Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:23, курсовая работа
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Введение……………………………………………………………..…………….……….3
1 Конфликт. Понимание конфликта……………………………………………..……..….4
1.1 Подходы в понимании конфликта………………………………………………..4
1.2 Структура конфликта…………………………………………………………...…6
1.3 Динамика конфликта………………………………………………………………9
1.4 Виды конфликтов……………………………………………………...…………10
1.1.1 Внутриличностные конфликты……………………….…………….…….10
1.1.2. Межличностные …………………………………..………………………13
1.1.3 Групповые конфликты…………………………………………………….16
2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте……………………………...18
2.1 Исследование конфликтного поведения………………………………………..18
2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте…………….21
2.3 Стратегии конфликтного поведения в профессиональной сфере…………….30
Заключение…………………………………………………………………..……………37
Список использованных источников…………………………………………….……..39
Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей.
В
последнее время произошло
Для
описания типов поведения людей
в конфликтных ситуациях
Соответственно
этим двум способам измерения выделяются
следующие способы
Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки.
И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше на рисунке 1 - Пять способов урегулирования конфликтов.
Рис.
1- Пять способов урегулирования конфликтов
2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте
Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты — как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд — необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают порой их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Важное место в процессе познания и управления конфликтом занимают психологические исследования, позволяющие вскрывать глубинные основы конфликтного поведения. Поэтому неслучайно возникновение новой области психологии — конфликтологии. Во многих психологических журналах периодически появляются статьи на данную тему, выходят многочисленные книги, уже более тридцати лет издается специальный журнал — “Journal of Conflict Resolution” (Journal of Peace Science Society, Sage Periodicals Press). Накоплены многочисленные данные о причинах возникновения, этапах и механизмах протекания, способах разрешения разных типов конфликтов: межличностных, межгрупповых, межнациональных [16 cт. 44].
Каждый
конфликт состоит из определенных действий.
Его участники могут угрожать,
требовать, просить, создавать коалиции,
идти на уступки и совершать еще
множество других действий. При всем
разнообразии их можно объединить в
несколько общих классов, или
стратегий. Наиболее часто выделяются
следующие стратегии
Как
правило, в конфликте используются
комбинации стратегий, порой доминирует
одна из них. Часто конфликт начинается
с кооперативного поведения, однако
при его неудаче в ход
Стратегии реализуются через различные тактики. Стратегии и тактики различаются между собой по степени обобщенности. Стратегия — это набор макроскопических целей. Тактики — средства достижения этих целей. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза, обычно рассматриваемая как деструктивная и недоброжелательная тактика, может быть использована в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.
Основными
тактиками поведения в
— рациональное убеждение — использование фактов и логики для подтверждение своей позиции и убеждения оппонента;
— давление — требования, приказы, у грозы (“Если вы не сделаете этого, то я накажу вас”);
—
апелляция к власти, санкции —
использование взысканий и
— дружелюбное обращение, заискивание — создание у оппонента представления о наличии у него привлекательных качеств;
— коалиционная — просьбы о поддержке, союзе;
— заключение сделок — взаимный обмен благами, обещания (общий смысл их следующий: “Если вы поступите данным образом, то я награжу вас”);
— введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности;
— неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут приняты.
Получены данные о влиянии на выбор тактики таких переменных, как социальный статус объекта воздействия и его устойчивость к воздействию, а также социального статуса лица, применяющего тактику.
Тактики могут быть “мягкими” или “жесткими”. Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение; жесткой — тактика, вызывающая или могущая вызвать неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым [17 cт. 85].
Существуют
тактики непосредственного
Можно выделять рациональные (например, рациональное убеждение) и иррациональные (давление, заискивание) тактики [17 cт. 87].
Выбор
стратегии поведения в
Важнейшей детерминантой такого рода является ориентированность участников конфликта на свои или чужие интересы. От того, заинтересованы ли участники лишь в собственной выгоде, либо они учитывают и интересы другой стороны зависит и тип предпочитаемой стратегии. В результате их поведение может быть описано с помощью двух независимых параметров: 1) настойчивости — определяемой как направленность на удовлетворение своих собственных интересов; и 2) кооперативности — учет в поведении интересов другой стороны. Основываясь на указанных представлениях, можно прогнозировать будущее поведение участников конфронтации, исходя из оценки их ориентированности на свои или на чужие интересы [18 cт. 25].
Когда
учитываются и свои интересы, и
интересы оппонента, то предпочтение отдается
проблемно-решающей стратегии; когда
одна из сторон сильно ориентирована
только на собственную выгоду —
используется соперничающая стратегия;
когда более выражен учет интересов
оппонента — применяется
Важным фактором, влияющим на выбор стратегии, является оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения собственных целей и ее “цены”. Оценка осуществимости стратегии позволяет произвести адекватный ее выбор.
Так, выбор в пользу проблемно-решающей стратегии достигается в том случае, когда существует уверенность в способности находить взаимоприемлемые решения; имеются предыдущие успехи по достижению согласия в данном конфликте; присутствует посредник; оценка готовности другой стороны к проблемно-решающему поведению позитивна; есть доверие к оппоненту — уверенность в том, что оппонент беспокоится об интересах другой стороны.
Если
же одна из сторон высоко заинтересована
в собственных результатах, но враждебна
по отношению к другой; ее запросы
высоки и не снижаются; готовность другой
стороны к уступкам оценивается
как высокая; отсутствует удовлетворяющее
обе стороны решение; цена использования
соперничающей стратегии
Наличие
достаточного количества времени благоприятствует
использованию стратегии
В
тех же ситуациях, когда выгода от
продолжения конфликта
Один из наиболее острых вопросов в психологии конфликта это вопрос об эффективности стратегий. На первый взгляд, проблемно-решающая стратегия кажется наиболее эффективной, однако в действительности ситуация сложнее, поскольку успешность применения любой стратегии зависит от большого числа факторов, и не все они благоприятствуют кооперативному поведению.
Важным оказывается то, какую стратегию использует оппонент. В том случае, когда обе стороны применяют соперничающую стратегию, переговоры заходят в тупик. Если одна сторона использует соперничающую стратегию, а другая — кооперативную, то это довольно часто приводит к взаимоприемлемому соглашению, однако более чем в 50% случаев участник с соперничающей стратегией добивается победы.
Эффективность
соперничающей стратегии
Кооперативной
стратегии способствуют: 1) сильная
взаимозависимость участников конфликта,
и их склонность к совместной работе
в дальнейшем; 2) склонность участников
игнорировать различия во власти; 3) доступность
формальных процедур для осуществления
проблемно-решающего поведения; 4) концентрация
внимания на решении общей проблемы,
а не на защите собственного мнения;
5) оценка конфликта как незначительного,
существование возможности
Стратегия уступок эффективна в тех случаях, когда хорошие отношения с оппонентом важнее, чем результат данного конфликта.
Таким образом, для каждой стратегии существует класс ситуаций, в которых она является наиболее эффективной.
Зависимость
эффективности стратегии от требований
ситуации вынуждает людей
Выделение стратегий конфликта позволяет за потоком отдельных действий участников различать общую линию их поведения. Однако для более полного понимания конфронтации необходимо анализировать процесс ее протекания.
Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п. К этому набору приемов для разрешения конфликтов можно добавить еще одну стратегию поведения – стратегию сотрудничества, которая в отличие от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны [20 cт. 27].
Конкуренция
– «акула». Для такой стратегии
характерен тип поведения, который
образно можно представить
Информация о работе Стратегии и тактики поведения личности в конфликте