Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:18, реферат
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
Родоначальник
психологической теории Л. И. Петражицкий
правом признает конкретную психическую
реальность – правовые эмоции человека.
, которые носят императивно-
Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя говорить и издавать законы, не изучая уровень правовой культура и правосознания в обществе, нельзя применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.
Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.
Наиболее
видными представителями
Знакомство
с разными подходами к праву
обнаруживает много ценного
и приемлемого в каждой
из них. И в этой связи
возникает желание объединить
в единое понятие все
признаки, более всего
отвечающие интересам правоприменительной
Итак, право в действительности всегда в чем-то неудостоверительное,
несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия. Определение права как совокупность норм, общих правил поведения ориентируются на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования.
2. Понятие морали
Мораль - система
исторически определенных
Содержание и
само понимание термина «
«В морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии»[6].
Мораль возникает
и развивается на основе
Существует несколько научных определений морали:
Термин «мораль»
по содержанию – латинский
аналог древнегреческого ethos (этика).
В латинском языке есть слово
«mos» (множественное число –
«mores»), обозначающее нрав, обычай, моду,
устойчивый порядок. На его
базе Цицерон с целью
В словаре русского
языка мораль определяется как
«правила нравственности и
В научной литературе
и в практическом обиходе
Мораль (латинское
мoralis – нравственный; mores – нравы)
– предмет изучения этики;
общественный институт, выполняющий
функцию регулирования
Другое определение
морали дает С.А. Комаров: «
Современный философ
Фрэнсис Фукуяма рассматривает
мораль как социальный капитал,
Во всяком
обществе действия громадного
множества людей должны быть
согласованны в совокупную
В то же время,
и моральные установки внутри
одной культурной традиции
Критериями наших
норм, оценок, убеждений выступают
категории добра, зла,
Современная наука
о морали приходит к убеждению,
Не существует
никакого единого морального
постулата, исходя из которого
можно было бы развить
Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни.
Совокупность моральных
идей и чувств может быть
сведена, таким образом,
Наоборот, каждый
из них в качестве моральной
аксиомы вступает в коллизию
со всеми остальными и ведет
с ними борьбу за абсолютное
верховенство в царстве морали.
«Каждая из твоих добродетелей,
- говорит Ницше своим образным
языком, - жаждет высшего развития;
она хочет всего твоего духа,
чтобы он стал ее глашатаем,
она хочет всей твоей силы
в гневе, ненависти и любви;
каждая добродетель ревнует
Глава 2. Исторический аспект
Исторически
право и мораль пребывают в
некоторой рядоположенности, временном
существовании, а также – помимо
этой явной взаимной зависимости
и сочетаемости ещё в неразличимой
слитности (не убей, не укради, не навреди
ближнему) предполагаемой внутренней
переплетенности, в прагматической
или теоретической
Для более глубокого изучения аспектов соотношения права и морали необходимо обратиться к истории развития государственно-правовых и моральных институтов. Важно иметь в виду, что мораль, так же как и право, никогда и нигде не бывает вечной и неизменной. Она возникает вместе с обществом, вместе с ним изменяется и развивается. Это историческое явление[16].
Дабы убедиться
в справедливости сказанного, достаточно
поставить, например, такой вопрос:
может ли мораль, оправдывающая рабство
на ранних стадиях развития человечества,
разделяться людьми на средних, а
тем более на современной стадии
его развития? Или: может ли средневековая
мораль, бравшая нередко под защиту
«святую инквизицию», считаться
моралью в настоящее время? Разумеется,
нет. Ведь общество, или часть его,
проповедовавшее эту мораль осталось
в прошлом. На смену им по мере экономического
и социально-политического
Шершеневич Г.Ф. писал: «История и этнография разрушают иллюзию абсолютной нравственности и устанавливают изменчивость нравственных норм, относительность нравственных понятий»[17]. Многие современные авторы делают вывод, что в мире нет абсолютной и универсальной морали, а существует мораль отдельно взятого в историческом плане общества.
К примеру, моральным представлениям рабовладельцев Спарты соответствовали периодически проводившиеся здесь массовые убийства государственных рабов – илотов. Для придания законности высшие должностные лица Спарты – эфоры – объявляли ежегодно илотам войну. И это соответствовало взглядам рабовладельцев на добро, гуманизм, справедливость. Но вряд ли соответствовало взглядам на мораль и законность рабов. А в древней Индии, согласно Законам Ману, закреплявшим представления господствующих кругов о добре и зле, справедливости и несправедливости, население делилось на неравные во всех отношениях группы людей - касты. Низшая каста, по законам и морали высшей касты, должны были оставаться полностью бесправными и вести нищенский образ жизни. В любом обществе господствующее положение всегда занимала мораль господствующих слоев и классов, мораль властвующих, но не подвластных[18].