевидно, такая же аномалия,
как и любовь исключительно физическая
и исключительно житейский
"В день, когда Бог сотворил человека, по образу Божию сотворил его, мужа и жену сотворил их".
"Тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь".
Не к какой-нибудь отдельной части человеческого существа, а к истинному единству двух основных сторон его, мужеской и женской, относится первоначально таинственный образ Божий, по которому создан человек. Как Бог относится к своему творению, как Христос относится к своей Церкви, так муж должен относиться к жене. Насколько общеизвестны эти слова, настолько же смысл их мало разумеется. Как Бог творит вселенную, как Христос созидает Церковь, так человек должен творить и созидать свое женское дополнение. Что мужчина представляет активное, а женщина - пассивное начало, что первый должен образовательно влиять на ум и характер второй - это, конечно, положения азбучные, но мы имеем в виду не это поверхностное отношение, а ту "великую тайну" 25, о которой говорит апостол. Эта великая тайна представляет существенную аналогию, хотя и не тождество, между человеческим и божественным отношением. Ведь уже созидание Церкви Христом различается от творения вселенной Богом как таковым. Бог творит вселенную из ничего, т. е. из чистой потенции бытия иди пустоты, последовательно наполняемой, т. е. воспринимающей от действия Божия реальные формы умопостигаемых вещей, тогда как Христос созидает церковь из материала, уже многообразно оформленного, одушевленного и в частях своих самодеятельного, которому нужно только сообщить начало новой, духовной жизни в новой, высшей сфере единства. Наконец, человек для своего творческого действия имеет в лице женщины материал, ему самому равный по степени актуализации, перед которым он пользуется только потенциальным преимуществом почина, только правом и обязанностью первого шага на пути к совершенству, а не действительным совершенством. Бог относится к твари, как все к ничему, т. е. как абсолютная полнота бытия к чистой потенции бытия;
Христос относится к Церкви,
как актуальное совершенство к потенции
совершенства, образуемой в действительное
совершенство; отношение же между
мужем и женой есть отношение
двух различно действующих, но одинаково
несовершенных потенций, достигающих
совершенства только процессом взаимодействия.
Другими словами. Бог ничего не получает
от твари для себя, т. е. никакого
приращения, а все дает ей; Христос
не получает от Церкви никакого приращения
в смысле совершенства, а все совершенство
дает ей, но Он получает от Церкви приращение
в смысле полноты Его собирательного
тела; наконец, человек и его женское
alter ego восполняют взаимно друг друга
не только в реальном, но и в идеальном
смысле, достигая совершенства только
чрез взаимодействие. Человек может
зиждительно восстановлять
Переходя к изложению
основных моментов в процессе осуществления
истинной любви, т. е. в процессе интеграции
человеческого существа или восстановления
в нем образа Божия, я предвижу
недоумение многих: зачем забираться
на такие недоступные и
VI
Дело истинной любви прежде
всего основывается на вере. Коренной
смысл любви, как было уже показано,
состоит в признании за другим
существом безусловного значения. Но
в своем эмпирическом, подлежащем
реальному чувственному восприятию,
бытии это существо безусловного
значения не имеет: оно несовершенно
по своему достоинству и преходяще
по своему существованию. Следовательно,
мы можем утверждать за ним безусловное
значение лишь верою, которая есть уповаемых
извещение, вещей обличение невидимых,
так к чему же относится вера в
настоящем случае? Что, собственно,
значит верить в безусловное, а тем
самым и бесконечное значение
этого индивидуального лица? Утверждать,
что оно само по себе, как такое,
в этой своей частности и отдельности
обладает абсолютным значением, было бы
столь же нелепо, сколько и богохульно.
Конечно, слово "обожание" весьма
употребительно в сфере любовных
отношений, но ведь и слово "безумие"
также имеет в этой области
свое законное применение. Итак, соблюдая
закон логики, не дозволяющей отождествлять
противоречащих определений, а также
заповедь истинной религии, запрещающую
идолопоклонство, мы должны под верою
в предмет нашей любви разуметь
утверждение этого предмета как
существующего в Боге и в этом
смысле обладающего бесконечным
значением. Разумеется, это трансцендентное
отношение к своему другому, это
мысленное перенесение его в
сферу Божества предполагает такое
же отношение к самому себе, такое
же перенесение и утверждение
себя в абсолютной сфере. Признавать
безусловное значение за данным лицом
или верить в него (без чего невозможна
истинная любовь) я могу, только утверждая
его в Боге, следовательно, веря в
самого Бога и в себя как имеющего
в Боге средоточие и корень своего
бытия. Эта триединая вера есть уже
некоторый внутренний акт, и этим
актом полагается первое основание
к истинному воссоединению