Стратегии и тактики поведения личности в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….……….3
1 Конфликт. Понимание конфликта……………………………………………..……..….4
1.1 Подходы в понимании конфликта………………………………………………..4
1.2 Структура конфликта…………………………………………………………...…6
1.3 Динамика конфликта………………………………………………………………9
1.4 Виды конфликтов……………………………………………………...…………10
1.1.1 Внутриличностные конфликты……………………….…………….…….10
1.1.2. Межличностные …………………………………..………………………13
1.1.3 Групповые конфликты…………………………………………………….16
2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте……………………………...18
2.1 Исследование конфликтного поведения………………………………………..18
2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте…………….21
2.3 Стратегии конфликтного поведения в профессиональной сфере…………….30
Заключение…………………………………………………………………..……………37
Список использованных источников…………………………………………….……..39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Климчук.docx

— 93.11 Кб (Скачать документ)

     Определение временных, пространственных и системных  границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата. 

 

     

     1.3 Динамика конфликта

     Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

     а) латентную стадию (предконфликтная ситуация),

     б) стадию открытого конфликта,

     в) стадию разрешения (завершения) конфликта.

       На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной [5 ст. 35]

     На  этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься  попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

       Признаком перехода скрытой (латентной)  стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

     а) расширение числа участников;

     б) нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;

     в) смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;

     г) возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

     Вся совокупность действий участников конфликта  на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта [5 ст. 37].

     Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая  имеет большие ресурсы, силы, могут  быть двух видов.

     В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны  последствия открытой стадии конфликта  могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или  даже к уничтожению одной из сторон.

     1.4 Виды конфликтов

     1.4.1 Внутриличностные конфликты

     Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие  в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов  и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.

     Отечественные исследователи (Н.В. Гришина, Ф.Е. Василюк, А. Кармин и др.) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.

     Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни.

     Ситуационные  подходы, опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств представлены в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

     Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена, встречаются в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера [6].

     Специфика внутриличностного конфликта состоит  в следующем:

     а) особенность структуры конфликта – отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

     б) специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

     в) латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

     Внутриличностные  конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

     а) результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

     б) возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка) [6].

     Исторически одной из самых влиятельных в  психологии оказалась традиция, рассматривающая  мотивационные конфликты. Классиком  в этой области признан Курт Левин, который выводил их из анализа  проблем, возникающих в жизненной  ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости  и одновременной актуализации. К  конфликтному Левин относил одновременное  воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения  этих конфликтов:

     а) альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга. Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было;

       б) альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего);

     в) одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против [7ст. 41].

     Э. Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами в таблице 1 – Возрастные кризисы.

Таблица 1 – Возрастные кризисы

     
     Возраст      Содержание  кризиса
     0-1 год      Доверие-недоверие
     1-3 года      Автономия – стыд, сомнение
     3-6      Инициатива  – чувство вины
     6-12      Трудолюбие  – чувство неполноценности
     12-19      Я-идентичность – смешение ролей
     20-25      Близость-изоляция
     26-64      Порождение, творчество – застой
     65 - смерть      Интеграция - отчаяние
 

     В основе когнитивного типа конфликтов – несовместимые представления (когниции) личности. Согласно когнитивистам, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования  этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность.

     Если  большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике  человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:

     а) путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого): сегодняшние мысли изменяют воспоминания (принятое решение создает собственные опоры для поддержки – причины, которыми мы оправдываем его целесообразность). Все те аргументы, которые были за и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления;

     б) путем изменения одной из когниций (1 когниция – знаю, что курю, 2 когниция – знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре Я);

     в) путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ);

     г) путем перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст;

     д) путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более, чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого поступка [7 ст. 50].

     Одним из способов описания человека как  субъекта деятельности является использование  представлений о совокупности его  ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с  другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены  группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются  ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому  члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

     Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между  требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает  из-за неспособности соответствовать  требованиям роли, либо из-за нежелания  ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный  вариант снятия этого противоречия.

     Межролевой  конфликт: предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются  несовместимыми (семья-работа).

     Типичными факторами, определяющими силу этого  типа конфликтов, составляют:

     а) степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

     б) жесткость, с которой эти требования предъявляются;

     в) личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

     Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:

     а) бессознательные, связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т.д.);

     б) сознательные, определяются следующими вариантами:

     а) переориентация – изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;

     б) компромисс – осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;

     в) коррекция – изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе [8 ст. 11].

     1.4.2. Межличностные и групповые конфликты

     Межличностный конфликт очень тесно связан с  внутриличностным. Строгого определения  межличностного конфликта не существует.

     Тем не менее, можно назвать отличительные  особенности межличностного конфликта:

     а)  противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;

     б) проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;

Информация о работе Стратегии и тактики поведения личности в конфликте