Соотношение морали и права
Особое место
в формировании духовного мира
личности, ее сознания и культуры,
активной жизненной позиции, принадлежит
праву и морали, которые являются
важнейшими социальными регуляторами,
включенными в систему общественных
отношений, целенаправленно воздействующими
на преобразования сознания личности.
Право и мораль - важнейшие элементы
человеческой культуры, всегда выступающие
в тесном взаимодействии, характер
которого определяется конкретно-историческими
условиями и социально-классовой
структурой общества. Такое взаимодействие
обусловлено, так как генезис
и реальное бытие права и
морали определяются едиными
сферами общественных отношений,
в которых развёртываются сложные
и подчас противоречивые связи
данных социальных регуляторов.
Вопрос взаимосвязи
права и морали является, одним
из тех вопросов, на которые
абсолютно невозможно дать какой-либо
единый ответ, как потому что
различные аспекты этой проблемы
уходят корнями в глубокую
древность, так и потому, что
данная взаимосвязь может быть
совершенно по разному выражена
не только в различных частях
человеческого общества, разделенных
как географически, так и в
историческом и социокультурном
плане, но и в рамках одного
общества, в представлении отдельных
его индивидуумов.
На протяжении
многих веков этот вопрос волновал
лучшие умы человечества. И сейчас
он не потерял своей актуальности,
потому что эти понятия являются
важнейшими факторами общественной
эволюции, непременными спутниками
современного общества. От их
взаимодействия зависит не только
развитие, но и само выживание
человечества. Право как социальный
институт существовало не всегда.
Если «естественное общество»
возникает вместе с появлением
древнего человека (homo habelis – «человек
умелый») около 2 млн. лет назад,
а «гражданское общество» - с
появлением человека современного
типа (homo sapiens – «человек разумный»)
примерно 40 тыс. лет назад, то
впервые право возникло в Египте
не позднее 5 тысяч лет назад.
Следовательно, длительное время
общество обходилось без права,
и строило свои взаимоотношения
при помощи обычаев и норм
морали. Так, на смену примитивным
формам регуляции жизни человека,
какими были первобытное стадо,
род, племя, союз племен, приходили
более совершенные и сложные.
Им стало право.
Можно с
полной уверенностью сказать,
что мораль является как бы
прародительницей и государства
и права, и что отвечать народным
чаяниям может только то государственное
устройство, в котором и право
и мораль находятся в теснейшем
взаимодействии.
В то же
время, соотношение права и
морали не является чем-либо
однократно определенным и застывшим,
поскольку этому соотношению
присущ динамизм в ходе исторического
развития.
Цель данной
работы это изучение и анализ
проблем, связанных с правом
и моралью. Для этого ставятся
задачи по исследованию понятия
права и понятия морали. Анализ,
исследование практики и рассмотрение
вопросов в этой области. Таким
образом, данная работа ни в
коей мере не претендует на
рассмотрение всех точек зрения
на взаимосвязь и противоречия
права и морали или на выявление
какого-либо единственно верного
подхода к этому вопросу, а
является лишь попыткой представить
общую картину, охватывающую некоторые,
как представляется, наиболее значимые
аспекты этой сферы.
Вопросы
права и морали регулируются
многими нормативными актами: Конституцией
РФ, Основами гражданского законодательства,
Гражданским Кодексом, различными
инструкциями и постановлениями.
Несоблюдение
моральных норм, выраженных в
использовании права в противоречии
с его назначением, может повлечь
за собой отказ в защите
права именно потому, что такого
рода последствия указаны в
законе[1].
Глава 1. Понятие права и морали.
1.1 Понятие права
Право вырастает
из социальных норм догосударственной
организации. Оно формируется
из обычаев, табу, которые преобразуются,
отбираются, приспосабливаются к
новым социальным отношениям, основанным
на частной собственности, социальном
и классовом расслоении общества.[2]
Право как
один из видов регуляторов
общественных отношений представляет
собой общественно-научную категорию;
в многотысячелетней истории
юриспруденции не раз указывалось,
что в вопросах о праве следует
избегать универсальных определений.
Право - система
особых правил поведения (юридических
норм), выражающих официально признанную
волю гражданского общества, направленную
на создание в общественных
отношениях порядка, позволяющего
согласованно реализовать основные
интересы субъектов социальной
жизни. По содержанию право
представляет собой созданную
в обществе систему юридических
норм, обладающих особыми признаками,
отличающими их от других социальных
норм. К ним относятся: общеобязательность,
формальная определенность, государственная
защищенность.
Сущность
права - это общая воля всех
субъектов социальной жизни, направленная
на выражение, закрепление и
беспрепятственное осуществление
их основных интересов. Однако
в праве выражает себя не всякая воля
гражданского общества, а только официально
признанная, т.е. поддержанная государственной
властью.
Социальное
назначение права - установить
гармонию, баланс этих интересов,
не допустить их столкновения
друг с другом, а при возникновении
противоречий - определить нормальные
способы согласования интересов
и разрешения конфликтов.
Результатом
воздействия права на сознание
и волю людей является создание
правопорядка, составляющего ядро,
основную часть общественного
порядка. Благодаря правопорядку
могут нормально реализоваться
признанные обществом и допустимые
для него интересы отдельных
личностей, общностей людей, их
организаций и государства.
«Право есть
совокупность правил (норм), определяющих
обязательные взаимные отношения
людей в обществе; это определение
права указывает лишь общие
очертания его содержания, между
тем вопрос о существе права,
его происхождении и основах
до сих пор остается одной
из нерешенных в науке проблем»[3].
В зависимости
от того, что рассматривается
в качестве источника правообразования,
- государство или природа человека,
различают естественно-правовую
и позитивистскую теории права.
Естественно-правовая
школа. С точки зрения естественно-правового
подхода, право - это право,
извне переданное человеку и
приоритетное к человеческим
установлениям. Теория естественного
права исходит из двойственности
права. Наряду с позитивным
правом, созданным государством,
согласно этой теории, существует
высшее естественное право, свойственное
человеку от природы. Естественное
право служит критерием
оценки права позитивного. Все,
что в позитивном праве
противоречит естественному
праву, недостойно уважения и
не должно считаться правом. Под
естественным правом представители
этой теории фактически
понимали буржуазные представления
о справедливости, общем
благе. Основными идеями
естественного права провозглашались
право частной собственности,
право на жизнь, личную
свободу, стремление к счастью,
равенство, право на революционные
выступления против правительства,
попирающего эти права.
Позитивное
значение естественно-правовой теории
состоит в следующем: во-первых,
она утверждает идею естественных,
неотъемлемых прав человека; во-вторых,
благодаря этой теории стали
различать право и закон, естественное
и позитивное право; в-третьих,
она концептуально соединяет
право и нравственность. Критическое
замечание в адрес данной теории
может состоять в том, что
не всегда представление о
праве как справедливом или
несправедливом можно объективировать
в правовой действительности[4].
С позитивистской
теории права, представителями
которой являются К. Бергбом
и Г. Шершеневич, право - это
совокупность установленных или
санкционированных государством
общеобязательных правил поведения
(норм), соблюдение которых обеспечивается
мерами государственного воздействия.
Позитивизм
отрицает естественное право,
которое рассматривается как
заблуждение умов, ведущее
к нарушению порядка. По
теории юридического позитивизма
право - факт реальности, позитивный
факт. Всякое позитивное право
происходит от власти. Право -
приказ власти, поддержанный
санкцией принуждения. Право
есть результат только
правотворческой функции государства,
независимой от экономических
и классовых отношений. Юридический
позитивизм связан с философским
позитивизмом. Сущность права провозглашается
непознаваемой. Оно не нуждается в
иных обоснованиях кроме факта своего
существования. Право, по мнению
К. Бергбома, является основой любого
строя. Позитивисты отрывают истоки
права от экономики и классовых
отношений. Свою задачу они видят в описании
права, в формально-логическом
исследовании его догмы. Формально-догматический
описательный метод признается
в качестве основного метода
исследования. В рамках юридического
позитивизма создается концепция
правового государства.
Для позитивистов
правом являются принудительные
нормы, которые устанавливаются
властью, имеющей возможность
обеспечить их выполнение. Именно
принудительность этих норм, а
не их особое содержание является
сущностным признаком права по
мнению позитивистов. Для позитивистов
право - это система формально-определённых,
установленных либо санкционированных
государством общеобязательных правил
поведения (норм права), регулирующих общественные
отношения, обеспечиваемых возможностью
государственного принуждения. Так Марксистская
школа, например, говорит о возведённой
в закон воле господствующего класса и
вместе с тем о совокупности правовых
норм.
Государство
делегирует субъективные права
и устанавливает юридические
обязанности в нормах права,
составляющих закрытую совершенную
систему. Позитивизм отождествляет
право и закон.
С точки зрения
позитивистов властная принудительность
является единственной отличительной
особенностью права. Показательным
тут является высказывание Томаса Гоббса:
«Правовая сила закона состоит только
в том, что он является приказанием
суверена». Подобные представления
в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос,
Г. Ф. Шершеневич.
Положительным
здесь нужно признать возможность
установления стабильного правопорядка,
детального изучения догмы права
– структуры правовой нормы, оснований
юридической ответственности, классификации
норм и нормативных актов, видов
интерпретации. К негативным моментам
теории следует отнести вводимую
её искусственную ограниченность права
как системы от фактических общественных
отношений, отсутствие возможности
нравственной оценки правовых явлений,
отказ от исследований содержания права,
его целей[5].
По мнению
ряда других авторов в зависимости
от того, в чем усматривалась
основа (базовый элемент) права
– норма права, правосознание,
правоотношение, - сформировались нормативистская,
психологическая и социологическая
теории.
Нормативистская
теория основана на представлении
о том, что право – это
совокупность норм, внешне выраженных
в законах и иных нормативных
актах.
Автором
данной концепции считают Г.
Кельзена, по мнению которого
право представляет собой стройную,
с логически взаимосвязанными
элементами иерархическую пирамиду
во главе с «основной нормой».
Юридическая сила и законность
каждой нормы зависит от «вышестоящей»
в пирамиде нормы, обладающей
более высокой степенью юридической
силы.
Перенося
учение Кельзена в
реальность, можно выделить
как
положительные так и отрицательные
моменты. Положительным в нормативном
подходе является то, что в нем
больше, чем в каком-либо
другом, подчеркнуто определяющее
свойство права - его нормативность.
Иметь в виде руководство
общее правило - это благо, особенно
если оно всеобщее и устойчивое. Нормативность
в данном подходе органически
связанна с формальной определенностью
права, что существенно
облегчает возможность руководствоваться
правовыми требованиями. Фиксированность
средств государственного принуждения
в случаях нарушения права.
Противостояние режиму произвола и беззаконию.
Косвенная ориентация на необходимость
возведения в закон надлежащей
(справедливой, моральной,
прогрессивной) воли. Ориентация
на подзаконное нормативное
регулирование общественных
отношений в ходе юридической
практики. Признание широких
возможностей государства влиять
на общественное развитие.
Отрицательное
в нормативном подходе
проявляется в игнорировании
содержательной стороны
права: положение в степени
свободы адресатов правовых
норм, субъективных прав личности,
моральности юридических норм,
соответствие их объективным потребностям
общественного развития.