Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:57, реферат
ЭТИКА - это наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Этика считается одной из древнейших наук, которая возникла как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.
Сущность понятий этика, этикет, мораль и социальная ответственность в современном менеджменте.
Проблемы этики в современном менеджменте.
Этика делового общения.
Механизм внедрения этических норм.
Рис. 1.2. Общая корпоративная социальная ответственность
По-видимому, правомерно считать, что компания обладает полной социальной ответственностью, если ее поведение ответственно с точки зрения всех четырех критериев: экономического, юридического, этического и дискреционного.
Первым критерием социальной ответственности является экономическая ответственность. Компания, ведущая бизнес, прежде всего представляет собой основную экономическую единицу общества. Она несет ответственность за производство товаров и услуг, в которых нуждаются люди, и за получение максимальной прибыли для своих владельцев и акционеров. Повышение экономической ответственности до экстремального уровня описано в концепции максимизации прибыли, созданной нобелевским лауреатом Милтоном Фридмэном. Он утверждает, что деятельность корпорации должна быть направлена на получение прибыли и что ее единственной миссией является получение настолько крупной прибыли, насколько это позволяют правила игры.
Во всех современных обществах принимаются законы и утверждаются правила регулирования, которым, как ожидается, должен следовать бизнес. К сфере юридической ответственности относится то, что в обществе считается приемлемым корпоративным поведением. Предполагается, что предприятие будет достигать своих экономических целей, не выходя за рамки законов. Юридические требования определяются Федеральными, региональными и муниципальными нормативно- правовыми актами. Деятельность организации, нарушающей законы, оценивается негативно.
Этическая ответственность предполагает поведение, которое необязательно регламентируется законодательством и не всегда служит прямым экономическим интересам корпорации. Компания, принимающая этичные решения, честно соблюдает права своих сотрудников и обращается с ними одинаково, за исключением тех случаев, когда этого требуют организационные цели и задачи. Неэтичное поведение имеет место в ситуациях, когда компания или ее отдельный сотрудник пытается достичь своих целей за счет других людей или общества в целом.
Дискреционная ответственность — полностью добровольная ответственность, продиктованная желанием организации вносить вклад в процветание общества и не обусловленная экономической необходимостью, законом или этикой. Дискреционные действия включают филантропические акции, которые не приносят прибыли и не ожидаются от организации.
"McDonalds" предлагает бесплатное жилье для семей, в которых серьезно больны дети, поскольку считают, что заниматься такого рода деятельностью просто необходимо.
Исследования западных экспертов доказали, что за последние 30 лет темп прироста объема прибыли компаний, ведущих «этичный бизнес», в 4 раза превышает соответствующий показатель для крупнейших фирм мира из известного списка «Форчун-500». Таким образом, честный, социально ответственный бизнес - это не только этический выбор самого предпринимателя в соответствии с его моральными убеждениями. Это оказывает вполне реальное влияние на формирование положительного имиджа фирмы и ее деловой репутации, что приносит ощутимые финансовые дивиденды.
Тем не менее, в современном мире существует масса примеров неэтичного поведения фирм и самих предпринимателей в реальной бизнес-практике.
В исследовании, проведенном на экономическом факультете МГУ, было выяснено, что 95% опрошенных сталкивались в сфере бизнеса с многообразными проявлениями неэтичного поведения. На вопрос о том, считают ли они нужным проявлять этичность в деловых отношениях, большинство опрошенных ответили, что в реальной действительности это затруднительно.
Зачастую действия
руководителей или рядовых
Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации «Менвилл», которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций многим людям, предъявившим иск. Рассматривая это дело, Сол Геллермен указывает: «как ни смотреть, компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым».
В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности как общие убеждения относительно добра и зла. Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность -альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.
Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Представим, однако, что речь идет о контракте на закупку шкур котиков, используемых для производства одежды. Некоторые люди, для
которых защита диких животных стоит на высоком месте, могут считать, что использование котиковых шкур неэтично, даже если их можно получить, не давая взятки. Здесь неэтичной считается цель, поскольку подобные действия рассматриваются как неправильное поведение. С этой точки зрения поведение неправильно не потому, что противозаконно, а потому, что противоречит личным ценностям и является действием, которое не может быть поддержано.
По мнению Ляру Осмера, этические проблемы в бизнесе имеют отношение к «конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выражаемыми через обязательства по отношению к другим людям внутри организации».
По данным исследований, с середины 70-х гг. XX в. около 2/3 из числа 500 крупнейших американских компаний в той или иной форме вели себя противозаконно. Опросы общественного мнения показали, что приверженность этичному поведению в США падает. Согласно одному опросу, 65% американцев считают, что общий этический уровень в стране снизился за последнее десятилетие. Только 7% американцев полагают, что он повысился. На вопрос о наиболее распространенных вариантах неэтичной деловой практики руководитель одного из финансовых учреждений ответил: «Взятки, подделка документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах». Примеры неэтичного поведения широко известны не только из СМИ, но и из личного опыта многих людей.
Вот лишь некоторые распространенные виды нарушений:
• самовольное использование чужого товарного знака,фирменного наименования упаковки;
• введение в заблуждение потребителей относительно качества, свойств, способа и места производства товара;
• некорректное сравнение товаров и услуг в процессе рекламной деятельности;
• распространение ложных сведений о конкурентах, которые могут нанести ущерб их репутации и финансовому положению;
• оказание влияния на решение конкурента с целью приобретения преимуществ над ним, а также навязывание партнерам дискриминационных условий договоров (иными словами - прессинг);
• предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами, об искусственном повышении, понижении или поддержании цен на определенные товары и услуги.
К причинам расширения практики неэтичного ведения дел руководители предприятий относят:
• конкурентную борьбу, которая оттесняет «на обочину»этические соображения;
• неудачный опыт должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
• нажим со стороны организации на рядовых работников с целью поиска ими компромисса между собственными, личными ценностями и ценностями управляющих. Существование этой последней причины подтверждается результатами проведенного более 20 лет назад в Америке исследования, в котором было установлено, что основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имело поведение их руководителей. В широком смысле «то, что делает и как ведет себя «хозяин», - основной фактор влияния на поведение подчиненного. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
Вопрос. 3.
Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности. Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.
Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов.
Другим основополагающим
принципом деловых
Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи.
Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.
У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин "Техасское рукопожатие", когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринимателей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе.
Хорошую репутацию приобрести
очень трудно, на это порой уходят
годы, но зато утратить ее можно мгновенно
и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя
на телефонный звонок или письмо, не послав
факс, которого ждут, проявив невоспитанность
или отсутствие такта в любой другой форме.
Для репутации важно все: культура речи,
одежда, манера поведения, интерьер офиса.
Деловые контакты обрываются сразу же,
как только обнаруживаются некомпетентность
или непорядочность предпринимателей.
Итак, основной постулат этики каждой
уважающей себя компании может быть выражен
девизом: "прибыль превыше всего, но
честь превыше прибыли".
Информация о работе Социофакторы и этика в отношениях менеджмента