Социофакторы и этика в отношениях менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:57, реферат

Описание

ЭТИКА - это наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Этика считается одной из древнейших наук, которая возникла как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.

Содержание

Сущность понятий этика, этикет, мораль и социальная ответственность в современном менеджменте.
Проблемы этики в современном менеджменте.
Этика делового общения.
Механизм внедрения этических норм.

Работа состоит из  1 файл

4 тема.Социофакторы и этика.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Управленческая  этика - это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

Управленческая  деятельность направлена на совершенствование  отношений, на развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Посредством управления должны разумно сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы. Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных. Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в общее дело развития производственной экономики. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственные позиции не должны быть поколеблены ни в глазах людей, ни перед своей совестью.

В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования поведения людей. Механизмы регулирования поведения срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь, долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других.

Значительное  место в управленческой этике  занимает разработка нормативных положений  нравственного характера. Одним  из таких положений являются моральные  кодексы. В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого общения и внеслужебного поведения руководителя. Знание управленческой этики руководителем - обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.

В различных  профессиональных группах есть свои дополнительные требования к поведению, свои идеалы. Служебный этикет - это профессиональные требования к подготовленности человека, к соблюдению им канонов своей профессии.

Культура служебного общения включает ряд общих моментов - правил служебного этикета. Так, неумение вести служебный разговор, неумение вести себя на работе, кроме потери времени многих людей, приносит массу  неприятных моментов, в частности, риск быть неправильно понятым, создание психологической напряженности и даже нервных срывов у сослуживцев, что никогда не способствует делу. Чтобы избежать подобных эксцессов, достаточно бывает соблюдать на службе хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительную подготовку к докладу и четкие выводы.

К основным видам деловой коммуникативной деятельности руководителя относятся деловые выступления, деловые беседы, деловые совещания.

К оценке назначения этих видов коммуникативной деятельности руководителя следует подойти с позиции главной задачи межличностного общения в формальной группе (организации) - достижения слаженной коллективной работы, синергетического эффекта.

С этой точки  зрения, названные виды коммуникативной деятельности менеджера представляют собой подсистемы в системе его управленческого общении. Такое обобщенное видение предполагает учет двух главных аспектов.

Первый  аспект заключается в том, что  эти виды коммуникации выступают как специализированные звенья в общей системе управленческого общения данного руководителя, каждое из которых предназначено выполнить свою роль в решении задачи слаженной работы, коллективного сотрудничества. Действительно эффективная координация между ними достигается через общую связь, поддержание которой, в свою очередь, обусловлено следованием курсом, заложенным в миссии, целях и стратегии организации - по принципу "компаса" или "радара" (см. тему 8).

Второй  аспект состоит в том, что, будучи инструментами, способами управленческой коммуникации, основные виды коммуникативной деятельности руководителя являются вместе с тем и моментами, временными периодами общения. Поэтому то, что происходит в эти периоды общения, как осуществляется процесс общения, как само данное общение воздействует на людей, имеет огромное значение не только для решения текущих конкретных задач, но и для решения задачи эффективного сотрудничества, взятой в пространственно-временной перспективе.

Чем успешнее, эффективнее  осуществлен каждый вид управленческой коммуникации как момент общения, тем сплоченнее и крепче коллектив. С другой стороны, чем выше уровень коллективизма, тем более успешно решаются текущие конкретные проблемы.

Деловое выступление

При подготовке каждого делового выступления руководителю следует исходить из необходимости  реализации  указанных  выше аспектов, определяющих место и роль данного выступления в достижении организационных целей.

Место и роль любого делового выступления руководителя в достижении целей организации должны быть понятными и слушателям (членам коллектива), поэтому, каким бы ни был конкретный повод, содержание выступления должно быть увязано с миссией, целями и стратегией организации.

Отсюда следует, что понятие качественного выступления (доклада, сообщения и т.п.) включает в себя: наличие существенных идей, анализ фактов, выдвижение позитивных предложений, четкость ценностной позиции, целеустремленность, перспективность, смысловую точность, логическую стройность, грамматическую правильность и литературность языка, доступность и выразительность речи, эмоциональность.

Совокупность  этих качеств обеспечивает позитивное восприятие выступления и его  успех у слушателей.

Поскольку руководители нередко затрудняются в выборе общей  последовательности частей выступления, им следует иметь в виду такое общее правило: выступление должно вести слушателей от внимания к интересу, от интереса - к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов - к заключению, от заключения -к призыву действовать.

Классическая  структура выступления, апробированная уже в течение сотен лет  в различных вариантах, предусматривает следующий порядок: 1) изложение основных тезисов сообщения; 2) раскрытие и аргументация каждого тезиса; 3) выводы (заключение) и призыв к действию.

Кроме того, важен  внешний вид выступающего. Если речь планируется короткой и содержащей призыв, то можно одеть яркую рубашку, бросающуюся в глаза. Если выступление  продолжительное по времени, лучше  одеться в спокойные тона.

Деловая беседа

Необходимо  иметь в виду такие наиболее общие аспекты, обеспечивающие эффективность проведения бесед.

Во-первых, при подготовке к беседе (если есть такая возможность) следует четко  определить, каков должен быть ее результат, чего следует добиться данной беседой. Без ясного видения цели беседы успеха в ней не достичь.

Во-вторых, исходя из цели беседы должны быть продуманы стратегия и тактика беседы, ее возможные повороты с учетом индивидуальных особенностей собеседника (собеседников) и его (их) вероятных реакций.

В-третьих, в ходе беседы необходимо соблюдать  условие эмпатической коммуникации, описанное ранее в этой теме. Эмпатия в значительной мере способствует взаимопониманию и доверию, а доверительность обеспечит успех беседы.

В-четвертых, в беседе следует прояснить действительные интересы собеседника (собеседников), четко сформулировать их и уточнить при необходимости, в свою очередь, четко и ясно изложив ему (им) свои соображения (просьбы, требования и т.д.) и детально их аргументировав.

В-пятых, необходимо осуществить согласование интересов и ясно представлять сформировавшийся при этом их баланс. Еще лучше, если в результате беседы будут достигнуты условия взаимореализации интересов по принципу "выигрыш - выигрыш" (Win/Win).

В-шестых, при любых обстоятельствах следует  сохранять доброжелательный тон, вежливость, тактичность и дипломатичность выражений, хладнокровие.

Деловое совещание

Прежде  всего руководитель должен ясно представлять тип и характер планируемого совещания. В наиболее общем плане можно выделить следующие основные типы совещаний: 1) информационное; 2) разъяснительное; 3) проблемное; 4) учебное.

В соответствии с типом и характером совещания, необходимым перечнем планирующихся к обсуждению вопросов нужно определить общую тему совещания и выработать повестку дня, установив последовательность обсуждения вопросов.

Большое значение имеют вступительное слово руководителя, дающее соответствующий настрой на обсуждение, его реплики, вопросы, замечания, резюме, которые обращены к выступающим (в тактичной форме) и стимулируют развитие дискуссии, а также его заключительное слово, в котором подводятся итоги и обобщаются основные результаты совещания.

При этом следует  учитывать, что открытая и плодотворная дискуссия возможна лишь в атмосфере непринужденности. А это в решающей степени зависит от поведения руководителя. В частности, ему не следует заранее высказывать свое мнение или немедленно критиковать каждое вносимое предложение. Вместе с тем как ведущий совещания он выполнит свою роль эффективно, если будет вежливо, но достаточно жестко подавлять вспышки сверхэмоциональности, снижающие результативность обмена мнениями, и пресекать попытки отдельных выступающих "заморочить голову" остальным участникам специфической терминологией и "словесным шумом".

Совещание даст полезный эффект, если после конструктивного обсуждения будут приняты конкретные решения, которые, в свою очередь, будут выполнены. В случае постоянного невыполнения руководством решений совещаний, их участники все больше и больше будут относиться к совещаниям как к "пустой говорильне".

 

Вопрос 4.

Для того чтобы  этические принципы, нормы, правила  и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т.е. быть частью реальной кадровой политики.

Наиболее часто  применяемым механизмом является этический  кодекс. Около 90% зарубежных компаний внедряло этические принципы посредством  таких кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила. Поскольку этические кодексы распространены более, чем другие инструменты внедрения этики в жизнь корпораций, рассмотрим их подробнее. Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом - комитетом, комиссией.

Комитет по этике корпорации имеет определенный набор функций, к которым относятся  следующие:

•вынесение  этических вопросов для обсуждения правлением или топ-менеджерами;

•доведение  основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;

•разработка мер, поддерживающих кодекс;

•анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутрикорпоративных  отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;

•составление  отчетов о деятельности комитета для совета директоров;

•обеспечение  высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.

Большая часть  этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах. Объем их весьма различен - от кодекса "Формулировка деловой этики" на одну страницу компании "Эксон Корпорейшн" до "Этического стандарта компании "Ситикорп", объемом более чем 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся в последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент делается на столкновении интересов корпорации: а) с правительственными органами; б) с сотрудниками или акционерами корпорации; в) с правительствами иностранных государств.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном  контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) - со стороны общественных организаций - и государственный  контроль за соблюдением кодекса  требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Конечно, невозможно охарактеризовать и рассмотреть  в кодексе любую этическую  проблему, с которой могут столкнуться  сотрудники. Вместе с тем письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.

Можно указать  на ряд преимуществ, которые дает корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:

1. Кодексы  представляют собой более обоснованные, собранные воедино "путеводители" к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда отдельным работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются слишком субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих-многих других факторов.

Информация о работе Социофакторы и этика в отношениях менеджмента