Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:57, реферат
ЭТИКА - это наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Этика считается одной из древнейших наук, которая возникла как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.
Сущность понятий этика, этикет, мораль и социальная ответственность в современном менеджменте.
Проблемы этики в современном менеджменте.
Этика делового общения.
Механизм внедрения этических норм.
Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и подсказывают самые логичные решения.
2. Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.
3. Кодекс
дает общий ориентир в тех
ситуациях, когда трудно
4. Этические
кодексы могут помочь
Однако у этических кодексов есть ряд недостатков:
Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.
Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляют их значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимость неэтичной практики.
Выдержка из Кодекса корпоративного управления компании Lundin Petroleum (Нидерланды)
Мы берем на себя ответственность:
1. В отношении
наших акционеров - достичь и поддерживать
высокий уровень доходов с
инвестиций и обеспечить
2. В отношении наших работников - обеспечить благоприятную рабочую атмосферу, которая будет приносить удовлетворение
3. В отношении стран-владельцев ресурсов, где мы работаем, - профессионально и эффективно найти и добыть нефть и газ.
4. В отношении местных сообществ - сделать вклад в местное развитие и повышение стандартов потребления.
5. В отношении
общества - сделать свой вклад
в создание материальных благ
и ликвидацию возможного
Корпоративные
этические кодексы могут
Кодекс деловой этики компании "Проктер энд Гэмбл" (P&G) представляет собой свод основополагающих морально-этических ценностей и принципов. Он включает следующие ценности:
- Коллектив, состоящий из лучших в мире специалистов;
- Хозяйское
отношение к имуществу компании
(как к собственному); стремление
к обеспечению долгосрочной
- Честность
и открытость в отношении
- Стремление
быть лучшим в выполнении
- Взаимное доверие в отношениях между коллегами, заказчиками и пользователями.
Правила современного бизнеса требуют от стремящихся выиграть в конкурентной битве за персонал компаний решения различных социальных проблем: повышения качества жизни наёмных работников, защиты окружающей среды, благотворительной деятельности, повышения качества жизни всех граждан общества. Намерения и обещания компаний в этой области, этические правила и принципы делового этикета находят свое отражение в упомянутых документах.
Шесть основных заповедей делового этикета:
Делайте всё вовремя!
Не болтайте лишнего!
Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!
Думайте о других, а не только о себе!
Одевайтесь, как положено!
Говорите и пишите правильно!
Джен Ягер, исследователь, социолог (США)
В тех же этических кодексах закрепляются основные принципы и правила делового поведения. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). Как показали исследования, кодексы, состоящие из общих положений (например, "не воруй"), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, для кого они предназначены. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются.
Принципы и правила поведения основаны на целях и моральных ценностях фирмы. Цели отражают стремление "Проктер энд Гэмбл" производить продукцию наивысшего качества и потребительской ценности. Принципы компании, которыми она руководствуется для достижения поставленных целей, сводятся к следующему:
- Уважение к личности каждого человека;
- Неразделимость интересов компании и каждого работника;
- Цели и принципы четко определены и согласованы;
- Основой успеха является новаторство;
- Ориентация
в производственной
- Поощрение
профессионального мастерства
- Стремление быть лучшими во всех областях, имеющих для компании определенное значение;
- Совместная
деятельность в духе взаимного
доверия и партнерские
Создание корпоративного кодекса является необходимым для компании, ставящей задачу включить персонал в способы изменения своего функционирования, воспитать в работниках чувство ответственности перед компанией, приверженность своей организации, до минимума сократить внутрифирменные конфликты, повысить имидж компании во внешней среде.
Жесткого стандарта в отношении того, чем должен быть наполнен корпоративный кодекс, нет. Как правило, в нем сформулированы миссия и задачи компании, ее основные ценности, зафиксированы стандарты поведения сотрудников, описаны корпоративные традиции.
Цель составления
корпоративного кодекса в том, чтобы
каждый сотрудник понимал, что по
замыслу руководителей
Корпоративной кодекс, как правило, состоит из разделов:
1. Послание от руководителей компании;
2. Миссия организации и корпоративные мифы:
Стратегическая миссия
Философская миссия
Миссия-слоган
История создания и деятельности компании
Выдающиеся случаи, прецеденты поведения, корпоративные герои
3. Организационная структура компании, главные персоналии;
4. Цели
и задачи организации,
5. Ответственность
Ответственность персонала компании перед клиентами, подрядчиками, акционерами
Ответственность компании перед коллективом организации
6. Внутренняя политика компании:
Кадровая политика
Социальная политика
Взаимоотношения в коллективе
Обязанности сотрудников
Обязанности руководства
Организация найма
Политика в области оплаты труда работников компании
Социальный пакет, предоставляемый работникам компании
Взаимоотношения с руководителем
Внешний вид и речь сотрудников
Отношение к клиентам, партнерам, конкурентам
Обслуживание клиентов
Работа с жалобами и претензиями
Этические проблемы, возникающие при разборе жалоб претензий
Позиция по отношению к конкурентам
7. Требования к персоналу
Уровень профессионализма
Лояльность
Системы ценностей организации
Нормы поведения персонала, стандарты и регламенты
Выдержка из Корпоративного кодекса ОАО "Домрегионстрой" (Россия)
Основные принципы взаимоотношений Общества и персонала
Трудовая деятельность в Обществе организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
законности;
обязательности для всех сотрудников решений вышестоящих органов
Общества в пределах их компетенции;
подконтрольности и подотчетности деятельности сотрудников и администрации, их ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
равного доступа к занятию вакантных должностей в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой каждого;
социальной защищенности работников Общества;
презумпции добросовестности в отношениях друг с другом;
уважительного отношения ко всем сотрудникам;
стабильности кадров.
В Обществе всемерно поощряется инициатива сотрудников, направленная на:
рост доходности всех видов деятельности Общества;
поднятие имиджа Общества в средствах массовой информации, на предприятиях, администрациях и органах управления;
экономию материально-
повышение качества продукции и работ:
повышение квалификации и рост профессиональных знаний, умений и навыков;
разработку
новых технологических
Общество ожидает от своих работников:
Доброжелательного и корректного отношения к клиентам;
Соблюдения принятых и установленных правил, инструкций, распорядков, технологий и методик;
Желания развивать
предприятие и развиваться
Инициативы, направленной на более качественное выполнение своих обязанностей;
Понимания стоящих
перед Обществом задач
Разделения
корпоративных интересов
Постоянного самообразования и совершенствования знаний, навыков и умений;
Командной работы;
Высокой самоотдачи при выполнении своих обязанностей;
Готовности
к исполнению дополнительных заданий,
связанных с деятельностью
Профессионального отношения к своей работе;
Активного участия в жизни компании.
Работникам Общества гарантируется:
Адекватное вознаграждение;
Объективность в оценке результатов труда;
Создание полноценных условий для выполнения профессиональных обязанностей;
Помощь в совершенствовании умений и навыков;
Возможность дополнительного обучения, напрямую связанного с профессиональной деятельностью сотрудников;
Возможность обсуждать и менять установленные правила;
Чувство уважения к себе со стороны Общества;
Уверенность в том, что сотрудник работает в стабильной, надёжной компании;
Социальные
гарантии (более подробно социальные
гарантии работников Общества расписаны
в отдельном корпоративном
Деловые и нравственные качества
Деловые качества работника Общества, необходимые для оптимального выполнения им своих функциональных обязанностей:
профессионализм:
дисциплинированность;
самостоятельность;
пунктуальность;
трудолюбие;
исполнительность;
умение доводить порученное дело до конца;
целеустремленность, ориентированность на результат;
готовность взять на себя ответственность.
Информация о работе Социофакторы и этика в отношениях менеджмента