Стратегии и тактики поведения личности в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….……….3
1 Конфликт. Понимание конфликта……………………………………………..……..….4
1.1 Подходы в понимании конфликта………………………………………………..4
1.2 Структура конфликта…………………………………………………………...…6
1.3 Динамика конфликта………………………………………………………………9
1.4 Виды конфликтов……………………………………………………...…………10
1.1.1 Внутриличностные конфликты……………………….…………….…….10
1.1.2. Межличностные …………………………………..………………………13
1.1.3 Групповые конфликты…………………………………………………….16
2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте……………………………...18
2.1 Исследование конфликтного поведения………………………………………..18
2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте…………….21
2.3 Стратегии конфликтного поведения в профессиональной сфере…………….30
Заключение…………………………………………………………………..……………37
Список использованных источников…………………………………………….……..39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Климчук.docx

— 93.11 Кб (Скачать документ)

Заключение

     Целью работы было изучение стратегий и тактик поведения личности в конфликте. Тактики могут быть “мягкими” или “жесткими”. Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение; жесткой — тактика, вызывающая или могущая вызвать неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым.

     Существуют  тактики непосредственного воздействия (сообщение о сути дела) и опосредственного воздействия (то, что хотелось бы от объекта воздействия прямо не упоминается). К полюсу непосредственности тяготеют такие тактики, как требования, просьбы, к полюсу опосредованности — заискивание, дружелюбное обращение. Можно выделять рациональные (например, рациональное убеждение) и иррациональные (давление, заискивание) тактики. Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами ситуации.

     С точки зрения Вересова Н.Н. конфликт - острое столкновение противоположных  позиций в процессе взаимодействия людей. Каждый конфликт в собственном  смысле слова может быть представлен  тремя этапами: начало, развитие и  завершение. К собственно конфликту  примыкают еще два периода: предконфликтный  и послеконфликтный. Предконфликтная (конфликтная) ситуация: открытый конфликт (собственно конфликт):

     а) инцидент (начало)

     б) эскалация (развитие);

     в) завершение конфликта.

     Послеконфликтный  период.

     Предконфликтная ситуация - это возможность, а не действительность конфликта, который  не возникает на пустом месте, а вызревает  постепенно, считает Вересов Н.Н.

     В отечественной психологии разработана  понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской (1978) , содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его  динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым дополнена  эта схема : сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение (завершение) конфликта.

     К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое  сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.

     А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в  данной ситуации мотивов, интересов, типов  поведения.

     Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в  достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости  характеров, несходства культурных основ  и потребностей.

     Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.

     А.Г. Ковалев считает, что конфликт- это  явление межличностных и групповых  отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения.

     В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я  потеряю, какое значение имеет предмет  спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка  или сотрудничество). Часто отражение  этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном  взаимодействии насыщено мощным эмоциональным  напряжением и носит спонтанный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемых источников

     1 Конфликтология. Вопросы – ответы: Учеб. пособ. для вузов/ Под ред. В.П. Ратникова. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2004 стр. 100

     2 http://lilium-center.ru/Strategii-i-taktiki-povedeniya-uchastnikov-konflikta.html

     3 http://www.ckct.org.ru/study/confl/confl17.shtml

     4  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 2007 стр. 115

     5 Вересов Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе 2003 стр. 90

     6 http://www.refbank.ru/psicho/100/psicho100.html

     7 Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М.: МГУ, 2006 стр. 121

     8 Канатев Ю.А. Психология конфликта. М., 2004 стр. 140

     9 http://www.psyznaiyka.net/conf-diagnostika.html?id=12

     10 Зайцев А.К. Социальный конфликт. M.: Academia, 2000 стр. 116

     11 Гришина Н. В. «Опыт построения  социально-психологической типологии  производственных конфликтов»  2005 стр. 127

     12 Государев Н.А. Треугольный человек. М., 2002 стр. 99

     13 http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003296  

     14 Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М.: Институт психологии РАН, 2003 стр. 200.

     15 Жутикова Н.В. Конфликтная ситуация; как ее избежать?//Народное образование, 2001, №2, стр. 87.

     16 Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт. 2004 стр. 112.

     17 Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие - М., - 2002 стр. 122.

     18 Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта // Иностранная психология, том 1, № 2, 2000.

     19 Михаил А. Г. Пути решения конфликтов 2004 стр. 215

     20 Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 2001 стр. 156

     21 Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 2004 стр. 162

     22 Скотт Дж. Т. Конфликты, пути их преодоления. 2001 стр. 150.

     23 Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 2003 стр. 106.

     24 Канатев Ю.А. Психология конфликта. М., 2003 стр. 245

Информация о работе Стратегии и тактики поведения личности в конфликте