Социофакторы и этика в отношениях менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:57, реферат

Описание

ЭТИКА - это наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Этика считается одной из древнейших наук, которая возникла как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.

Содержание

Сущность понятий этика, этикет, мораль и социальная ответственность в современном менеджменте.
Проблемы этики в современном менеджменте.
Этика делового общения.
Механизм внедрения этических норм.

Работа состоит из  1 файл

4 тема.Социофакторы и этика.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать  свое внимание на основном, первостепенном и подсказывают самые логичные решения.

2. Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.

3. Кодекс  дает общий ориентир в тех  ситуациях, когда трудно однозначно  определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т.е. когда в противоречие приходят универсальная этика и профессиональная этика.

4. Этические  кодексы могут помочь контролировать  власть тех менеджеров, которые  иногда просят, даже приказывают  своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической защиты как компании в целом, так и каждому сотруднику в отдельности.

Однако у  этических кодексов есть ряд недостатков:

  1. Они требуют значительных затрат времени и денег.
  2. Они требуют высокой квалификации тех, кто их составляет.
  3. Иногда их рекомендации слишком расплывчаты, и с их помощью с трудом можно решить конкретную этическую проблему.
  4. Своим существованием кодексы предполагают необходимость применения наказаний для нарушителей.
  5. Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.

Этические кодексы  не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.

Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляют их значения. Особенно большую  пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимость неэтичной практики.

Выдержка  из Кодекса корпоративного управления компании Lundin Petroleum (Нидерланды)

Мы берем  на себя ответственность:

1. В отношении  наших акционеров - достичь и поддерживать  высокий уровень доходов с  инвестиций и обеспечить постоянный  рост активов.

2. В отношении  наших работников - обеспечить благоприятную рабочую атмосферу, которая будет приносить удовлетворение

3. В отношении  стран-владельцев ресурсов, где мы  работаем, - профессионально и эффективно  найти и добыть нефть и газ.

4. В отношении  местных сообществ - сделать вклад в местное развитие и повышение стандартов потребления.

5. В отношении  общества - сделать свой вклад  в создание материальных благ  и ликвидацию возможного неблагоприятного  влияния на окружающую среду. 

 

Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах. Общее у них то, что они, так или иначе, содержат описание этики деловых отношений и сами этические нормы. Этика деловых отношений - это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

Кодекс  деловой этики компании "Проктер  энд Гэмбл" (P&G) представляет собой свод основополагающих морально-этических ценностей и принципов. Он включает следующие ценности:

- Коллектив,  состоящий из лучших в мире  специалистов;

- Хозяйское  отношение к имуществу компании (как к собственному); стремление  к обеспечению долгосрочной успешной  деятельности компании, к выполнению  поставленных задач, повышению  эффективности труда;

- Честность  и открытость в отношении между  работниками; соблюдение буквы  закона; принятие решений на основе  полной информации и обоснованной  ее оценке с учетом возможных  рисков;

- Стремление  быть лучшим в выполнении поставленных  задач, повышении качества работы; осуществление лидерства в своей области;

- Взаимное доверие  в отношениях между коллегами,  заказчиками и пользователями.

Правила современного бизнеса требуют от стремящихся  выиграть в конкурентной битве за персонал компаний решения различных социальных проблем: повышения качества жизни наёмных работников, защиты окружающей среды, благотворительной деятельности, повышения качества жизни всех граждан общества. Намерения и обещания компаний в этой области, этические правила и принципы делового этикета находят свое отражение в упомянутых документах.

Шесть основных заповедей делового этикета:

Делайте всё  вовремя!

Не болтайте лишнего!

Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!

Думайте о других, а не только о себе!

Одевайтесь, как  положено!

Говорите и пишите правильно!

Джен Ягер, исследователь, социолог (США)

В тех же этических  кодексах закрепляются основные принципы и правила делового поведения. Это  могут быть стандарты, по которым  живут отдельные фирмы (корпоративные  кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). Как показали исследования, кодексы, состоящие из общих положений (например, "не воруй"), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, для кого они предназначены. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются.

Принципы и  правила поведения основаны на целях  и моральных ценностях фирмы. Цели отражают стремление "Проктер  энд Гэмбл" производить продукцию  наивысшего качества и потребительской ценности. Принципы компании, которыми она руководствуется для достижения поставленных целей, сводятся к следующему:

- Уважение к  личности каждого человека;

- Неразделимость  интересов компании и каждого  работника;

- Цели и принципы  четко определены и согласованы;

- Основой успеха  является новаторство;

- Ориентация  в производственной деятельности  на запросы потребителей, на тесные, взаимовыгодные отношения с заказчиками  и смежниками;

- Поощрение  профессионального мастерства работников;

- Стремление быть лучшими во всех областях, имеющих для компании определенное значение;

- Совместная  деятельность в духе взаимного  доверия и партнерские отношения  с заказчиками, поставщиками, высшими  учебными заведениями, государственными  органами.

Создание корпоративного кодекса является необходимым для компании, ставящей задачу включить персонал в способы изменения своего функционирования, воспитать в работниках чувство ответственности перед компанией, приверженность своей организации, до минимума сократить внутрифирменные конфликты, повысить имидж компании во внешней среде.

Жесткого стандарта  в отношении того, чем должен быть наполнен корпоративный кодекс, нет. Как правило, в нем сформулированы миссия и задачи компании, ее основные ценности, зафиксированы стандарты поведения сотрудников, описаны корпоративные традиции.

Цель составления  корпоративного кодекса в том, чтобы  каждый сотрудник понимал, что по замыслу руководителей представляет собой компания, каковы ее ценности и цели и чего она ожидает от каждого сотрудника.

Корпоративной кодекс, как правило, состоит из разделов:

1. Послание  от руководителей компании;

2. Миссия  организации и корпоративные  мифы:

Стратегическая  миссия

Философская миссия

Миссия-слоган

История создания и деятельности компании

Выдающиеся случаи, прецеденты поведения, корпоративные герои

3. Организационная  структура компании, главные персоналии;

4. Цели  и задачи организации, основные  товары и услуги;

5. Ответственность

Ответственность персонала компании перед клиентами, подрядчиками, акционерами

Ответственность компании перед коллективом организации

6. Внутренняя  политика компании:

Кадровая  политика

Социальная  политика

Взаимоотношения в коллективе

Обязанности сотрудников

Обязанности руководства

Организация найма

Политика  в области оплаты труда работников компании

Социальный  пакет, предоставляемый работникам компании

Взаимоотношения с руководителем

Внешний вид и речь сотрудников

Отношение к клиентам, партнерам, конкурентам

Обслуживание  клиентов

Работа  с жалобами и претензиями

Этические проблемы, возникающие при разборе жалоб претензий

Позиция по отношению к конкурентам

7. Требования  к персоналу

Уровень профессионализма

Лояльность

Системы ценностей организации

Нормы поведения персонала, стандарты и регламенты

Выдержка  из Корпоративного кодекса ОАО "Домрегионстрой" (Россия)

Основные принципы взаимоотношений Общества и персонала

Трудовая деятельность в Обществе организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

законности;

обязательности  для всех сотрудников решений  вышестоящих органов

Общества в  пределах их компетенции;

подконтрольности  и подотчетности деятельности сотрудников  и администрации, их ответственности  за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

равного доступа  к занятию вакантных должностей в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой каждого;

социальной  защищенности работников Общества;

презумпции  добросовестности в отношениях друг с другом;

уважительного отношения ко всем сотрудникам;

стабильности  кадров.

В Обществе всемерно поощряется инициатива сотрудников, направленная на:

рост доходности всех видов деятельности Общества;

поднятие имиджа Общества в средствах массовой информации, на предприятиях, администрациях и  органах управления;

экономию материально-технических, информационных и финансовых ресурсов и сокращение производственных и непроизводственных трат;

повышение качества продукции и работ:

повышение квалификации и рост профессиональных знаний, умений и навыков;

разработку  новых технологических процессов  и внедрение их в производство.

Общество ожидает  от своих работников:

Доброжелательного и корректного отношения к  клиентам;

Соблюдения  принятых и установленных правил, инструкций, распорядков, технологий и  методик;

Желания развивать  предприятие и развиваться самому;

Инициативы, направленной на более качественное выполнение своих обязанностей;

Понимания стоящих  перед Обществом задач стратегического  и текущего характера;

Разделения  корпоративных интересов Общества;

Постоянного самообразования  и совершенствования знаний, навыков и умений;

Командной работы;

Высокой самоотдачи при выполнении своих обязанностей;

Готовности  к исполнению дополнительных заданий, связанных с деятельностью предприятия, не входящих в круг непосредственных обязанностей;

Профессионального отношения к своей работе;

Активного участия  в жизни компании.

Работникам  Общества гарантируется:

Адекватное  вознаграждение;

Объективность в оценке результатов труда;

Создание полноценных  условий для выполнения профессиональных обязанностей;

Помощь в  совершенствовании умений и навыков;

Возможность дополнительного  обучения, напрямую связанного с профессиональной деятельностью сотрудников;

Возможность обсуждать  и менять установленные правила;

Чувство уважения к себе со стороны Общества;

Уверенность в  том, что сотрудник работает в стабильной, надёжной компании;

Социальные  гарантии (более подробно социальные гарантии работников Общества расписаны  в отдельном корпоративном стандарте).

Деловые и нравственные качества

Деловые качества работника Общества, необходимые  для оптимального выполнения им своих функциональных обязанностей:

профессионализм:

дисциплинированность;

самостоятельность;

пунктуальность;

трудолюбие;

исполнительность;

умение доводить порученное дело до конца;

целеустремленность, ориентированность на результат;

готовность взять на себя ответственность.

Информация о работе Социофакторы и этика в отношениях менеджмента